Любовь Шмелёва
По жизни без опасности. Консультации для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 21 «Сказка» комбинированного вида»
По жизни без опасности
Выполнила: Шмелева Л. В.
воспитатель
2016
Содержание
Введение…. ….3
Главные правила уроков безопасности…. ….…. …4
Как говорить, чтобы ребенок вас понял…6
Список литературы….…. 11
Введение
Публикация «По жизни без опасности, Консультации для родителей» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.
В семье происходит становление характера ребенка, формирование его отношения к окружающим, первые навыки общения. Семья обеспечивает удовлетворение важнейшей потребности маленького ребенка – потребности в признании, любви, эмоциональной защищенности.
Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется, постоянно начиная с рождения ребенка и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.
Поэтому педагогам детского сада необходимо сделать родителей своими союзниками в воспитании у ребенка сознательного безопасного поведения. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребенку по данному вопросу со стороны педагогов детского сада и родителей.
Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, не всегда так бывает. Начиная познавать окружающий мир, он сталкивается с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения.
Безопасность поведения на улице, в быту, общении с людьми – все это составляющие общей культуры безопасности. Но если мы будем все время одёргивать ребенка и говорить о том, что тут он может попасть под машину, там обжечься, здесь пораниться, ничего хорошего из этого не получится. Мы вырастим запуганное создание с громадным багажом комплексов. Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?
3
Главные правила уроков безопасности
Как найти этот баланс, эту разумную середину, чтобы и от опасности уберечь, и на поводке не держать ребенка?
1. Знать возможности своего ребенка.
Есть специальная литература. Что может и должен уметь человек в столько-то лет, и какие интересы и потребности появятся у него в ближайшее время.
2. Учитывать возрастные особенности.
В каждом возрасте у детей свои причуды. И знания одних только этих слабых мест хватит, чтобы по-настоящему позаботиться о безопасности своих очень любопытных и очень инициативных наследников.
3. Ставить те задачи, до которых ребенок дорос.
Учите тому, чему он уже способен научиться. Идите чуть впереди, но не забегайте «за горизонт». Годовалый человек с удовольствием засунет в рот горошину, даже если вы сто раз говорили, что «ай-ай, бяка!». Двухлетний, найдя красивую лесную ягодку, немного потерпит, а потом непременно отправит ее в рот. Учите ребенка тому, чему он способен научиться, учитывая его особенности, интересы и увлечения.
1. Создать подходящие условия.
Нельзя научиться плавать на суше, нельзя понять, что такое «добро» и «зло», если не испытывал, не прочувствовал этого. Нужны такие ситуации, в которых ребенок будет учиться безопасности и закреплять свои навыки на практике.
2. Поставить рамки.
Детям любого возраста нужны внешние ограничения. У них не хватает опыта, и ваша задача – обозначить границы, за которые выходить нельзя. Ограничения, рамки, условия – это ваш, внешний контроль, который поможет находиться ребенку «в рамках безопасности».
3. Поощрить откровенность и правдивость.
4
Ребенок должен знать, что вы в курсе, соблюдает он условия договора или нет. Что вас обманывать и обмануть нельзя – себе же хуже.
4. Прощать ошибки. Но не потворствовать.
Юный человек должен быть уверен, что он найдет у вас сочувствие и понимание. И вы без крайней нужды не лишите его тех преимуществ, которые он имеет. Иначе вы не будете знать, что случается, что происходит с вашим ребенком и в какие переделки он попадает. А это, согласитесь, куда опасней, чем мелкие нарушения.
5. Реагировать правильно.
Сначала – выслушайте. Без осуждения и критики. Потом оцените степень вины (или степень опасности). Порадуйтесь, что все кончилось хорошо. И только потом покажите, чем вы недовольны, и объясните почему. Сначала – понять и только потом – осудить и принять меры. Вы можете и наказать, но ребенок должен чувствовать, что наказание справедливо, что вы не перестаете его любить, только тогда он сможет вас понять, и только тогда осуждение и наказание будет иметь смысл.
6. Самое главное правило: объяснить так, чтоб ребенок понял.
5
Как говорить, чтобы ребенок вас понял.
1. Объясните наглядно и образно.
Проведите маленький эксперимент. Вы можете сказать, как опасно наступать на крышку колодезного люка, и как он глубок, и какие там трубы, и… ваш ребенок тут же забудет. В его сознании этот самый люк с опасностью не свяжется, наоборот, захочется посмотреть, и потрогать, и потопать по нему ножками. Но если вы подведете своего шустрого ребенка, и покажите ему толстую крышку и этот глубокий колодец, да еще бросите туда, в темноту, камешек, и поговорите, что будет, если туда свалится человек, и предложите понюхать, чем оттуда пахнет, - такая информация врежется в его память, и прочно там обоснуется, и в нужный момент
напомнит: «Внимание, опасность!» - то есть сработает на уровне рефлекса.
Чтобы ребенок как следует, запомнил что-либо, ему мало услышать. Он должен увидеть, ощутить, воспринять через органы чувств и эмоционально.
2. Играйте.
Игра – лучший способ донести до ребенка нужные сведения. Причем так, чтобы они прочно закрепились в его памяти и в нужный момент «вынырнули» оттуда.
Пока ребенок маленький, все «уроки безопасности» должны проходить вот так, неназойливо, в игровой форме. Впрочем, и дети старше усваивают важные понятия лучше, если ненавязчиво, «играючи» объяснять им. Почему? Потому что играть для детей так же естественно, как ходить и дышать.
Предположим, ваш малыш сдирает все шапочки и панамки даже на пляже, когда солнце печет голову. Можно пообещать сотню неприятностей и «никаких купаний». Но это будет силовой метод, а нам надо, чтобы дети понимали, почему и как надо беречь себя.
Например, как кукла Барби забыла дома шляпку и пошла гулять, и что с ней случилось, и как она лечилась… Игра удобна и тем, что на нее не нужно
6
специально отводить время. Вот печете вы на кухне блины – и играете. Блин – это солнце, посмотри, врежется в его память, и прочно там обоснуется,
какой от него жар, пощупай – потрогай, вот так и солнце, когда горячее… (и так далее – объясняете в игровой (образной) доступной форме все причины и последствия теплового удара). Вы можете вместе даже нарисовать солнышко с увесистой дубинкой…
Проигрывайте разные ситуации, показывайте (находите вместе) варианты решений, ищите выход из почти безвыходного положения.
Когда играете – любые советы воспринимаются совсем иначе, без внутреннего протеста, потому что они всегда кстати, потому что вы на равных, вы партнеры, вы соучастники и друзья.
3. Уроки между делом. Уроки безопасности лучше всего проводить неназойливо, вызывая любопытство и желание узнать. Чем интереснее будут ваши уроки, тем больше гарантия, что ребенок усвоит их на «отлично».
Главный принцип обучения – учить так, чтоб ребенок захотел учиться. Так что говорите четко, кратко и образно.
4. Коварное «нет».
О коварстве «нельзя» мы уже говорили. С «нет» и «не» дело обстоит еще хуже. Ну не хочет наше подсознание его воспринимать!
Старайтесь строить фразы так, чтоб обойтись без «не», «нет», «нельзя».
Избегайте риторических вопросов (особенно когда у вас плохое настроение).
Будьте осторожно-тактичны со слегка ироничными намеками, это очень часто выглядит как вариант этакого изощренного подкалывания и тоже сердит.
А если вам все-таки приходится говорить «нет», подсластите пилюлю…
7
Итак, ваша речь должна быть положительна и конкретна, добра, но не иронична.
5. Рассказывайте сказки.
Лучший способ что-то донести до ребенка – поиграть в это, проживая в игре всяческие сложные ситуации, в которые может попасть маленький человек. Или рассказать сказки, где в такие ситуации попадают милые персонажи, которых ребенок может быть, несознательно соотносит с собой.
Покупая ребенку сказки, многие из нас не задумываются о том, что они – прекрасное пособие по безопасности. «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Маша и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Теремок», «Красная Шапочка» содержат описание опасных ситуаций и инструкции о том, как из них выйти. Сначала не столь важно, в какой форме ребенок будет
воспринимать сказки – в виде мультфильмов, радиопостановок или слушая маму, читающую ему книгу, или рассказывая сказку обыгрывает ее с его игрушками. Ребенок должен «наслушаться» либо «насмотреться» сказок, а полезная информация, заложенная в них, даже и без объяснения взрослых достигнет детского подсознания. В дальнейшем можно сопровождать чтение сказок собственными комментариями, сокрушаться по поводу неправильного поведения персонажей, обсуждать с ребенком возможные варианты развития событий. И, наконец, когда ребенок поймет, что помимо добрых мишек и зайчиков на жизненном пути ему могут повстречаться злые волки и хитрые лисы, можно переходить к конкретным инструкциям – не открывать дверь незнакомым людям, не давать свой адрес, не убегать на улице, не уходить одному из садика… К сожалению, знакомство ребенка с потенциально опасными ситуациями – не гарантия того, что он в них не попадет.
Для закрепления пройденного необходимо периодически устраивать ребенку экспресс - экзамены – просить повторить порядок действий в определенной ситуации.
8
Культура безопасности возникает у ребенка не сама по себе. Она
возникает в результате длительной и кропотливой работы взрослых.
Воспитание ребенка с учетом его темперамента, работа со страхами и тревожностью, а главное, взращивание вашего «цветка» в атмосфере любви и доброжелательности – вот условия того, чтобы ребенок не стал недоверчивым, но научился вести себя в соответствии с реальностью.
6. Покажите, как надо делать правильно.
Все дети любят бегать, лазать, прыгать, но одни почему-то обходятся без приключений неприятных, а другие набивают шишки, синяки. Почему?
Выучить – повторить – закрепить – проверить. Когда соблюдается такой алгоритм, неприятностей случается меньше, потому что вы:
а) заранее готовите малыша;
б) развиваете в нем бдительность и разумную осторожность.
У детей прекрасно развит инстинкт самосохранения, и чаще всего в переделки они попадают из-за собственной неопытности!
Например, малыш лезет на дерево. Можно конечно, не пускать, можно отругать. Но на дерево не сейчас, так потом он все равно залезет! Что вам делать? Позволять ребенку учиться лазать. Хочет залезть на дерево, а там ветка сухая? Воспользуйтесь этим и покажите малышу на конкретном примере, за какие ветки цепляться можно, за какие – опасно. Пусть он просто попробует подергать, согнуть, повисеть, чуть оторвав ноги от земли.
Только – никакой серьезности и назиданий! Они могут свести на нет все ваши усилия.
Помните: самый лучший способ – игра. Именно в игре дети познают мир и приобретают полезные навыки.
7. Повторяйте по-разному.
Об одном и том же – по-разному. Например, о том, что первый тонкий ледок, затянувший пруд, опасен : если пойдешь по нему – треснет, и ты можешь провалиться.
9
* Рассказали,
* показали,
* поэкспериментировали (бросили камень – и он разбил лед,
* ответили на вопросы по теме (кратко, без лекций,
* показали в книжке или на картинке (воду, лед, прорубь,
* принесли домой небольшой кусочек льда и посмотрели, как он превращается в воду,
* сочинили забавную сказку (или прочитали сказку, просто достаточно близкую к данной теме,
* поиграли в «медведя», который проснулся зимой и отправился на реку ловить рыбку,
* нарисовали и прокомментировали ситуацию,
* задали вопрос по подходящему случаю, (когда, например, в мультике показывают сугробы, речку, закованную в лед и т. п. ,
* поговорили, обсудили – и пусть это будет диалог.
Так же – последовательно, постепенно, углубляя и возвращаясь к пройденному, надо говорить о сложных вещах.
10
Список литературы
1. Некрасова, Н., Некрасова, З. Без опасности. От рождения до школы [текст] Н. Некрасова, З. Некрасова. – София, 2007
2. Павлов, И. (Без) опасный мир? [текст] И. Павлов // Мой ребенок. – 2007. - №9. – с128-131
11