Мукадас Ахмадалиевна
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамматике в подготовительной группе «Осень, осень в гости просим»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамматике в подготовительной группе по теме «Осень, осень в гости просим»
Актуальность темы: особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности. Например, таких, как речевое общение, восприятие художественно-литературных произведений, наблюдение, поиск интересующей информации, стремление что-то узнать у взрослых и т. д.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи и обучению грамматике в подготовительной группе „Осень, осень в гости просим“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Дети в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя представители животного мира, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях.
Программное содержание:
Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Задачи:
- Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
- Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
- Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь.
- Воспитывать положительный настрой на учение,пробуждение интереса к познанию новых звуков.
- Развивать слуховую память и фонематическое восприятие.
- Уточнение и расширение лексического запаса.
Оборудование:
Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
•Доска с таблицей, фломастер, мяч.
Демонстрационный материал:
•Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень", «Золотая осень».
•Обобщающие таблицы предыдущих занятий, мнемотаблица.
Шкатулка, картинки (птиц, овощи, фрукты)
Ход совместной деятельности
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
Воспитатель:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: за мною нагрянет зима.
Дети: Осень.
Воспитатель: Сегодня в "Лесной газете" напечатано объявление:
"Открывается лесная школа".
". Мы пришли сегодня на эту поляну на урок в лесную школу. (садимся на ковер)
(Ежик входит) Здравствуйте ребята. На поляне состоялось собрание лесных животных. Мы хотели принять решение: А готовы ли наши запасы к зиме. Получилось так, что одна половина считала, что мы готовы к зиме, а другая с ними не согласны.
Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать.
Воспитатель: Этот вопрос очень интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Ребята, нашим лесным друзьям повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь друзьям принять правильное решение.
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).
Воспитатель: ребята, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру) Молодцы.
Игра "Погода осенью"
Воспитатель: Ребята, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая.
•Когда дует ветер - ветреная
•Холодно - холодная
•Пасмурно - пасмурна
•Сыро - сырая
•Хмуро - хмурая
•Ясно - ясная
Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде.
Еж : Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: (Ранняя, золотая, поздняя)
Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)
Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осеню
Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают орехи, поспевают клюква.
Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.
Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые.
Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.
Пословицы
1. Осень идет, и дождь за собой ведет.
2. Красна весна цветами, а осень пирогами.
Приметы
1. Гром в сентябре - теплая осень.
2. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
Воспитатель : ребята давайте поиграем
д/и "Угадай слова по первому звуку»[/b]
Дети называют первый звук слов, обозначающих предметы на предложенных картинках. Из полученных звуков составляют новое слово. Выполняют звуковой анализ слов. (Молодцы ребята, вы справились заданием)
Еж: Ребята, а почему у деревьев опадают листочки?
Дети: (Мало солнца, стало холодно)
Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?
Дети: (Приклеить, пришить).
Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?
Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).
Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?
Дети: (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега)
Воспитатель: Ребята, представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).
Физминутка "Листочки".
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
Еж: Ой, как много на ковре листочков.
Воспитатель: А давайте поиграем в игру.
Назови правильно
Я буду показывать лист, а вы называть с какого он дерева. Если я неправильно назову лист, вы исправьте. (Показ листьев - дети говорят название дерева).
Молодцы, вы точно определяете деревья.
Еж: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?
(Ответы детей)
•Никогда бы не было коротких дней.
•Не смогли надеть осеннюю одежду.
•Не увидели золотую листву.
•Не наблюдали за цветными листьями.
•Не было бы листопада.
•Не успели бы улететь птицы на юг.
•Не было бы туманов.
•Не наблюдали бы за инеем.
•Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда.
•Не летали бы серебряные нити паутины.
•Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.
•Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
•Не убирали бы богатый урожай в огородах.
•Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
•Не лил бы осенний моросящий дождь.
Еж: Из ваших ответов, я понял, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.
Д/игра осенние слова
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Воспитатель: А вот скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?
Дети: Перелетные, зимующие
Воспитатель: А что же это за перелетные птицы?
Дети: Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее.
Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?
Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.
Воспитатель: Во время переплета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.
Воспитатель: А какие птицы остаются у нас зимовать и почему?
Дети: Воробьи, галки, вороны, голуби, сороки, синицы, дятлы, тетерева, филины. У этих птиц оперенья гуще, они прилетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится.
Воспитатель: Дети вы верно подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно.
Еж: Чудесно! Мне понравилось, как отвечают: без стеснения. У вас отличные знания о птицах. А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?
Дети: Заяц выводит детенышей и меняет серую шубку на белую. Ежи, барсуки, готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы. Потому что они сами могут достать себе корм. Белка меняет рыжую шкурку на серую и делает запасы в кладовых.
Еж: У вас огромный запас знаний о жизни животных в лесу. Я заметил, что вы не повторяетесь в своих ответах, чувствуется, что вы много знаете.
Воспитатель: Ребята скажите, а чем занимаются люди осенью?
Дети: Собирают ягоды, грибы. Сушат на зиму. Варят варенья, Убирают овощи и фрукты в огородах. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу).
Воспитатель: Хорошо, а знаете ли вы, что можно есть у того или иного растения, овоща? Игра называется.
Вершки и корешки (игра с мячом)
- Морковь, картофель, свекла, репа, чеснок - корешки.
- Рожь, пшеница, укроп, горох - вершки.
- Лук - вершки и корешки
Воспитатель: ребята а сейчас прочитайте стихотворение «Осень», написанное на таблице. (Мнемотаблица)
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что же мы напишем нашим лесным друзьям.
Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Подготовка запасов к зиме подходит к концу. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Прилетели зимующие птицы в наши края. Но осень будет теплая, звери завалялись в спячку.
Воспитатель: Сегодня после прогулки мы напишем лесным животным ответ.
Рефлексия: Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. (корзина с фруктами)
Литература
1. Н. В. Елкина. О. В. Маринчева "Учим детей наблюдать и рассказывать" пособие для родителей и педагогов - Ярославль: академия развития 1996г.
2. Р. Н. Бунеев, А. А. Вахрушев Кочемасова Е. Е. Акимова Ю. А. "Здравствуй мир". Москва "Баласс" 1996г.
3. Т. А. Шорыгина, "Какие месяцы в году". Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров, родителей. Москва Гном - Пресс. 2000г.