лилия хайбуллова
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования
▼ Скачать + Заказать документы
ИПМ 5. Технология опыта
Учитывая все составные компоненты творчества (оригинальность, беглость, гибкость, восприимчивость, я определила основные направления работы:
1. Создание в группе условий для творческой изобразительной деятельности.
2. Раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.
3. Привлечение родителей к взаимодействию по данному направлению деятельности.
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Для решения этих задач нужно было создать соответствующую развивающую среду. В группе выбрала достаточно освещенное удобное место для занятий изодеятельностью. Создала небольшую выставочную зону для готовых работ – детских рисунков разного формата. Оформила стенд для наглядной агитации: рекомендаций, советов, памяток. С помощью родителей приобрела весь необходимый для рисования материал и создала в группе уголок – «Все для творчества». Учитывая возможности детей, продумала темы для своей дополнительной программы «Художник», составила перспективный план НОД по программе, подготовила учебно - методические пособия к ним («Помогите, пальчики», дидактические игры («Необычные кляксы», «Удивительная ладонь», «Мастерская форм», «Волшебная нитка», «Создай картину», «Угадай картину», игры с красками («Разноцветная вода», «Смешай краски»).
С помощью родителей и детей собрала печатный материал «Забавные отпечатки» - различного рода самодельные штампики (из пластилина, деталей конструктора, разрезанной трубочки от сока, из скалки, катушки из-под скотча и т. п)
В уголке «Все для творчества» имеются различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангина; пластилин, разноцветный скотч, нитки, тушь, парафин и многое другое. В практике обучения детей изобразительной деятельности широко используя разнообразные материалы, убедилась: детям нравится новизна. Интерес к действиям возрастает во много раз! Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками работы с различными материалами, стараюсь подвести их к осознанному выбору материала для создания своего образа. Здесь очень важным моментом является то, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать таким материалом, который ему больше понравился. Когда в конце занятия ребенок видит свой рисунок среди других работ, он замечает разнообразие технического решения изображений. Тогда на следующем занятии его выбор может быть другим. Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества!
В своей работе использую беседы, путешествия по сказкам, к сказочным героям, наблюдения («За окном», «У речки», «В лесу», «У бабушки в деревне», целевые прогулки в парк, к памятникам, экскурсии в Спасский музей (праздник «Осенины», в городскую детскую библиотеку (проект «Белоствольная береза», фотовыставки («Рисуем дома», выставки рисунков («Рисуем без кисти», «Маленькие художники», «Весеннее настроение», «Умелые ручки», конкурсы, развлечения.
Необычные способы рисования очень увлекают и радуют детей. Для формирования творческих способностей у дошкольников были применены следующие методы: наглядный, словесный и практический (показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, беседа, рассматривание иллюстраций). Для того чтобы заинтересовать детей, настроить их на предстоящую деятельность были использованы стихи, загадки, различные сюрпризные моменты. Для создания эмоционального фона во время работы включались музыкальные произведения. Затем дети отражали свои переживания и фантазии, вызванные музыкой, в рисунке. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности позволяют сделать рисование более увлекательным и раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.
В старшем возрасте у ребенка более богатые представления. Он уже понимает, что с помощью цвета можно выплеснуть на лист бумаги радость или гнев, печать или страх, а можно создать впечатление покоя и равновесия. Развитие воображения помогает создавать персонажи, которых на самом деле не существует (НОД «Подводное царство», «Морское чудовище»).
НОД с использованием нетрадиционных техник проводила 3-4 раза в месяц. За год- 30 занятий. Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки рисования, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает учащимся избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «не похоже». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени его одаренности. Мнение, что изобразительная деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность. Работы получаются даже у того, кто не проявляет особых способностей к изобразительному искусству. С помощью таких работ дети начинают успешно рисовать. Все предложенные техники изучены и апробированы в работе с детьми. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей.
Хочу выделить наиболее яркие виды техник нетрадиционного рисования, использованных в старшей группе за 2012 – 2013 учебный год. Каждый из этих техник – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Особый интерес у детей вызывает парафиновая техника или рисование свечой, восковыми мелками (НОД «Белый город», «Подснежники»). Граттаж – процарапывание - введен немецким художником Максом Эристом. В этой технике выполнили работу на тему: «Русская береза».
Доступна для детей техника печати (по трафарету «Ваза с фруктами», листьями «Осенний букет», на пластилине «Тульский пряник»)
Техника батик - роспись по ткани - появилась у народов Индонезии. Рисование на ткани фломастерами и красками использовано в НОД на темы: «Город моими глазами», «Картинка маме», «Подарок маме».
Техника набрызга (напыления) красками разной плотности и различных оттенков очень проста и оригинальна. Мы пользуемся обычной зубной щеткой, стекой или кистью, красками (акварель, тушь, гуашь). Дети с легкостью осваивают эту технику при прохождении тем: «Туча», «Звездное небо», «Праздничный салют», «Зимняя ночь» и т. д.
Детям очень нравиться выполнять работу в технике «кляксография». Рассказываю детям, как великий итальянский художник Леонардо да Винчи любил разглядывать разводы цветовых пятен на камнях, облаках, выискивая в их неопределенных формах образы своей фантазии, и ребятам предлагаю «минутки фантазии» ( НОД на тему: «Мы – волшебники!»).
Техника выдувания использована при создании композиций: «Одуванчики».
Детям очень нравится рисовать по мокрому («Аквариум», на мятой бумаге («Звездное небо», «Золотая осень», размывать художественную пастель («Узоры на окне»,рисовать скотчем («Цветут сады», «Божья коровка», ластиком(«Веселые ромашки»).
Использование вместо карандашей и красок пластилина очень заинтересовало. Рисовали пластилином на тему «Домашние животные» и «Обитатели моря» (по готовому фону, «Веточка рябины» и др.
Тематические композиции могут выполняться в смешанной технике (фломастер, акварель, гуашь; тушь, белила, соль; акварель и тушь; акварель и гуашь; пастель и акварель; акварель и цветные карандаши; акварель и восковые мелки, аппликация с прорисовкой). Принцип смешивания основан на взаимном дополнении одной техники другой, а также на их совместимости. Она создает благоприятные условия для развития детского воображения, фантазии, способствует развитию творческих способностей детей. Выполняют работы на темы: «Моя любимая сказка», «У самовара».
Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.
Работа по применению нетрадиционных техник в подготовительной к школе группе усложняется:
-от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию (рисование скотчем : «Божья коровка» -«Цветут сады»;
-от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным (предметная и пейзажная монотипия или монотипия на пленке);
-от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить (готовые и самодельные штампики);
-от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла ;
-от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения (коллаж);
-от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования!
В моей работе ощутима помощь родителей. Я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, мастер - классы, развлечение, дни открытых дверей. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями устраиваем различные праздники, развлечения, тренинги, коллективные игры, фотовыставки. В процессе индивидуальных бесед, анкетирования было выявлено, что основное количество родителей одобряет нашу изобразительную творческую деятельность, поддерживает детскую инициативу в выборе средств и материалов рисования. Большинство родителей создало ребенку условия для творческой деятельности дома – доказательством этому является собранный материал на тему: «Рисуем дома». Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка («Маленький художник»). Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Была организована совместная работа с родителями: «Рисуем скотчем». Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально - комфортное состояние. Было проведено групповое родительское собрание по данному опыту с показом мастер – класса по нетрадиционным техникам рисования.
Для них и педагогов нашего сада мною были подготовлены презентации: «Наше творчество», «Рисуем дома», «Наша веселая жизнь», собрана папка с образцами рисунков разных видов техник.