Елена Гаева
Тематический план к программе «Элементы логоритмики на музыкальных занятиях для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Элементы логоритмики на музыкальных занятиях для детей дошкольного возраста
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Задачи 1 год обучения (5-6 лет) :
• закрепление двигательных умений, выработка двигательного навыка;
• развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха;
• развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи;
• развитие правильного дыхания и певческого диапазона голоса;
Публикация «Тематический план к программе „Элементы логоритмики на музыкальных занятиях для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Планирование. Планы работ
- Темочки
• развитие чувства ритма;
• развитие слухового внимания;
• развитие пространственной организации движений;
• развитие общей моторики и мимики.
№ Тема занятий Примерный материал
1 год обучения (5-6 лет)
I Осень
Ритмика, подвижные игры, Динамические упражнения (ду)
Динамические упражнения: «В лес осенний на прогулку»; «Толстый Мишка не купался» (для стоп); «Ти-ти-ти — куда же нам пойти?» (на развитие чувства ритма); «Прогулка»; «Прогулка» (про ягодку); «Мишка нес домой малину» (для стоп);
Ритмическое упражнение «Капли»
«Танец-игра с листьями»;
Подвижные игры: «Догонялки»; «Лесные звери» (на внимание); «Лягушата и Мишка»; на внимание «Кто пасется на лугу»; «Прогулка и дождик»; «Гора — дерево — кочка»
Гимнастика
1. Артикуляционная гимнастика
2. Гимнастика для дыхания
3. Массажи
4. Логоритмическая гимнастика «Медвежонок», в сб. «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ», Н. Микляева, О. Родионова, Ю. Полозова
«Лошадка», «Покажите зубки», в кн. «Логоритмика», Г. А. Волкова.
Дыхательные упражнения: «Подуй на пальцы»;«Ветер и листья»; «Мышка принюхивается»; «Ветер»
Массаж тела «Лягушата»; массаж лица «Ежик»; «Лиса»; массаж пальцев «Малина»; массаж биологически активных зон: «Тили-тили-тили-бом!»; гимнастика для глаз, с проговариванием чистоговорки «Са-са-са»; массаж кистей рук «Мышка»
Упражнения «Тропинка»; «Грибок»; «Надуть щеки»; «Подуй на одуванчик»; «Дятел»; «Птенчик»; «Ежик»; «Подуем на варенье»; «Вкусное варенье»
Мелкая моторика
Упражнения с зё рнышками: «Сложи картинку из зёрен», «Раздели пшено и фасоль» - в сб. «300 3-минутных игр для детей», Д. Силберг.
Пальчиковые игры: «Зайчик и ушки»; Упражнение «Разминаем пальчики» (авторская разработка, идея упражнения — О. Коротаевой) ; «Птенчики в гнезде»; Осенний букет»
«Поросята» в сб. «Пять поросят»,
Е. и С. Железновы. «Стайка», «Ладошки», в сб. «Логоритмика», О. Новиковская.
Озвучивание сказок
и игра на музыкальных и шумовых инструментах «Музыкальный домик»
Музыка для слушания и творческих заданий, упражнения на мимику «Аквариум», К. Сен-Санс. «Октябрь» - «Времена года», П. Чайковский; «Грустная песенка», Г. Свиридов; И. С. Бах, и др. «Осенний дождь», «В лесу», А. Гедике; «В пещере горного короля», Э. Григ; «Воспоминание о лете»; «Наши игрушки», муз. Л. Сидельникова, сл. З. Петровой;
Мимические упражнения «Эхо» на развитие эмоций;
«Крот щурится на солнышке»
Пение «Песенка о дружбе» М. Парцхаладзе
«Детский сад», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной;
Песня «Лягушка» В. Карасева;
Песня «Туча» Г. Вихаревой
«Осенние листочки» М. В. Сидоровой
Хоровод «По малину» А. Филиппенко
Песня «Туча» Г. Вихаревой
II Зима
Ритмика, моторика, подвижные игры
Динамические упражнения «На дворе мороз и ветер»; «Гости»; «Звери на елке» А. Ануфриевой ; «Во сыром бору елонька»; «Пограничники»; «Сигнальщики» О. Боромыковой
Упражнение «Тополек»; «Самолет» для развития координации слова с движением
Игры на внимание «Снежная баба»; «Замри!»; «Почтальон»; «Сигнальщики»
Ритмические игры «Метелица»; «Играет кот на скрипке»; «Снежинки»; «Едет поезд»; «На лошадке»
Танец-игра «Зайцы и лиса» Г. Вихаревой
«Новогодняя полька»;
Танец «Березка»; Ритмический танец «Большая стирка».
Подвижные игры: «Найди свое дерево»; Белорусская народная игра «Мороз»; «Веселый бубен»; «Веселый мячик»;«Кот и мыши»; «Летчики, следите за погодой»
«Мороз», «Волк» в сб. «Аэробика», «Забавные уроки» - Е., С. Железновы.
«Часы», «Едем-едем…» - в сб. «Речь и моторика», Ю. Соколова.
Гимнастика
1. Артикуляционная гимнастика
2. Гимнастика для дыхания
3. Массаж «Горка»; «Саночки»; «Трубочка»; «Болтушка» (для выработки подъема языка, развития гибкости и подвижности его передней части).; «Рупор» (для укрепления круговой мышцы рта, развития умения округлять губы и удерживать их в таком положении);
«Барабан» (для вырабатывания подъема языка, развития умения делать кончик языка напряженным, развития его подвижности);
«Гармошка» (для укрепления мышцы языка, выработки умения удерживать язык в вертикальном положении, растягивания подъязычной уздечки);
«Молоток» (для укрепления мышцы языка, вырабатывания подъема спинки языка);
«Стрельба» (для укрепления корня языка); «Вертолет» (для тренировки артикуляционного уклада звука «р»); «Пароход» (для выработки подъема спинки (и корня языка, укрепления мышцы языка); «Танк» (для развития точности движений кончика языка); «Самолет» (для укрепления мышц зева и глотки).
«Птенчики», «Язычки-дразнилки», в кн. «Логоритмика», Г. А. Волкова. «Медвежонок», в сб. «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ», Н. Микляева, О. Родионова, Ю. Полозова.
Дыхательные гимнастики: «Как подул Дед Мороз»; «Шарик» (по Б. Толкачеву); «Ветер»
Фонопедические упражнения «Мороз» (по методу В. Емельянова) ; «Осень»
Массаж спины «Паровоз»; «Барабан».
Упражнение для коррекции зрения: «Мы снежинку увидали»;
Массаж биологически активных зон «Снеговик» (для профилактики простудных заболеваний); «Труба»; «Снегири»;«Кисонька»
Массаж рук «Строим дом»
Гимнастика для глаз «Елочка»
Массаж пальцев «Орешник»
Массаж ушей «На границе»
Упражнение для мышц шеи «Петушок»
Мелкая моторика
«Мухи»; «Вышел котик погулять»; «Танец мух»; «Мячик»; «Я — художник»; «Сорока-ворона», народная потешка в сб. «Ладушки», О. Крупенчук. «Играем на дудочке», народная попевка; «Снежинки-пушинки», - в сб. «Логоритмика в детском саду», М. Гоголева. «Сортируем пуговки», из сб. «300 3-минутных игр для детей», Д. Силберг.
Озвучивание сказок, игра на музыкальных инструментах Инсценировка «Кошкин дом» (русская народная потешка)
«Зима в лесу» - народная сказка, сб. «Сказочки-шумелки», Е., С. Железновы.
«Дождик», обр. Ю. Слонова в сб. «Музыка в детском саду : старшая группа», Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова.
Музыка для слушания и творческих заданий,упражнения на мимику «Шутка» из Сюиты B-dur, И. С. Бах. «Прогулка», М. Мусоргский. «Колыбельная» в сб. «Ав-ав и Мяу-мяу», Е. ,С. Железновы. «На тройке» - «Времена года», П. Чайковский, и др.
«Калинка», «Коробейники» - народные плясовые мелодии.
Мимические упражнения «Снеговик» Л. Олифировой; «Белка с ветки в свой домишко»; «Угости котенка»; «Зайчик» (для укрепления мышц губ и щек); «Артистка»
Пение Хороводная игра «Снежная баба»
Песня о Деде Морозе
Песня «Строим дом» М. Красева
«Белоснежная зима»
III Весна
Ритмика, моторика, подвижные игры
«Сосульки» - народная игра-потешка, «Котятки», О. Салдина. «Ножки и ладошки», «Солдатик» - в сб. «Речь и моторика», Ю. Соколова.
Динамическое упражнение «Хорек»; «Моемся, чистим зубы» О. Боромыковой; «Замри!»; «Веселые музыканты»
Подвижные игры «Жмурки с колокольчиком»; «День — ночь»; «Мышки-мышки» ; «Цыплята, курочка и кот»; «Оркестр»
Танец-импровизация «Танцевать два Миши вышли»
Ритмические игры «Бубен»; «Три барабана» Е. Рыбак
Игровая зарядка «Важный пес» для коррекции эмоцио-нальной сферы, разработанная В. Кудрявцевым и Б. Егоровым
Гимнастика
1. Артикуляционная гимнастика
2. Гимнастика для дыхания
3. Массажи
«Улыбка»; «Трубочка»; «Блинчик»; «Лошадка»; «Гармошка»;
«Колокольчик» (стимуляция движений кончика языка) «Иголочка» (для укрепления мышцы языка); «Язычок перешагивает через зубы» (для укрепления мышцы языка, развития гибкости и точности движений кончика языка, умения им управлять); «Чьи зубы чище» (для вырабатывания подъема языка, гибкости и подвижности кончика языка, умения управлять кончиком языка).
«Озорные бровки», «Надуваем щёчки» в сб. «Логоритмика», О. Новиковская. «Часики», «Трубочка», в кн. «Логоритмика», Г. А. Волкова
Фонопедические упражнения «Лягушка и кукушка»; «Машина» по методу В. Емельянова Дыхательные упражнения «Пчела»; «Гармошка» (по Б. Толкачеву); «Дятел»
«Гимнастика для дыхания в положении сидя», А. Стрельникова.
Массаж ступни и пальцев ног «Пальчики на ножках»;
Массаж пальцев «Я-зверек»;
Массаж биологически активных зон «Считалка для мышки»; «Сорока»
Массаж рук «Скворцы»
Мелкая моторика
Игры – шнуровки (М. Монтессори).
Пальчиковая гимнастика, игры: «Избушка», «Осьминог», - в сб. «Мелкая моторика: гимнастика для пальчиков», Т. Ткаченко. «Весёлые гуси» - народная попевка, в сб. «Логоритмика», О. Новиковская.
Пальчиковая игра «Птичка»; «По клавишам стучим»;
«Пирожки и плюшки»
Озвучивание сказок, игра на музыкальных инструментах «Два барана» - народная сказка.
«Пришла весна» в сб. «Сказочки-шумелки», Е., С. Железновы. «Бубен и погремушка», сб. «Музыка в детском саду : старшая группа», Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова.
Музыка для слушания и творческих заданий, упражнения на мимику «Куй, куй, ковалёк», в сб. «Азбука-потешка» - С. Железнов. «Приди, весна, скорее», В. А. Моцарт. «Смелый наездник», Р. Шуман. «Танец эльфов»», Э. Григ. «Птичий двор», М. Мусоргский. «Ой, лопнул обруч», «Рябина» - народные мелодии.
«Унесла мышонка кошка»
Мимические упражнения «Прыжки с остановкой»; «Злой волшебник»
Пение Песня «Ежик и мыши» М. Красева
Навыки и умения, развиваемые на 1-ом году обучения.
Музыка и общая моторика.
• Учиться осознавать границы своего тела, выполняя элементы «самомассажа» в музыкально-ритмических и песенных формах.
• Формировать навык регулирования своего мышечного тонуса (умение напрягаться и расслабляться) в музыкальной гимнастике и музыкальных играх-отождествлениях.
Развитие функций и форм речи (в пении, слушании).
• Развивать коммуникативную, регуляторную, инструктивную, когнитивную, номинативную функции речи;
• Осваивать общение в диалоге.
Музыка и мелкая (тонкая) моторика.
• Выполнять движения, составлять фигуры музыкально-пальчиковых игр по подсказке педагога;
• Петь самостоятельно и выполнять движения, подражая педагогу;
• Проводить ассоциативные связи при работе с пальчиковыми прописями;
• Уверенно работать по пальчиковым прописям в заданном музыкой темпоритме.
Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.
• Учиться выполнять музыкально-мимические упражнения, элементы гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.
• Стараться отражать темпоритмические особенности музыки в чётком и синхронном движении.
• Музыкальная гимнастика для дыхания.
• Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной гимнастике, подражая педагогу.
• Формировать навык сочетания элементов гимнастики для дыхания с произнесением звуков.
• Развивать умение подчинять движение музыке.