Марта Габитова
Использование элементов логопедической ритмики на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: слабое физическое здоровье, неблагополучие внутри семей и дефицит общения со взрослыми, сильное влияние компьютера и телевизора, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое.
В связи с этим актуальной проблемой для музыкального руководителя является организация систематической работы над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением задач коррекционных.
Публикация «Использование элементов логопедической ритмики на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Ритмика и ритмопластика
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Одна из основных целей нашей работы - внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду, и логопедическая ритмика – является подспорьем в этой деятельности.
Логоритмика – это система музыкально - двигательных, речедвигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, мелкой моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть исполбзованы упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.
Возможность адаптировать модель логоритмики к традиционной программе музыкального воспитания дошкольников, дополнив тем самым её содержание, открывает новые формы взаимодействия музыкального руководителя, логопеда, инструктора по физической культуры и педагога-психолога.
На музыкальных занятиях целесообразно использовать дифференцированный подход к средствам логоритмики.
Принципы работы реализуются в поэтапности, в учете возрастных и личностных особенностей, состояния двигательной сферы, особенностей нарушения речи и неречевых процессов, последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, тематическая целостность.
Средствами являются: двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса, упражнения, активизирующие внимание и воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность движений, упражнения на развитие дыхания.
К методическим приемам относятся: показ упражнений, сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом движения.
Задачи логоритмики :
развитие слухового внимания;
развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;
развитие фонематического слуха;
развитие пространственных организаций движений;
развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
формирование и развитие кинестетических ощущений;
воспитание выразительности и грации движений;
воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
развитие физиологического и фонационного дыхания;
развитие певческого диапазона голоса;
развитие чувства ритма;
воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
воспитание умения перевоплощаться;
развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Практика показывает, что регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.