Марина Гатиятуллина
По дорогам сказки с музыкой Эдварда Грига. Итоговое занятие по творчеству Э. Грига в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
Вызывать у детей интерес к культуре скандинавских стран.
Познакомить с творчеством Эдварда Грига, сказками и легендами народов Норвегии.
Программное содержание.
• Учить самовыражению через движение, умению передавать сказочные образы и характеры танцевальных миниатюр.
• Прививать детям любовь к слушанию музыки;
Публикация «По дорогам сказки с музыкой Эдварда Грига, Итоговое занятие по творчеству Э, Грига в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
• Развивать эмоциональную отзывчивость, активный образно-мыслящий слух, чувство ритма, чувство ансамбля, творческую активность детей в импровизации на детских музыкальных инструментах;
• Развивать воображение детей средствами музыкального искусства.
• Воспитывать основы музыкальной культуры.
Предварительная работа.
Слушание с детьми произведений Э. Грига: «Утро», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Вальс».
Знакомство с инструментами симфонического оркестра (гобой, виолончель, скрипка, тарелки, барабан, со средствами музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр). Игра на детских музыкальных инструментах.
Чтение сказки З. Топелиуса «Кнут-музыкант», «Дюймовочка» Г. Х. Андерсен, Братья Гримм «Гном-Тихогром», «Белоснежка и семь гномов».
Оборудование. Музыкальный центр, CD с фонограммой. Детские музыкальные инструменты – треугольники, колокольчики, бубенчики; стеклянные фужеры, палочки, презентация, мультимедийная установка.
Ход занятия.
Звучит музыка Э. Грига «Утро»
Дети заходят в зал и рассаживаются на стульях.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, мои маленькие друзья! Знаете ли вы, музыка какого композитора сейчас звучала?
Дети. «Утро», композитора Эдварда Грига.
Музыкальный руководитель. Правильно, это музыка замечательного норвежского композитора – Эдварда Грига. (Слайд: портрет Грига)
Григ жил в северной стране – Норвегии и он очень любил сказки.
Он сочинял сказки не простые, а музыкальные и рассказывал в них, как прекрасна его страна, какие в ней высокие горы и густые леса, какие тролли и великаны живут в этих лесах и даже усадьбу, в которой он жил, назвал Холм Троллей, или Тролльхауген. (слайд – усадьба Э. Грига)
«Конечно, тролли могут здесь хозяйничать в мое отсутствие и охранять все мое имущество!» - подумал однажды Григ.
И сегодня наша встреча тоже необычная, а сказочная. И чтобы у нас была сказочная обстановка, я зажгу свечи, прямо как в каком-то старинном замке.
Итак, сейчас я вам расскажу одну удивительную историю. Когда- то давно, когда Григ был в самом расцвете творчества, он заболел, и врачи запретили ему музицировать. (Рассказ сопровождается показом слайдов.)
«Дорогой Эдвард, - сказал врач. – Я знаю, вы безумно любите музыку. Но ради здоровья, ради здоровья.
И Григ оставил рояль.
Большой, похожий на черного слона рояль, одиноко стоял в пустой комнате. Ночами Григу казалось, что рояль вздыхает. Сам композитор тоже вздыхал…
Тишина. Тишина робко на цыпочках кралась в дом. А из дома уходила музыка. Временами Эдварду чудилось, что его дом напоминал большой колокол, у которого внезапно отнялся язык.
Не приезжали больше гости, не вспыхивали вечерами свечи, не приходили из леса тихие гномы и, прижав курносые носы к стеклу, не слушали, не слушали его музыку.
И тут же весть о болезни Грига разнеслась по всему горному королевству.
- Григ должен играть, – говорили все вокруг. Иначе, он, в самом деле, умрет…
Среди ночи Эдвард внезапно проснулся. Звучала музыка…там-там… раздавалось в глубине зала. Большой черный рояль напоминал море и розовый остров.
Григ никак не мог понять, что играют эти маленькие музыканты. Они играли что-то неизвестное и вместе с тем знакомое. А когда погасли свечи, музыканты умолкли.
- Куда же вы, - пытался остановить их композитор. – Вы не доиграли вашей симфонии.
Но маленький дирижер, подняв свою палочку, грустно и важно ответил:
- Мы уходим в страну гномов. Скоро утро. А симфонию, маэстро, вы сами, проснувшись, доиграете.
Говорят, так и было. Утром, маэстро снова сел за рояль и проиграл приснившуюся мелодию. (Слайд – «Григ за роялем»)
После того времени он играл еще без малого десяток лет. И медицина бессильна была уже открыть истоки его жизненной силы».
Вот такая удивительная история.
Сейчас я вас приглашаю отправиться в путешествие в сказочную страну музыки Эдварда Грига? (Ответы детей).
Закрывайте глаза….
Звучит пьеса «Листок из альбома»
Заходит Кнут-музыкант.
Кнут-музыкант. Здравствуйте, друзья! Вы узнали меня? Я – Кнут-музыкант и со мной моя волшебная дудочка, которую принесли мне волны. Вы помните, какие мелодии пела моя дудочка?
Дети отвечают.
Тогда давайте с вами поиграем, я буду играть на дудочке, а вы двигаться так, как вам подсказывает музыка.
Игра с дудочкой.
Звучат «Колыбельная», «Мелодия Орфея», «Лирическая пьеса», дети выполняют движения – «спят», «плачут», танцуют.
После игры все садятся на места. Звучит отрывок пьесы «В пещере горного короля» (Слайд – «Гномы»)
Кнут- музыкант. Ребята, какую музыку вы слышите?
Ответы детей.
А вы помните, что случилось в пещере горного короля? Давайте расскажем.
Пальчиковая игра «Гномы»
В горной пещере гномы живут --- Построить домик из ладоней.
До самой зари куют, куют--- Стучат кулачками.
Стучат молотки, стучат молотки--- Соединить ладони в замок, стучать основаниями ладоней.
В пещере горной горят фонари, --- Разжимать и сжимать пальцы рук.
фонари.
И лишь когда замолкает стук, --- Приставить указательный палец ко рту.
Музыка все наполняет вокруг---Раскрыть руки в стороны.
Это принцесса поет для них,---Сложить руки в замок, шагать мизинцами.
Может, услышит ее жених?
Но снова стучат молотки, молотки,--- --- Соединить ладони в замок, стучать основаниями ладоней.
Только скрипят башмаки, башмаки. ---Щелкать пальцами.
- А сейчас давайте превратимся в сказочных существ, живущих в подземном царстве горного короля - в гномов, троллей, великанов.
Театр рук и ног.
Двое взрослых держат ширму.
Дети за ширмой под музыку изображают сказочных существ. Надевают на руки перчатки, украшенные бантиками, крыльями, колечками, цветными ногтями и т. п. Ноги обуты в разную обувь, в разные носки.
Существа танцуют на месте, общаясь друг с другом, то бегут куда-то.
При смене звучания музыки начинается танец загадочных ног (ширму слегка приподнимают). Каждый ребенок старается создать свой причудливый образ.
Звучит музыка «Утро».
Кнут-музыкант. Каких только сказочных существ нет в пещере горного короля. Кажется, мы наконец-то выбрались оттуда.
Давайте присядем, отдохнем.
Звучит «Танец эльфов»
(Слайд «Эльфы танцуют).
Ребята, смотрите, мы с вами попали на бал эльфов. Эльфы очень любят танцевать. А наши девочки сейчас превратятся в прекрасных принцесс и исполнят для вас вальс, который тоже написал Эдвард Григ.
Звучит «Вальс» ля минор. Э. Грига.
Девочки танцуют танец с шарфами.
Кнут-музыкант. Прекрасно, какой чудесный танец! Я слышу еще одну завораживающую мелодию!
Звучит «Танец Анитры»
- А кто же танцует этот танец?
Дети. Анитра.
Кнут-музыкант. Мои маленькие музыканты приглашаю вас исполнить этот танец на музыкальных инструментах, а наша восточная красавица исполнит для нас свой замечательный танец.
Ребенок. Танцует хитрая Анитра,
Её движенья, как огонь.
О, путник, ты еще не знаешь,
Что ей понравился твой конь.
Звучит «Танец Анитры»
Дети исполняют партии на музыкальных инструментах, а одна девочка танцует.
Кнут-музыкант. Ребята, наш бал продолжается, и приглашаю вас всем вместе потанцевать Норвежский танец. Помните, как танцуют этот танец? Вначале, мы будем хлопать в ладоши, затем, когда музыка будет постепенно замедляться и музыканты заснут, склоните голову на плечо. Не прозевайте момент, когда музыка станет громкой, тогда топайте ногами и веселитесь.
«Норвежский танец»
- Я заметил, что вы улыбались вовремя исполнения танца. Это замечательно. А мне пора прощаться с вами и возвращаться в свою сказку.
Звучит мелодия «Листок из альбома»
Кнут-музыкант уходит.
Музыкальный руководитель. Ну что ж, мои маленькие друзья, наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, вы полюбили музыку Эдварда Грига, и еще не раз будете слушать её. А может она спасет вас в трудную минуту, как когда спасла Грига. На память о нашей встрече я хочу вам подарить музыкальный диск, чтобы вы могли слушать музыку Эдварда Грига в группе.
Звучит «Ариетта».
Список использованной литературы:
1. Т. И. Гризик, И. Г. Галянт Планирование работы в детском саду с детьми 5 – 6 лет - метод. рекомендации для воспитателей /. – М. : Просвещение, 2012.
2. Т. Габбе, А. Любарская По дорогам сказки: сказки писателей разныхстран/ пересказ Габбе Т. И Любарской А. – Переизд. – М. : Дет. лит., 1986г.
3. Цыферов Г. В пещере горного короля. Изд. «Стрекоза-Пресс», 2007г.