Гульсибар Галимова
Статья «Пластилинография — это интересно»
Аннотация
Пластилинография - это один из видов декоративно-прикладного искусства. Пластилинография является нетрадиционной техникой изобразительных искусств, основой которой является создание лепных картин, в которых изображается полуобъемный предмет на горизонтальной или вертикальной поверхности. Эта техника хороша потому, что доступна для детей дошкольных возрастов и позволяет быстро добиться желаемых результатов и внести определенные новации в детское творчество, делает это более интересным и увлекательным. Пластилинография называется иначе «Живопись пальцами».
Публикация «Статья „Пластилинография — это интересно“» размещена в разделах
Пластилинография – это интересно
Создание своими руками фигур или картины из пластилина – это интересно для детей, поскольку этот творческий процесс дает невероятный удовольствие и стимулирует дальнейшее развитие. В итоге каждая часть пластилина становится для них мазком изображения. Пластилинографией называется – рисование пластилином.
Пластилинография - довольно нетрадиционная техника изобразительной искусства, основой которой является создание лепных картин, в которых изображается полуобъемный предмет на горизонтальной или вертикальной поверхности.
У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, семена, каштаны) материалы.
Сама техника универсальна, ее можно использовать и в младшем, и в старшем дошкольном возрасте.
Сама пластилинография имеет два смысловых корня: пластилин является непосредственно использованным материалом; графия является созданием, процессом изображения. Такая техника дает достаточно широкий набор возможностей для развития пальцев рук и возможности для развития фантазий детей.
Для успешного освоения техники пластилинографии весьма важен этап подготовки, когда ребята знакомятся с пластикой и усваивают простые приемы пластилина. Таким образом, на первом занятии они умеют нажимать пальцем на пластилин, прикрепив его, к примеру, к спине божьей коровки и т. д. Далее ребята осваивают новую методику: размазывают пластилин кончиком пальца. Кроме того, они учатся работать в ограниченном пространстве и с несколькими цветами пластилина. На том же этапе, чтобы усилить выразительность своих произведений, дети учатся использовать специальную стеку-печатку.
Немаловажным фактором при работе с детьми становится выбор материалов на творчество. В данном случае нужно подобрать пластилин чистого цвета, довольно мягкого и такого, чтобы его не липло к рукам. При этом материалы должны быть совершенно нетоксичны.
Формы изображения необходимо выбирать простыми и знакомыми для детей. Основные элементы для составления композиции обычно - шары и колбасы, так как более сложная форма пока будет трудно воспроизвести детям. В процессе работы дается образец изображенного предмета для того, чтобы дети наглядно его оценивали. Также до начала работы с детьми проводится оценка форм и цветов предмета, определение основных деталей ансамбля.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.
В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Приёмы лепки должны быть четкими, точными. Нужно, чтобы ребята видели каждое движение, заметили его особенности. Каждое действие необходимо обозначать словами. После этого дети начинают самостоятельно заниматься практической деятельностью, не нужно делать слишком много для ребенка, потому что это приводит к неуверенности в своих силах, приводит к постоянному ожиданию помощи, никогда не следует корректировать уже завершенные работы детского сада. Детям и самим такие факты отрицательно относятся. Не следует стремиться к особой развлекательности во время лепки - это и без того очень интересный для детей вид деятельности, требующий от них большой деловитости и сосредоточенности.
Анализ детских работ в конце занятия (привлечь внимание детей к результатам их деятельности; помочь детям понять достижения и ошибки в изготовлении). Картины из пластилина желательно оформить в рамках под стеклом. Если изображение рельефное, то между стеклом и плоскостью картины необходимо проложить вдоль рамки прокладку на высоту выпуклости рисунка. Плоскостные картины можно хранить под прозрачными пленками.
Поэтому пластилинография – это не просто увлекательный способ проведения свободного времени, а средство решения множества педагогических проблем: способствует формированию логического мышления, пространственной памяти, координации движений пальца и руки, развитию согласованности и точности, развитию согласованности и точности рук, оказывает положительное успокаивающее действие на нервную систему ребенка, являясь источником положительных эмоций.
Список литературы :
1. Шабельникова Е, Каминская Е. «Я леплю из пластилина», Москва, Лада, 2010 г.
2. Яковлева Т. Н «Пластилиновая живопись», Москва, ТЦ Сфера,2010г.
3. https://moluch.ru/th/1/archive/69/2742/
4.https://www.maam.ru/detskijsad/statja-interesno-uvlekatelno-yeto-plastilinografija.html