Ольга Заболотникова
Пластилинография в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пластилинография,
как средство развития творческих способностей у детей
дошкольного возраста
Заболотникова Ольга Валентиновна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад №19»,г. Псков
Обновление содержания дошкольного образования предполагает повышение его качества. Несомненно, это требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности. Воспитатель по ФГОС – это сплав знаний и индивидуальности, творчества, гибкости, смелости. Современному педагогу важно понимать своих воспитанников и быть готовым любую деятельность с детьми превратить в маленький игровой спектакль.
Темочки:
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Важнейшая задача, которая стоит перед педагогами по изобразительной деятельности - развитие творческих способностей детей. Работая не один год с детьми, я поняла: творчество оказывает благоприятное влияние на их эмоциональное состояние, является одним из средств познания мира и развития восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической деятельностью. Именно творческая деятельность, по мнению Л. С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.
Во ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является: у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Проблема развития мелкой моторики весьма актуальна и здесь на помощь приходит изобразительная деятельность, так как она способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
На фоне вышесказанного, развитие мелкой моторики рук выступает актуальной проблемой. Эта проблема изучалась учеными с давних пор, такие крупнейшие ученые, как И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. И. Леонтьев пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи ребёнка тонкие движения пальцев рук.
О значимости руки говорится и в народной мудрости: в загадках и пословицах.
В изобразительной деятельности (лепке) можно развивать мелкую моторику через нетрадиционные техники – пластилинографию.
Что же такое пластилинография?
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления новый жанр (вид) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла и вторая половина «графил» — создавать, рисовать.
Таким образом, основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.)
Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Приемы пластилинографии или с чего начать?
Размазывание - самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.
Раскатывание - возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
Сплющивание и вытягивание - наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно - прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.
Список литературы
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. - М., 2006.
2. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество». - М., 2005.
3. Комаишко С. В. Мир под рукой: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников. - Ж. «Логопед», №1/2007.
4. Лыкова И. А. Лепим, Фантазируем, играем. – М. : ТЦ Сфера, 2001. – 112с. (Серия «Вместе с детьми».)