Павлова Елена Геннадьевна
Методическая разработка занятия с детьми 4–5 лет по методике ТРИЗ «Прогулка с Почемучкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия с детьми
по методике ТРИЗ
(теория решения изобретательских задач)
Актуальность работы по методике ТРИЗ
С внедрением ФГОС проблема одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности воспитанников.
Публикация «Методическая разработка занятия с детьми 4–5 лет по методике ТРИЗ „Прогулка с Почемучкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
В основе творчества — открытость личности миру. Такая личность более восприимчива к любой внешней информации: природной, социальной, культурной.. Дошкольный возраст является уникальным по своей значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Использование адаптированной к дошкольному возрасту методики ТРИЗ позволит воспитать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём»
В занятии я использую несколько игр-упражнений из арсенала ТРИЗ-педагогики, подводящих к формированию у детей дошкольного возраста основ творческого мышления. В процессе игр используются развиваются различные виды мышления: системное, диалектическое, понятийное, а так же друге психические процессы: внимание, воображение, речь.
Конспект игрового занятия для детей 4-5 лет.
«Прогулка с Почемучкой».
Цель:
Учить мыслить нестандартно, системно, с пониманием происходящих процессов. Дать детям возможность проявить свою индивидуальность,
Задачи:
• Обучающие:
Закреплять умения устанавливать взаимосвязи между предметами, формировать представление об изменениях объекта во времени, умение выделять функции объекта.
Закреплять умения строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.
• Развивающие:
Развивать фантазию, гибкость ума, системность, творческое воображение, связную речь, стремление к новизне
• Воспитательные:
Воспитывать умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Игры и упражнения ТРИЗ -педагогики:
• «Гирлянда»
• «Что общего?»
• «Где живёт?»
• «Раньше- позже»
• «Мои друзья»
Материал: Игрушка-медведь, декорации леса и берлоги, поезд с вагончиками на магнитах, игрушка - лягушка, картинки к играм. Музыкальное сопровождение
(поезд, весёлая музыка для входа).
Ход:
Дети входят в группу с воспитателем.
Воспитатель:
- К вам герой сейчас придёт, поиграть вас позовёт, вы на стульчики идите и его вы подождите.
Дети садятся.
Под музыку вбегает Почемучка, здоровается, подходит к детям и задаёт вопросы (зачем тебе волосы? почему ты в шортах? зачем тебе глаза? почему ты такой грустный)
Почемучка:
- Я Почемучка, очень люблю задавать вопросы и играть с детьми. Вы хотите со мной поиграть? (ответы детей)
- В круг скорее вы вставайте, на вопросы отвечайте.
Проводится игра «Гирлянда»
Почемучка предлагает игрушку лягушки и задаёт детям вопрос о её свойствах, действиях. Игрушка передается Почемучкой от ребёнка к ребёнку, ему задаётся вопрос.
- Лягушка какая?
Ребенок отвечает: - Зеленая.
От этого слова вновь ставится вопрос. Например:
- А что (кто) ещё бывает зеленым?
Ребенок отвечает: - Трава.
- Трава что делает?
- Растет что (кто?
- Ребенок какой?
- Кто бывает веселым?
- Клоун что делает?
И т. д.
Почемучка:
- Вы любите путешествовать? (ответ детей)
-Тогда давайте собираться, садитесь на стульчики.
-На чём можно отправиться в путешествие? (ответы детей).
-Давайте поедем на поезде!
Проводится игра «Что общего»
(Дети самостоятельно выбирают картинки, по очереди называют общее с картинкой Почемучки)
Почемучка:
-Я Лиса, буду машинистом, а вы по очереди называйте, чем вы на меня похожи и занимайте вагончики.
-Я лиса, возьму тебя чайник с собой в путешествие, если ты скажешь, чем ты на меня похож.
- Я лиса, возьму тебя, шуба с собой в путешествие, если ты скажешь, чем ты на меня похожа.
-Я лиса, возьму тебя рубаха с собой в путешествие, если ты скажешь, чем ты на меня похожа.
- Я лиса, возьму тебя мяч с собой, в путешествие, если ты скажешь, чем ты на меня похож.
Почемучка:
-Вот наш поезд готов, поехали!
Под музыку дети едут на поезде, приехали в лес (декорации ёлок, берлоги. Берлога вся завалена картинками, за берлогой - медведь)
Почемучка:
- Куда мы с вами приехали? Как вы догадались? (ответы детей)
- Наверно здесь туристы проходили,
Да свои вещи позабыли.
Мы их уберём.
Может быть, кого-нибудь найдём?
Игра «Где живёт?»
Почемучка называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает.
Почемучка:
-Тигр.
Ответы детей: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке, нарисован,для красоты, в мультфильме для радости.
- Гвоздь.
Ответы детей: В магазине, у папы в ящике, в стуле.
- Цветок.
Ответы детей: На клумбе, на волосах (заколка, на картине и т. д.
- Колобок.
Ответы детей: В сказке, на прилавке магазина, на столе.
- Медведь.
В лесу, на картине, в детской (игрушка)
После проведения игры Почемучка обращает внимание детей на берлогу и задаёт загадку:
- Под высокою сосной дом стоит небольшой.
В этом домике дыра, там глубокая нора.
В норе мохнатый кто-то спит и тихонечко сопит.
(что это за дом)
Игра «Раньше - Позже»
Ход игры:
Почемучка: посмотрите, какая у медведя сделана берлога?
Дети: Большая, крепкая, добротная.
Почемучка: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?
Дети: Ее не было, росли деревья.
Почемучка: Правильно, а еще раньше?
Дети: Росли маленькие ростки.
Почемучка: А еще раньше?
Дети: Семечки в земле.
Почемучка: А что будет с берлогой потом?
Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.
Почемучка:
-Кто в берлоге спит?
- А вы знаете, что умеет медведь?
Физкультминутка.
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит (Идти вразвалочку)
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт («доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу сластёна косолапый (имитация движения)
А пчёлы налетают, медведя прогоняют («отмахиваться» от пчёл)
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка» (слегка пощипать себя за нос и щёки)
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу (Идти вразвалочку)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает (руки под щеку, наклонить голову)
Почемучка:
-Давайте сядем, посидим, поиграть мишку пригласим.
-Мишка вылезай, вместе с нами поиграй (Дети повторяют слова)
Почемучка достаёт медведя из берлоги, медведь здоровается и говорит: Меня вы разбудили, поиграть пригласили «Вот вам игра, догадайтесь, кто мои друзья?»
Почемучка проводит игру «Мои друзья»
Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют, кто они (берут роль объекта материального мира). Затем ведущий выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.
Почемучка: Я – медведь. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк).
Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это те, кто умеет дышать (птицы, животные и др.).
Воспитатель: Я – рыба. Мои друзья – это те, что умеет плавать (люди, медведи, корабли и т. д.).
Почемучка:
- Мишка играть устал и в берлогу побежал, будет спать там до весны и смотреть спокойно сны (убирает медведя). Путешествие кончается, а мы обратно отправляемся. Садитесь в поезд.
Почемучка: Вам понравилось путешествие? Выберите картинку с тем настроением, какое у вас было вовремя путешествия (дети выбирают картинки со смайликами)
Почемучка убегает, воспитатель уводит детей.
Используемая литература.
«Калейдоскоп мышления» Автор составитель Елена Рябинина.