Нина Заблоцкая
Планы-конспекты по ознакомлению детей с природой Краснодарского края
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей с природой Краснодарского края.
План - конспект: «Ознакомление с растениями поля и луга Краснодарского края»;
План - конспект: «Ознакомление с Красной книгой Кубани
План - конспект: «Птицы, живущие рядом с нами»;
План - конспект: «Ознакомление с водными просторами Кубани»;
План - конспект: «Растения водоёмов Кубани»;
План - конспект: «Рыбы, живущие в Чёрном и Азовском План - конспект:морях»;[/i]
План - конспект №1
Публикация «Планы-конспекты по ознакомлению детей с природой Краснодарского края» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краснодарский край, Краснодар
- Природа Краснодарского края. Животные и растения
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Тема: «Ознакомление с растениями поля и луга нашего края.»
Программное содержание:
Знакомить детей с травянистыми и цветущими растениями наиболее часто встречающихся на Кубани видов, их любимыми местами обитания (на солнце, в тени, с их внешним видом: высокостойкие и низкорослые. Как они уживаются друг с другом. Способы их размножения. Дать самые известные названия сорной травы: амброзия, берёзка, осот, колоски. Рассказать о вреде, причиняемом этими растениями человеку, и о борьбе с ними. Дать 5-6 названий растений, растущих на ближайшем поле (лугу, 2-3 названия ядовитых растений.
Источники: «живой» материал нужных растений и картинки с их изображением: общий вид, форма листьев и стебля, цветка, плода (семена, карта, таблица - схема. Пособия к играм. Художественная литература, загадки.
Ход занятия:
Познавательный рассказ с рассматриванием картинок, иллюстраций, фотографий;
Рассматривание строения растения на «живом» материале: форма корня, стебля, листьев, цветка. Закрепление названий этих растений.
Пересадка растения луга или цветника в уголок природы. Техника посадки и рассказ об уходе, зависимости роста растения от света, тепла, влаги.
Сорные растения, их вред. Как борется с ними человек? (рассматривание иллюстраций);
Дидактическая игра «С чьей ветки детки?», «С какого дерева листок?» (живой материал или гербарий);
Обсуждение наблюдений за растениями участка, проведённых ранее, закрепление их названий;
Сбор растений для гербария;
Работа со схемой-таблицей: выбрать нужные растения по месту обитания и поместить их в соответствующий карман таблицы;
o Чтение отрывков из детской литературы о растениях;
Загадывание загадок;
Настольно-печатное лото «Что где растёт».
План - конспект №2.
Тема: «Ознакомление с Красной книгой Кубани»
Программное содержание:
Познакомить детей с главным документом по охране природного мира - Красной книгой. Рассказать, кто и для чего её создал. Рассмотреть книгу, объяснить детям, почему животные, птицы, рыбы, растения занесены в неё. Красная книга- закон об охране природного мира. Показать, как человек этот закон исполняет. Познакомить с животными Кубани, занесёнными в Красную книгу.
Источники: материал о создании Красной книги, Красная книга Кубани, карта и схема-таблица.
Ход занятия:
Познавательный рассказ о создании Красной книги с опорой на исторические факты эволюции природного мира с древних времён до наших дней;
Рассматривание Красной книги. Почему она именно красного цвета (красный цвет-цвет крови, значит жизни большинства живых существ). Красная книга призывает всех людей сохранять редких животных Кубани;
Отметить в Красной книге Кубани картинки - изображения обитателей природных зон Кубани. Рассмотреть их;
Дидактические игры: «Кто что ест», «У кого какой домик», «С какого дерева листок», «Кто лазает, летает, ползает, бегает?»;
Чтение отрывков из рассказов о природе по желанию детей;
Придумывание загадок;
Работа с картинками- разукрашками.
План - конспект №3
Тема: «Птииы. живущие рядом с нами, на ближайших полях и лугах»
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с особенностями внешнего вида, повадками птиц, приспособляемостью их к окружающему миру, особенностями питания, гнездования, размножения. Познакомить с птицами по выбору: ворона, сорока, воробей. Галка, ласточка, сойка,
перепёлка, кукушка, сыч, ястреб. Как эти птицы ухаживают друг за другом? Какую пользу или вред они приносят природе и человеку? Как человек заботится о птицах?
Источники: таблица-схема, картинки предметные и сюжетные, иллюстрации в книгах, фотографии. Открытки. Характеристики- описания, пособия для игр. Красная книга.
Ход занятия:
Познавательный рассказ о птицах вообще и о каждой конкретно по общей схеме. Дать понятия: зерноядные, насекомоядные. Хищные птицы. Рассказать об охране птиц человеком. Птицы в Красной книге Кубани.
Дидактическая игра: «Какая птица что ест?» (по форме клюва];
Беседа по результатам наблюдений за птицами, проведённых ранее на участке детского сада, в поле, в лесополосе (отметить самое интересное в их поведении и повадках): например, вороны рано утром летят в поля кормиться, а вечером возвращаются в городские парки и скверы. (объяснить почему). Перед дождём ласточки летают над землёй очень низко, потому что вверху воздух становится холодным и все насекомые и опускаются поближе к нагретой солнцем земле, а ласточки и стрижи питаются насекомыми.
Собирание и рассматривание плодов, ягод, семян для будущей подкормки птиц зимой. Заучивание названий: рябина, шиповник, боярышник, калина. Подготовка запасов к хранению.
Загадки о птицах (придумывание и загадывание);
Чтение отрывков из рассказов и стихотворений о птицах;
Работа со схемой- таблицей: найти и разложить нужные картинки с изображениями птиц.
План - конспект №4
Тема: "Ознакомление с водными просторами Кубани"
Программное содержание:
Познакомить детей с названиями основных водоёмов Кубани: Азовское и Чёрное моря, Краснодарское водохранилище - Кубанское море, самая большая река - Кубань. Рассказать что такое плавни и лиманы. Объяснить, для чего человеку нужна вода, какую пользу и вред она может приносить природе и людям. Дать краткие характеристики названным выше водоёмам. Охрана водоёмов Кубани человеком.
Источники: иллюстрации, фотографии, схема-таблица, природоведческий материал о водоёмах, конкретные их характеристики.
Ход занятия:
Отметить, что больше всего на нашей земле воды: реки, моря, озёра, океаны. Рассматривание иллюстраций.
Познавательный рассказ о водоёмах Кубани. Представить их краткие отличительные характеристики. Рассказать о пользе и вреде, которые может приносить вода;
Рассматривание схемы-таблицы: роль воды в природе и в жизни человека;
Чтение отрывков из рассказов и стихотворений по теме;
Загадывание и придумывание загадок;
Беседа с детьми о том, как они летом отдыхают на море, реке, на озере; рисование «Отдых на воде» (по желанию детей)
План - конспект №5
Тема: Растения водоёмов Кубани.
Программное содержание:
Познакомить детей с растениями водоёмов Кубани: ряска, морская капуста, камыш, кувшинки-водяные лилии, различные водоросли. Рассказать об особенностях их произрастания на поверхности воды, под водой, о функциях, которые выполняют водные растения (выделяют кислород, служат кормом, защитой) Какая от них польза и вред? Что такое водоросли? Как человек борется с вредными водными растениями и как охраняет полезные? Какие из них занесены в Красную книгу?
Источники: иллюстрации, фотографии, открытки, картинки. Схема - таблица, гербарий, дидактические игры.
Ход занятия:
Беседа о растениях водоёмов. Где растут? Что есть у растения7 (корень, стебли, листья, цветок, плод, семена). Дополнить ответы сведениями о растениях, произрастающих в различных странах;
Беседа о том, как летом дети ездят купаться на море, речку, озеро. (Видели ли вы, есть ли растения в воде7 Какие? Кто знает, как называются);
Рассказ воспитателя о водорослях (может ли растение жить без корня?.) Происхождение слова: «водоросли»? (вода+ росли= водоросли) Рассказ сопровождается показом картинок, живых водорослей и гербария;
Чтение отрывков из природоведческой литературы по теме;
Рассматривание иллюстраций редких растений в Красной книге;
Рассказ о том, как человек охраняет полезные растения и как борется с вредными;
Работа со схемой- таблицей: выбрать нужные картинки растений и поместить в соответствующие карманы схем
План-конспект №6
Тема: "Рыбы, живущие в Чёрном и Азовском морях "(у берегов Краснодарского края)
Программное содержание:
Продолжить знакомить детей с разновидностями морских рыб. Напомнить названия некоторых из них. (типичные для нашего побережья): сельдь, килька, осётр, угорь, черноморский лосось.
Сравнить морскую рыбу с речной по внешнему виду. Промысел морской рыбы человеком: судно-траулер-сеть-трал. Какие из морских рыб занесены в Красную книгу? Охрана богатств моря человеком. Источники: иллюстрации, картинки, открытки, фотографии,
Красная книга, сюжетные картинки.
Ход занятия:
Беседа: «какая вода в море? Как связан внешний вид морских рыб с особенностями морской воды, с глубиной моря (они более плоские, у них мягкая чешуя или полное её отсутствие);
Рассказ воспитателя с показом наглядного материала по теме;
Сравнение морских рыб и пресноводных по картинкам и иллюстрациям;
Дидактические игры: «Кто что ест?», «У кого какой домик?», «Кто где живёт?»;
Рассматривание Красной книги. Рассказ об охране морских рыб человеком;
Рассказ о промысле рыбы с использованием иллюстраций и картин: для чего нужна рыба человеку? Чем она полезна? В каком виде человек употребляет рыбу в пищу? Как ловят рыбу? Как перерабатывают? Что из неё делают на рыбных заводах? Дать детям названия рыболовного судна, сетей и другие спецназвания.
Чтение интересных отрывков из природоведческой литературы о рыбах.