Елена Шевелева
Планирование воспитательно-образовательной работы по приобщению к труду дошкольников 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование
воспитательно – образовательной работы
по приобщению к труду дошкольников 5-6 лет
Блок «Предметный мир»
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность
в режимных моментах Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности Взаимодействие с семьей
групповая подгрупповая
индивидуальная
1 2 3 4
Образовательные ситуации:
«Представление об игрушке»
Схема последовательности ознакомления с игрушкой:
-осмотр и сенсорное обследование;
Публикация «Планирование воспитательно-образовательной работы по приобщению к труду дошкольников 5–6 лет» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Трудовая деятельность. Планирование
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
-строение (выделение основных и отдельных дополнительных частей);
-назначение;
-материал (зависимость от назначения);
-целостность;
-обыгрывание.
«Представление об одежде»
Схема последовательности ознакомления с одеждой:
-осмотр (визуальное и сенсорное обследование);
-строение (выделение основных и отдельных дополнительных частей);
- назначение;
--материал (зависимость от назначения);
-назначение (на чем носят);
-целостность.
Представление об обуви»
Схема последовательности ознакомления с обувью;
-осмотр, визуальное обследование;
-строение (выделение основных и отдельных дополнительных частей);
-назначение ( где носят: дома, на улице, в праздник);
-целостность;
-сезонные изменения.
«Представление о посуде»
Схема последовательности ознакомления с посудой;
-осмотр, визуальное и сенсорное обследование;
-строение (выделение всех частей);
-назначение
( классификация: чайная, столовая и т. д.);
-материал (зависимость от назначения);
-целостность
«Представление о мебели»
Схема последовательности ознакомления с мебелью;
-осмотр и визуальное обследование;
-строение (выделение основных частей, классификация);
-материал (основа, обивка, отделка);
-назначение;
-целостность.
«Представление о продуктах».
Схема последовательности ознакомления с продуктами;
-осмотр и сенсорное обследование;
-органолептическое обследование (вкус, запах);
-определение принадлежности;
-овощи –фрукты
--бакалея
-кондитерские изделия
-хлебобулочные изделия
- молоко (молочные продукты);
-мясо (мясопродукт);
-рыба (рыбопродукт);
-сок, вода
--способ получения продукта (приготовление, выращивание, покупка).
«Представление о транспорте».
Схема последовательности ознакомления с транспортом;
-осмотр и визуальное обследование;
-строение (выделение частей);
-определение принадлежности:
городской (пассажирский, грузовой)
железнодорожный (электровозы, паровозы – на земле, метро – под землей)
воздушный (вертолеты, самолеты, ракеты)
речной (морской) плот, лодка, парусник, корабль с двигателем, подводная лодка;
механический (мотоцикл);
машины – помощники (скорая помощь, пожарная машина, асфальтный каток) :
техника для полевых работ (трактор с плугом, комбайн)
-целостность.
«Представление о бытовых приборах».
Схема последовательности ознакомления с бытовыми приборами;
-осмотр и визуальное обследование;
-определение принадлежности :
механический (швейная машинка)
электрический(DVD)
газовый (газосварка –соединение металлов)
- приемы использования;
- места применения: (машины -помощники, на кухне, в комнате, в ванной, на даче);
- техника безопасности.
«Представление о материалах»
Схема последовательности ознакомления с материалами:
-осмотр и сенсорное обследование;
- определение принадлежности;
бумага (писчая, металл (железо, дерево, стекло, глина, песок, пластик, резина, соленое тесто, пластмасса, целлофан, картон;
- свойства (опытническая работа);
мнется, рвется, горит, тонет, плывет, прозрачное, хрупкое, эластичное, тактильные ощущения, сыпучесть, ломкость, твердеет, (высыхая соленое тесто);;
- места применения материала.
«Представление об инструментах»
Схема последовательности ознакомления с инструментами:
-осмотр, сенсорное и визуальное обследование;
- определение принадлежности (зависимость от профессии) :
иголки, нитки – швея
топор, рубанок, молоток –плотник
скрипка, баян, дудка –музыкант
мел, указка, доска – учитель
краски, кисти, бумага (холст, палитра –художник
раствор, мастерок – строитель, каменщик
Беседы
Наблюдения
Проблемные игровые ситуации.
Рассматривание и обследование предмета.
Рассматривание предметных картинок.
Создание проблемных игровых ситуаций.
(«Мячик не скачет – сдулся, продырявился» (как поможем)
«Потерял мишка рукавичку» (подобрать материал, целостность).
«Пришьем пуговицу к штанишкам» (предметы шитья).
Чтение художественной литературы.
Использование потешек, пословиц, поговорок.
Игры:
-игры по теме: «Игрушки»;
Перевезем на грузовой машине кубики» (закрепление строение машины, назначения)
«Искупаем куклу Катю»(строение куклы, знакомство с предметами личной гигиены).
«Мой веселый звонкий мяч» (свойства в зависимости от материала)
-игры по теме: «Одежда»;
«Помоги Катюше одеться» (время года, погода)
«Я хозяюшка на кухне» (домашняя одежда) «Мишкин шкаф» (разложить по полочкам)
«Шапочка –Кате, колпачок – клоуну Биму» (строение, материал, назначение
-игры по теме: «Обувь»;
«Выпал первый снег.
Обуваем Катю»
«К нам пришли гости» (домашняя обувь) «Обуваем Катюшу в сырую погоду на прогулку»
-игры по теме: «Посуда»
«Поможем Кате разложить посуду в буфете» (по назначению)
«Напоим кукол чаем»
«Подарок для Мишки- новая чашка» (строение, материал, целостность)
-игры по теме: «Мебель»
«У нас гости» (видовые понятия; стол, стул, диван, шкаф)
«Наша раздевалка»(шкафчики, стулья, банкетки)
«Нам купили шкафы»
(книжный, платяной)
-игры по теме: «Продукты»
«Ворота отворяй, сдай с июля урожай»(овощи)
«Подарок к празднику» (конфеты, печенья, зефир.)
«В магазин за хлебом»
(видовые понятия)
-игры по теме: «Транспорт»
«Мы в автобус сели прокатиться»
«Самолет летит и мотор гудит»
«Вот много снега на дороге»
(снегоочистительные, снегоуборочные машины)
-игры по теме «Бытовые приборы»
«Развеселим гостей» (телевизор, DVD)
«»Постираем и погладим Мишуткину одежду» (стиральная машина, утюг)
«Приготовим компот для мамочки» (газо- электроплиты)
-игры по теме: «Материалы»
«Тесто для пирожков» (глина)
«Какой кораблик поплывет» ( свойства: бумага (салфетка, плотная, дерево, металл)
«Открытка для мамы»
(свойства бумаги)
Игры – путешествия в прошлое предметов (кн. «Что было до…»авт. О. В. Дыбина
«Уголок ряженья» (одежда, обувь, головные уборы).
Магазин «Овощи – фрукты».
Разнообразные игрушки.
Игрушки –заместители.
Атрибуты к сюжетно – ролевым играм.
Детская посуда (столовая, чайная).
Мебель (кухонная, спальня).
Предметные, сюжетные картинки (каточки) по всем разделам.
Опорные схемы.
Цветные карандаши.
Бумага.
Фотографии.
Модели.
«Игровизор» с комплектом игровых заданий.
Игрушечная бытовая техника.
Игрушки «Транспорт» всех видов.
-индивидуальные консультации;
-групповые беседы;
-рекомендации по содержанию детской деятельности;
-просмотр и обсуждение вместе с воспитателем видеоматериалов;
-участие родителей в викторинах, развлечениях, праздниках;
-труд совместно с родителями;
-участие родителей в диагностике по выявлению успешности овладения детьми знаний о предметном мире.
Блок «ТРУД ВЗРОСЛЫХ»
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность
в режимных моментах Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности Взаимодействие с семьей
групповая подгрупповая
индивидуальная
1 2 3 4
Образовательные ситуации:
«Профессии» (учитель, библиотекарь, летчик, портной, художник, менеджер, рекламный агент и пр.)
Экскурсии на кухню, в прачечную, в кабинет врача, в магазин, библиотеку.
Беседы о труде взрослых с использованием игровых приемов (например»Кукла Нина хочет стать поваром).
Дидактические игры:
«Угадай профессию»
«Назови профессию»
«Кем буду»
Реализация проектов. Наблюдение за трудом взрослых в детском саду и на улице.
Чтение художественной литературы о труде взрослых.
Рассказы воспитателя (с использованием картин) о труде взрослого.
Сюжетно – ролевые игры:
«Почта»
«Магазин»
«Больница»
«Школа»
Встречи с родителями.
Просмотр мультипликационных фильмов, телевизионных передач.
Знакомство с современной техникой (электронные весы, компьютер, подъемный кран и др., с бытовой техникой.
Организация недели, посвященной углубленной работе по ознакомлению с трудом родителей.
-игрушки;
-атрибуты к играм;
-бытовая техника;
-детская кухня;
-фотографии;
-книги;
-детские инструменты;
-предметы – заместители;
-детские швейные машины.
Изучение традиций трудового воспитания.
Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду.
Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания посредством выставок, мастер – классов и других форм взаимодействия.
Различные формы совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома.
Чтение литературы посвященной различным профессиям, труду.
Просмотр художественных и мультипликационных фильмов.
Совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада.
Побуждать близких и взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимание на приобщение членов семьи к труду.
Развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам по изучению трудовых традиций, сложившихся в доме, а также родном городе.
Блок «САМООБСЛУЖИВАНИЕ И ДЕТСКИЙ ТРУД «Я САМ»
(Самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе)
«САМООБСЛУЖИВАНИЕ
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность
в режимных моментах Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности Взаимодействие с семьей
групповая подгрупповая
индивидуальная
1 2 3 4
УМЫВАНИЕ,ВНЕШНИЙ ВИД
Формировать привычку следить за чистотойтела, самостоятельно чистить зубы.
Следить за чистотой ногтей, опрятностью прически.
Прикашле и чихании закрывать рот и нос. Чтение, беседа по прочитанному.
Обсуждение ситуаций.
Рассматривание картин, на которых изображены предметы и действия, связанные с выполнением гигиенических процедур.
Решение проблемных ситуаций: :
замечать грязные руки и мыть их перед едой, после прогулки, после посещения туалета.
Испытывать неприятные чувства по поводу своих грязных рук или неопрятности других. Радоваться, когда руки и лицо чистые, чистый носовой платок. Подборка художественной литературы.
Серия сюжетных и предметных картин.
Сюжетно – ролевая игра:
«Семья»
«Парикмахерская»
«Поликлиника» -индивидуальные консультации;
-групповые беседы;
-просмотр о обсуждение вместе с воспитателем видеоматериалов
(режимные моменты);
-участие родителей в педагогической диагностике по выявлению умелости ребенка в самообслуживании.
ОДЕВАНИЕ
Быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок.
Тренировка защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся условий внешней среды.
Создание пульсирующего микроклимата в групповом помещении.
Оздоровительное действие воздуха на детский организм. Чтение, беседы по прочитанному
Рассматривание картин из серии: «Здоровье»
Прогулка. Подборка художественной литературы
Подборка картин из серии: «Здоровье»
Правильно подобранная одежда детей. -индивидуальные консультации;
-групповые беседы;
-просмотр о обсуждение вместе с воспитателем видеоматериалов (режимные моменты);
-участие родителей в педагогической диагностике по выявлению умелости ребенка в самообслуживании.
ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ
Продолжать совершенствовать культуру еды:
Правильно пользоваться столовыми предметами, есть аккуратно, бесшумно, сохранять правильную осанку за столом. Беседа
напоминание о правилах поведения во время приема пищи (подготовка к завтраку, обеду, полднику, ужину).
Игровое упражнение:
«Умело пользуемся столовыми предметами»
Дидактические игры, сюжетно – ролевые игры:
«Упражнение на совершенствование культуры еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохранять правильную осанку за столом. Подборка художественной литературы.
Серия сюжетных и предметных картин из серии: «За столом»
Сюжетно – ролевые игры:
«Семья»
«Магазин посуды»
«Кухня» -индивидуальные консультации;
-групповые беседы;
-просмотр
и обсуждение вместе с воспитателем видеоматериалов
(режимные моменты);
-участие родителей в педагогической диагностике по выявлению умелости ребенка в самообслуживании.
Блок «ХОЗЯЙСТВЕННО – БЫТОВОЙ ТРУД»
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность
в режимных моментах Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности Взаимодействие с семьей
групповая подгрупповая
индивидуальная
1 2 3 4
Образовательные ситуации:
«Наше дежурство»
«Приготовление винегрета (бутербродов, салата, сока,
«Как заботиться о своей одежде»(обуви)
«Праздник в детском саду»
Экскурсии на кухню, в прачечную» Дежурство по столовой, занятиям, уголку природы.
Обучение
-уборке пылесосом;
-элементарной починке одежды (пришить пуговицу, вешалку)
Приготовление простейших блюд
(бутерброды, винегрет, салат, сок и пр.)
Развитие умения владеть молотком.
Досуговая деятельность по интересам (кружки «Умелые руки», «Ателье куклы Барби», «Мастерская Умелкина»).
Необычные дни –
«День лесных приключений»,
«День рождения»,
«День презентации детских поделок»,
«День космических путешествий»
Издание кулинарной книги -игровые персонажи;
-модели, опорные схемы, -пооперационные карты;
-простейшие чертежи;
-инструменты;
-бросовый материал;
-кухонная мебель;
-двухконфорочная бытовая электрическая плита;
-холодильник;
-кухонная посуда;
-современная кухонная бытовая техника (соковыжималка, миксер и пр.)
-кулинарные рецепты;
-карточки с правилами поведения на кухне;
-модели приготовления пищи;
-кулинарная книга.
-индивидуальные консультации;
-групповые беседы;
-просмотр о обсуждение вместе с воспитателем видеоматериалов
(режимные моменты);
-участие родителей в педагогической диагностике по выявлению умелости ребенка в самообслуживании.
Блок «ТРУД В ПРИРОДЕ»
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность
в режимных моментах Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности Взаимодействие с семьей
групповая подгрупповая
индивидуальная
1 2 3 4
Образовательные ситуации:
«Дежурство в уголке природы»
(беседа с показом приемов работы).
«Уход за комнатными растениями и первая подкармка их»
«Знакомство с комнатными растениями»
«Посадка семян гороха, лука, петрушки»
«Беседа о труде людей осенью»(зимой, весной, летом).
Экскурсии (природоведческие в разные времена года).
Экскурсии по ознакомлению с трудом взрослых (на поле, птицеферму, в сад, огород, и т. д.)
Реализация проектов Рассматривание иллюстраций к книгам, сюжетных картинок.
Чтение художественной литературы.
Использование стихов, потешек, пословиц, поговорок о труде.
Игровые образовательные ситуации.
Индивидуальные поручения
-по уходу за животными (кормление рыбок, птиц);
-по уходу за растениями (полив, обтирание крупных листьев тряпочкой)
Наблюдения в уголке природы.
Целевые прогулки:
«Покажи Мишке наш участок», «На луг»).
Труд на участке» (цветник, огород, плодовый сад).
Игры:
«Что где растет», «Найди, что опишу», «Загадай, мы отгадаем», «Вершки и корешки», «Овощехранилище», «Летает, не летает», «Кто где зимует», «Отгадай, что за растение, «Что за птица», «Найди дерево по семенам», «К названному дереву беги», «Птичья столовая», «природа и человек», «Кто где живет».
Игровые упражнения на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам)
-подборка художественной литературы;
-подборка иллюстраций;
-подборка предметных и сюжетных картинок;
-инвентарь для работы (палочки для рыхления почвы, лейки, тряпочки, мисочки ит. д.)
-оборудование для игр с природным материалом (центр песка и воды, песочный дворик, бассейн, плескательницы, формочки, сосуды, совочки, печатки, мелкие игрушки; игрушки, приводимые в движение ветром) -индивидуальные консультации;
-групповые беседы;
-рекомендации по содержанию детской деятельности;
-просмотр о обсуждение вместе с воспитателем видеоматериалов;
--участие родителей в викторинах, развлечениях, праздниках;
-труд детей совместно с родителями;
-участие родителей в диагностике по выявлению успешности овладения детьми простейшими процессами труда в природе.
Блок «РУЧНОЙ ТРУД»
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность
в режимных моментах Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности Взаимодействие с семьей
групповая подгрупповая
индивидуальная
1 2 3 4
Навыки ручного труда формируется у детей как на занятиях по конструированию, так и во время самостоятельной деятельности.
Детей обучают способам работы с разными материалами, бумагой, картоном, природным материалом. РАБОТА С БУМАГОЙ, КАРТОНОМ
-изготовление игрушек из бумаги, картона, коробок (волчок, палатка, саночки, домик, пароход, лодочки и т. д.);
-изготовление макетов(«Футбол»,»Зимние развлечения», макеты по сюжету сказок «Гуси – лебеди», «Три медведя», «Репка» и др.)
-изготовление атрибутов для игр –драматизаций;
- изготовление елочных игрушек, подарков маме к 8 марта;
-изготовление игрушек –самоделок для малышей;
РАБОТА С ТКАНЬЮ
-вдевать нитку в иголку;
-освоение шва «вперед иголку»
-освоение шва «через край»
-умение пришивать пуговицы, вешалку;
-шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартук для кукол, игольница)
РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
-изготовление из природного материала птички, белочки, петушка, черепахи, человечка и др.
-ножницы, шило, кисточки для клея, клей, куски картона, катушки, проволока, выкройки, чертежи, бумага разной формы.
-иголки, нитки, ткань, ножницы, детская швейная машинка, пооперационные карты, чертежи.
-листья, желуди, шишки, береста, соломка, кора и пр. -рекомендации по содержанию детской деятельности;
-индивидуальные консультации;
-групповые беседы;
-рекомендации по содержанию детской деятельности;
-просмотр о обсуждение вместе с воспитателем видеоматериалов;
--участие родителей в викторинах, развлечениях, праздниках;
-труд детей совместно с родителями;
-участие родителей в диагностике по выявлению успешности овладения детьми простейшими процессами ручного труда.