Алёна Васильевна Филева
Планирование самообслуживания в старшей группе
Самообслуживание- направлено на уход за собой. Воспитательное значение- в его жизненной необходимости.
Планирование самообслуживания в старшей группе
Умывание (перед завтраком и обедом)
Задачи
Методика руководства
1. Совершенствовать навык намыливания рук до образования пены
2. Тренироваться вытирать руки и лицо насухо, используя полотенце
Публикация «Планирование самообслуживания в старшей группе» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Планирование
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Планирование. Планы работ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
3. Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.
4. Умственное воспитание
Закреплять умение определять свойства предметов в умывальной комнате
5. Нравственное воспитание
Ценить и уважать труд младшего воспитателя
1.1 Упражнение «Мыльные перчатки»
Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей.
Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.
Ход игры: Педагог: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки". Педагог поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки". В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки. Например:
«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Умывается сама (имя ребенка)»
2.1Дидактическое упражнение «Чьё полотенце чистое, тот правильно умывался»
3.1 Беседа «Чистые руки - здоровые дети».
4.1. Определять на ощупь материал полотенца: махровое, льняное, вафельное
4.2. Определять с помощью органов чувств свойства мыла: по форме (Круглое, квадратное, прямоугольное, овальное, на ощупь (гладкое, твёрдое, запах (Яблоком, арбузом, цветами, мёдом, шоколадом.) Воспитатель вместе с детьми приходят к выводу: мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. Мыло бывает разное по цвету, форме, размеру, по запаху.
4.3. Определять свойства воды: из крана течет горячая или холодная, вода без цветная, без запаха, без вкуса (в стаканах питьевая вода).
5. 1 Напоминание воспитателя: «Ребята, давайте будем помнить, что наша умывальная комната должна быть всегда чистой и красивой, не брызгайтесь водой, чтобы черкало и пол были чистыми, мойте руки хорошо, чтобы полотенца были чистыми, наша (имя мл. воспитателя) очень много сил тратит на уборку в группе.
Прием пищи (завтрак, обед)
Цель: продолжать закреплять культурно – гигиенические навыки у детей о правильном приеме пищи, поведении за столом.
Задачи
Методика руководства
1. Закреплять умение правильно сохранять осанку во время еды : спина прямая, локти не расставлены, ноги вместе.
2. Закреплять навык аккуратно принимать пищу: жевать с закрытым ртом, есть маленькими порциями, не крошить на стол.
3. Развитие осязания, закрепление названий различных приборов для сервировки стола.
4. Умственное воспитание
Определять из какой крупы сварена каша
5. Нравственное воспитание
Продолжать воспитывать уважение к труду младшего воспитателя
1.1 Предварительная беседа (О культуре еды «Сказка про девочку Олю»
1.2 Напоминание. Воспитатель: Если день за днем принимать неправильные позы в постели, позвоночник может искривиться.
Позвоночник всегда за всем глядит и тобой руководит.
Кто на стульчике сидит - за осанкой поглядит.
Он как деревце надежен - тебя держит и молчит.
Чтоб мы выросли прямые. Стройные, а не кривые.
2.1 Показ (как правильно кушать).
2.2 Игровой прием – «Что сначала, что потом».
3.1 Индивидуальная работа в утренние часы на тему «Какие бывают столовые приборы»
3.2 Настольная дидактическая игра «Сервировка стола»
4.1 Дидактическая игра "Какая каша?" (Различать и называть разные виды круп (гречка, рис, манка, геркулес и др)
4.2 Беседа о пользе правильного питания
5.1 Беседа с детьми о важности соблюдать чистоту во время еды, о важности проявлять любовь и заботу к младшим воспитателям, к кухне детского сада, к поварам
Художественное слово:
В группе у нас всегда чистота.
Сверкает и пол, и посуда.
Нянечка наша с утра
Наводит порядок повсюду.
Да и детишек она приучает
На стол накрывать и опрятными быть,
Каждый проказник, конечно же, знает:
Труд нашей няни нужно ценить.
Одевание
Цель: обеспечить своевременный сбор на прогулку всех детей, сформировать правильную последовательность при одевании
Задачи
Методика руководства
1. Сформировать правильную последовательность при одевании, (закреплять название предметов одежды, действий).
2. Формировать привычку соблюдать порядок и чистоту в шкафчике, аккуратно складывать свои вещи
3. Закреплять умение пользоваться разными видами застёжек.
4. Умственное воспитание
Закреплять знания по названию материала, из которого сделана одежда
5. Нравственное воспитание
Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, бережное отношение к одежде.
1.1 Повторение с детьми о правильной последовательности одевания
2.1 Показ. Воспитатель показывает детям как аккуратно сложить вещи
2.2 Упражнение «Как мы умеем наводить порядок».
2.3 Беседа «Как мы наводим порядок в своём шкафу для одежды»
2.4 Объяснение. Ребята, наш шкафчик разделен на 3 отдела, на верхнюю полку кладем головные уборы (в целях соблюдения санитарно-гигиенических навыков, шарф, перчатки, на самый большой отдел шкафа на крючок вешаем куртки, платья, на полочку складываем штаны, колготки, юбки, футболки, а в самом низу мы храним обувь: ботинки, чешки, туфельки и тд. Если вы будете придерживаться этих правил, то в шкафу у вас всегда будет порядок.
3.1 Беседа во время одевания у какого какие застежки, чем они отличаются, и почему именно здесь нужна такая (у куртки молния, у а брюк пуговка, у ботинок шнурки)
3.2 Книжка-тренажер "Одеваюсь сама"
3.3 Чтение И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам».
4.1 Уметь различать детьми разные виды тканей («шерсть», «шёлк», «хлопчатобу-мажная ткань», «трикотаж», «синтетические ткани»)
4.2 Беседы с детьми о профессиях, которые занимаются пошивом одежды («модельер», «дизайнер»»швея»). Закрепить названия и виды одежды.
5.1 Напоминать детям говорить «спасибо за помощь», «помогите, пожалуйста»
5.2 Чтение сказки Т. Дворецкой «Страна вежливости»
1. Совершенствовать умение самостоятельно раздеваться в определенной последовательности
2. Аккуратно складывать вещи и класть их в шкаф
3. Закреплять умение выворачивать снятую одежду на лицевую сторону, аккуратно ставить обувь в шкафчик
4. Умственное воспитание
Закрепить умение детей правильно называть сезонную одежду, знание об их назначениях;
5. Нравственное воспитание
Воспитывать у детей бережное обращение к вещам личного пользования.
1. 1 Напоминание: Сначала снимаем куртку и вешаем в шкаф, затем снимаем шапку и кладем на полочку, затем снимаем кофту, штаны, ботинки и все складываем на место. Надеваем одежду и обувь в которой находимся в группе.
2.1 Беседа с детьми «Как мы наводим порядок в своем шкафу для одежды»
2.2 Беседа с детьми «Юля, а что ты сейчас снимаешь? Кристина, а куда ты повесишь свою курточку?»
2.3 Игра – соревнование «Наведем порядок в своих шкафчиках»
3.1 Чтение М. Зощенко «Глупая история»
3.2 Закрепить в ходе беседы понятия изнанка, лицо, снаружи, внутри, спереди, сзади.
4.1Беседа с детьми «Сезонная одежда» какая она бывает (сезонная, демисезонная, колготки, перчатки, шапка, шарф….
5.1 Напоминаю детям, что к свои вещам нужно бережно относится, аккуратно носить, в каких уходили на прогулку в таких и возвращаться, давать понять что вещи стоят денег.
5.2 «Даша, посмотри, какие у тебя грязные штанишки! А какие ты надевала штанишки?» (чистые).