Дарья Александровна
Планирование работы вожатого
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование – одно из важнейших слагаемых успеха вожатого. За
составление плана вожатый несет персональную ответственность, поскольку
планирование воспитательной работы отряда предопределяет результаты и
эффективность системы воспитания. Разработка плана предстоящей
деятельности позволяет определить содержание, пути и средства достижения
целей и задач работы вожатого с детьми.
Планирование воспитательной работы – это процесс совместной
Публикация «Планирование работы вожатого» размещена в разделах
деятельности вожатого и воспитанников по определению целей, содержания и
способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в
отряде.
Функции планирования :
направляющая, связанная с определением в процессе планирования
сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета,
конкретных направлений и видов;
прогнозирующая, где в ходе разработки плана реализуется
педагогический замысел, моделируются основы жизнедеятельности
отряда на предстоящую лагерную смену;
координирующая или организаторская, позволяющая вожатому с
помощью обоснованных и рациональных действий при планировании
получить ясное представление о направлении и содержании
предстоящей деятельности в соответствии с поставленными целями и
задачами;
контрольная функция предоставляет вожатому возможность с помощью
плана контролировать свой путь к достижению цели;
воспроизводящая функция позволяет по плану восстановить
содержание и объем выполненной работы даже по истечении некоторого
времени.
Принципы педагогического моделирования можно отнести принципы:
системности (четкое определение целей и задач воспитания,
обеспечение тесной взаимосвязи всех сторон воспитания, единство
педагогических требований со стороны педагогического коллектива
лагеря);
конкретности;
оптимальности;
диалога (наличие регулярной обратной связи, контроля за результатами
воспитательного воздействия);
индивидуальности;
научности;
Непрерывности.
Исходными данными для планирования (по М. П. Кулаченко) являются:
нормативные правовые документы по организации летнего отдыха
воспитанников;
приоритетные направления воспитательной работы в текущем году в
соответствии с методическими рекомендациями в помощь
организаторам летнего отдыха;
календарь летних праздников; текущие и ожидаемые события в городе,
лагере;
режим дня и традиции оздоровительного лагеря;
информация о детях (возрастные особенности, ожидания, интересы,
потребности, прогнозируемые трудности и т. п.);
природно-погодные условия, в которых будет реализовываться
задуманное;
модель смены и задачи, стоящие перед педагогами;
опыт педагогической деятельности, методическая оснащенность и
личностный потенциал вожатого.
Деятельность по разработке плана целесообразно разделить на ступени:
1-я ступень – сбор-старт коллективного планирования (объяснение задач,
содержания и методики предстоящей работы). При составлении плана
необходимо определить формы и способы участия воспитанников отряда в
данном процессе.
2-я ступень – разведка дел (консультации, сбор информации, осуществляемый
мини-группами);
3-я ступень – защита идей и предложений для плана работы (мини-группы
предлагают либо отдельные акции, либо свой вариант целого плана);
4-я ступень – составление плана работы на смену;
5-я ступень – осмысление итогов коллективного планирования.
Формы коллективного планирования :
разведка полезных дел («разведка» - потому что группе ребят дается
задание что-то найти, узнать, разведать. Ее проводят в лагере и за его
пределами. До того, как ребята отправятся в разведку, воспитателю
необходимо встретиться с руководителями тех объектов, куда придут
ребята, предупредить их о приходе «разведки», попросить подсказать
ребятам, где требуется их помощь. Ведут разведку специально
созданные группы во главе с командиром. Они получают конкретные
задания, оформленные в виде маршрутных листов или пакетов.
Донесения разведки помещаются в отрядном уголке).
анкетирование;
конкурс на лучшее предложение к плану;
мозговой штурм;
ящик предложений;
аукцион идей;
банка идей (карты звездного неба, отрядного созвездия, дерева идей,
поезда творческих дел).
План воспитательной работы – это программа деятельности вожатого по
созданию условий, содействующих воспитанию, оздоровлению и отдыху детей
в лагере. План работы в деятельности отрядного вожатого является
нормативно-правовым документом, подтверждающим выполнение
функциональных обязанностей и моделирующим организацию воспитательной
работы в отряде.
Виды планов в детском оздоровительном лагере:
Перспективный план разрабатывается на летний период. Он может
включать в себя: цели и задачи лагеря, условия материальной и
технической базы, особенности каждой смены, детского и
педагогического коллективов, планируемые мероприятия, планы работы
кружков.
План на смену – это документ, в котором обозначены мероприятия, в
подготовке и проведении которых принимает участие весь
педагогический коллектив оздоровительного лагеря.
Календарный план-сетка охватывает содержание всех периодов
лагерной смены и проектируется до начала смены. К плану-сетке
прилагается обоснование: психолого-педагогическая характеристика
отряда и основные задачи деятельности воспитателя на смену.
План работы отряда (детского коллектива) конкретизирует и дополняет
перспективный план. Воспитатель его составляет на смену совместно с
детьми.
Ежедневный план работы вожатого (планирование на каждый день)
Содержание и структура планов воспитателя :
характеристика отряда;
цель и задачи воспитательной деятельности;
содержание жизнедеятельности отряда;
индивидуальная работа с воспитанниками;
работа с родителями;
анализ воспитательной работы в отряде.
План-сетка выполняет две основные функции:
1) управленческую (планирование жизнедеятельности отряда);
2) информационную.
При составлении плана-сетки отрядных мероприятий следует учитывать
следующие моменты:
Эмоциональная и физическая загруженность детей;
Соотношение отрядных и общелагерных мероприятий;
Более одного большого дела в день под ответственность отряда и
сотрудника лагеря;
Время проведения мероприятий;
Достаточное количество оборудования в лагере;
Безопасность всех мероприятий;
Резерв свободного времени ребенка;
Погодные условия;
Работа секций и кружков
Ежедневный план работы вожатого – это план, в котором отражен порядок
последовательных действий вожатого, необходимых при организации каждого
дня. В этом документе вожатый отмечает, что ему нужно сделать, с кем из
ребят поговорить, кому помочь, на каких организационных моментах
сконцентрировать свое внимание, исполнение каких заданий необходимо в
обязательном порядке лично проконтролировать.
Алгоритм анализа дня:
1. Сбор информации в течение всего дня.
2. Оценка информации: воспитательная эффективность форм работы с детьми
и подростками;
эффективность проведенных дел; позиции детей в подготовке и проведении
КТД;
организация режимных моментов; анализ психологического состояния детского
коллектива: общественное мнение (есть ли оно); настроение детей; отношение
детей друг к другу, к взрослым, к происходящим событиям; их
организованность; наблюдение за изменениями в поведении детей.
3. Выявление причин, вызывающих несоответствие фактического состояния
дел с планом.
4. Принятие решения, оценка, выводы: выполнен ли план работы на день? что
удалось или не удалось выполнить? какое дело или событие дня было
наиболее важным в воспитательном отношении: какую задачу решили,
осуществляя его? как действовали при этом ребята (активно или пассивно,
были заинтересованы, только наблюдали и т. д.? как проявил себя коллектив в
целом и каждый в отдельности? какое чувство у детей и у вожатого оно
вызвало? над чем заставило задуматься?
5. Перспектива дальнейшей деятельности, определение воспитательных задач
на следующий день.
Требования к анализу дня: непрерывность записей, глубина анализа,
конструктивность, объективность.
Каждый прожитый день в лагере требует подведений итогов. Обычно это
делается на вечерних планерках вожатых лагеря. Проводит планерку старший
вожатый. Примерное содержание планерок :
1 часть. Как прошел день: доклад дежурного отрядом, оценка дежурства;
успехи, неудачи дня; анализ больших дел дня.
2 часть. Подробное планирование следующего дня : детальное обсуждение
предстоящих глобальных дел, назначение ответственных; советы отряду,
который принимает дежурство и т. д.
Планерка – это маленький педагогический совет, на котором решается, как
лучше и правильнее работать с детьми. Планерка программирует жизнь,
определяет главные задачи, ищет эффективные средства выполнения этих
задач. На планерке рождаются новые идеи и замыслы, по сути – это старт
будущих дел.
Законы планерки :
• Закон «0-0» – ценить свое и чужое время, являться на планерку в точно
назначенное время.
• «Краткость – сестра таланта» – говорить четко, ясно выражать свои мысли.
Требования к планам работы воспитателя оздоровительного лагеря:
направленность плана на достижение определенного педагогического
результата и отражение социального заказа на формирование качеств
личности;
соответствие целям и задачам программы лагеря;
социальная направленность планируемых мероприятий;
учет возрастных особенностей, интересов и потребностей детей;
разнообразие содержания, форм, методов воспитательной
деятельности;
систематичность, последовательность, преемственность в подборе
видов деятельности;
реальность планов по видам деятельности, по срокам;
согласованность плана отряда с планом работы оздоровительного
лагеря.