Екатерина Булхиева
Планирование проектной деятельности «Наш дом — Россия» в средней группе общеразвивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «НАШ ДОМ - РОССИЯ»
Название проекта : «Наш дом - Россия»
Вид проекта : информационно-познавательный, творческий, долгосрочный.
Сроки реализации проекта : с 2 октября 2023 года по 30 апреля 2024 года.
Участники проекта : дети средней группы общеразвивающей направленности «Лютик», родители и педагоги группы.
Актуальность проекта :
Публикация «Планирование проектной деятельности „Наш дом — Россия“ в средней группе общеразвивающей направленности» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Планы
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Планирование. Планы работ
- Проекты
- Родина, Россия. Планы, планирование
- Родина, Россия. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим проблема нравственного-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становиться одной из актуальных.
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.
Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, традициями, бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре, формирует гражданскую принадлежность, патриотические чувства (расширяет представление детей о своём городе, родной стране, о государственных праздниках); продолжает расширять представления о Российской армии, о трудной и почетной обязанности защищать Родину; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
Проблема:
Ссовременные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. Решением данной проблемы является реализация проекта : «Наш дом - Россия».
Гипотеза:
Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.
Цель проекта : создать условия для осуществления комплексного подхода в формировании нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, своим близким;
формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
воспитывать патриотизм, уважения к культуре России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
расширять и систематизировать знания детей о России, о её символике (герб, флаг, гимн, достопримечательностях;
приобщать к истокам народной культуры;
воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство;
воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Проект состоит из блоков :
1 блок – Моя семья
2 блок – Мой город
3 блок - Моя страна
4 блок – Защитники Отечества
5 блок – Народная культура и традиции
Условиями реализации проекта являются : систематизация материала по теме проекта, изучение методической литературы, подбор произведений детской литературы по программе, обновление развивающей среды в группе. В создании развивающей среды принимают участие не только педагоги, но и дети и их родители, что позволяет вызвать у всех интерес к данной теме.
Форма реализации: беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, интегрированные занятия, самостоятельная деятельность детей, выставка детского творчества, чтение художественной литературы, потешек, пословиц по теме, составление рассказов, просмотр презентаций, мультфильмов, рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, спортивный досуг, викторины, экскурсии, наблюдения и прогулки, консультации для родителей.
Ожидаемые результаты:
- Для детей:
Повышение интереса дошкольников к своему городу, своей стране;
Приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками;
Формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины;
Воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважении к старшим, любви к Отчизне;
Знать историю своей страны, её героев.
- Для родителей: родители будут понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.
- Для педагогов: повышение уровня педагогического мастерства.
Предполагаемый продукт проект :
Выставки детского творчества;
Создание альбома «Достопримечательности города Саратова»;
Фото выставка «Моё любимое место в городе»;
Праздник, посвящённый Дню Матери;
Праздник, посвящённый 23 февраля «Будем в Армии служить».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин;
- организация развивающей среды в группе. – ознакомление детей с художественной литературой;
- заучивание стихов и пословиц;
– проведение бесед;
- проведение дидактических и подвижных игр;
рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация);
проведение занятий;
проведение мероприятия;
прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
вернисажи детских работ;
посещение музеев «Русская изба» и «Музея Боевой Славы»;
- использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
- оформление консультаций для родителей. Рефлексия проведенных мероприятий по проекту (анализ результатов проектной деятельности, исходя из задач и прогнозируемых результатов проекта).
ПЛАН РАБОТЫ
Название
блока Содержание работы
Методы и формы реализации проекта Название
МОЯ СЕМЬЯ
Беседы Мой дом, моя семья
Странички семейного альбома
Сердце семьи
Наша дружная семья
Семья глазами ребёнка
Мама, мамочка моя!
Семьи большие и маленькие
Продуктивная деятельность ИЗО : «Портрет моей семьи», «Мой дом»;
Лепка «Пироги для семейного торжества»;
Аппликация «Цветы для мамочки»
Игры Дидактические:
Кто главный?
Ласковое слово;
Клубочек волшебных слов;
Хорошо - плохо;
Назови членов семьи;
Профессии;
Найди такую же матрешку.
Подвижные:
Гуси лебеди;
Горелки;
Заря-заряница.
Сюжетно-ролевые:
Маленькие помощники;
К нам пришли гости;
Именины;
Мы идём в магазин;
На приёме у врача
Семья
Рассматривание картин и иллюстраций Как хорошо играть вместе
Мои младшие братья и сёстры
Учимся друг другу уступать
Порядок или беспорядок
Учимся друг другу помогать
Учусь у бабушки
Учусь у дедушки
Для меня или для всех
Художественная литература Сестрица Алёнушка и братец Иванушка;
Теремок;
Косточка;
Гуси - лебеди
Разучивание пословиц о дружбе и семье.
Взаимодействие педагогов с семьё й Консультации для родителей: «Совместный труд ребёнка и взрослого», «Семья и семейные ценности»;
Праздник посвящённый Дню Матери.
МОЙ ГОРОД Беседы История происхождения города Саратов;
Родной город;
Флаг Саратова;
Герб Саратова;
Из далека долго течёт река Волга;
Достопримечательности родного города;
Труд взрослых в родном городе;
Транспорт родного города.
Продуктивная деятельность Конструирование : «Моя улица», «Мой город»;
Аппликация «Транспорт родного города»;
ИЗО «Флаг Саратова».
Игры Дидактические:
Летит, плывет, едет;
Назови часть целого;
Автомобиль из геометрических фигур;
Узнай по описанию;
Кому что нужно для работы.
Подвижные:
Цветные автомобили;
Автомобиль и воробушки;
Автобусы
Сюжетно-ролевые:
Парикмахерская;
Больница;
Магазин;
Гараж;
На заправке;
Строим дом.
Рассматривание картин и иллюстраций Достопримечательности родного города;
На Волге;
В аэропорту;
На вокзале;
Профессии;
Транспорт;
Флаг и герб родного края.
Художественная литература Джанни Родари "Чем пахнут ремёсла?
Подборка информации " Предания о земле Саратовской, её природа и история";
В. Бундин «Такая работа»;
С. Михалков «Дядя Стёпа Милиционер».
Взаимодействие педагогов с семьёй Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»;
Создание альбома «Достопримечательности города Саратова»;
Фото выставка «Моё любимое место в городе»
МОЯ СТРАНА Беседы Россия – моя Родин
Герб России
Хлеб - богатство России
Наша столица Москва
Знакомство с флагом России
Продуктивная деятельность ИЗО «Флаг России»;
Аппликация «Флаг России», «Кремль», «Русская берёзка».
Игры Дидактические:
Узнай наш флаг;
Собери Флаг;
Узнай по описанию;
Собери картинку
Подвижные:
Ручеёк;
Гари - гари ясно;
Гуси лебеди.
Рассматривание картин и иллюстраций Рассматривание сюжетных картин и иллюстраций с изображением Российских символов, достопримечательностей
Художественная литература А. Ишимова «История России в рассказах для детей»,
П. Воронько «Лучше нет родного края»;
В. Лебедев-Кумач «Москва» Заучивание стихов М. Пришвин "Моя Родина", Н. Суриков "Детство"
Взаимодействие педагогов с семьёй Консультация для родителей «Семейные традиции – основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА Беседы День Защитника Отечества;
«Тот герой, кто за Родину горой»;
Богатыри земли русской;
Военная техника Российской армии;
Виды войск Российской Армии.
Продуктивная деятельность Рисование : «Наша Армия родная»;
Аппликация: «Открытка для папы»;
Лепка «Боевые награды».
Экскурсия Музей Боевой Славы
Игры Дидактические:
Кто где служит;
Назови профессию;
Рода войск.
Сложи картинку.
Сюжетно – ролевые:
Пограничники,
Разведчики,
Моряки
Подвижные:
Пройди по трапу;
Переправа;
Сапёры;
Меткие стрелки
Рассматривание картин и иллюстраций Военная техника Российской армии;
Виды войск Российской Армии
Медали о ордена.
Художественная литература Л. Кассиль «Твои защитники»
Русская народная сказка «Каша из топора»
А. Гайдар «Рассказы об армии»
А. Митяев «Почему армия родная?»
Стихотворение В. Туров «Дедушкин портрет»
Стихотворение Ю. Шмидт «23 февраля»
Стихотворение О. Высотской «Слава Армии»
А. Барто «Самолет», «Кораблик»
Взаимодействие педагогов с семьёй Праздник, посвящённый 23 февраля «Будем в Армии служить».
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ Беседы Русские народные промыслы;
Изделия хохломские и городецкие;
Игрушки Дымковские и Филимоновские;
Гжель и Жостов;
Русские матрешки;
Народные праздники на Руси.
Продуктивная деятельность Лепка : «Дымковская лошадка»
Рисование: "Мы рисуем дымковские игрушки";
Аппликация: «Русская матрешка”
Экскурсия Музей Русская изба
Игры Дидактические:
"Найди такую же матрешку";
"Какай поднос лишний";
«Найди лишний предмет посуды и назови роспись";
"Какая из этих игрушек не Филимоновская";
"Найди городецкую роспись".
Подвижные:
Ручеёк;
Гари - гари ясно;
Гуси лебеди.
Сюжетно - ролевые:
Хлебом - солью всех встречаем к самовару приглашаем.
Рассматривание картин и иллюстраций Русские народные промыслы;
Изделия хохломские и городецкие;
Игрушки Дымковские и Филимоновские;
Гжель и Жостов.
Художественная литература Потешки;
Загадки;
Пословицы;
Поговорки;
Колыбельные.
Взаимодействие педагогов с семьёй Папка передвижка «Масленица»;
Развлечение «Масленица»