Рыжкова Ольга
Планирование по самообразованию на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей 3–4 лет на основе литературных произведений»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа: 2 младшая.
Актуальность: именно в дошкольном детстве закладываются основы нравственности личности, ее духовности. Ребенку необходимо через собственный опыт, переживая реальные события в жизни или воображаемые в игре, понять, что такое добро, а что зло. Ему важно почувствовать, что ощущают другие люди, нужно научиться состраданию, дружбе, взаимопомощи. Получить такой опыт поможет художественная литература.
Публикация «Планирование по самообразованию на тему: „Духовно-нравственное воспитание детей 3–4 лет на основе литературных произведений“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель: Создать условия по формированию духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) на основе литературных произведений.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей навыки культуры общения, дружелюбного отношения друг к другу, умение жить в коллективе. Формировать у детей представления о добре и зле, трудолюбии и лени, бескорыстии и жадности.
Развивающие: развивать у дошкольников умение думать, сравнивать и анализировать поступки героев литературных произведений. Содействовать развитию познавательной сферы детей. Развивать навыки связной речи, выразительной речи, обогащать словарь детей. Развивать эмоциональную отзывчивость, творческие способности.
Воспитательные : воспитывать у детей уважение к близким и родным, к взрослым и сверстникам. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, смелость, желание прийти на помощь, любовь к природе через литературные произведения.
Планирование на 2022-2023 г.
Сентябрь.
Тема: Знакомство с потешками, песенками, колыбельными.
1 – 2 недели: Знакомство с жанром потешки, песенки.
-Чтение и заучивание потешек: «Дождик, дождик, пуще…», «Ай, качи–качи-качи», «Танцуй, моя кукла» и другие….
-Обыгрывание потешек «Как у нашего кота…», «Петушок, петушок, золотой гребешок».
Цель: Создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональный отклик на русские народные песенки и потешки. Учить детей интонационно, выразительно (с помощью разнообразных приё мов: жестом, мимикой, подпеванием, движениями) исполнять знакомые песенки и потешки.
-П/и «Солнышко и дождик», игра «Танец с куклами».
Цель: Развитие двигательной активности.
3 - 4 недели: Знакомство с колыбельными.
-Чтение книг с колыбельными песнями (В. Степанов «Волшебный сон», И. Гурина «Волшебная сказка», О. Жукова «Колыбельные» и т. д.).
-Прослушивание с детьми аудиозаписей колыбельных песен перед дневным сном: Колыбельная медведицы из мультфильма «Умка», «Спят усталые игрушки» из телепередачи «Спокойной ночи, малыши», «Спи, моя радость, усни».
Цель: Познакомить детей с колыбелью, со значением и особенностью колыбельных песен. Прививать детям желание слушать и исполнять колыбельные песни. Воспитывать интерес к народным традициям.
-Игровая ситуация «Уложим куклу спать».
Цель: Упражнять детей в пении колыбельных песен. Развивать слуховое внимание, учить изменять характер движений в соответствии с характером музыки.
Октябрь.
Тема: Дружба. Порицание жадности.
1 неделя:
-Заучивание С. Михалков «Песенка друзей».
Цель: активизировать речь малышей (проговаривание и договаривание песни, воспитывать доброжелательность, дружеские отношения между детьми.
-Игра «Кто позвал?»
Цель: Развитие слухового внимания.
-Просмотр мультфильма «Грибок - теремок»
2 неделя
-Чтение сказки «Кот, петух и лиса» (в обработке М. Боголюбской).
Цель: Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса». Формировать умение слушать новую сказку. Следить за развитием действий героев сказки при помощи иллюстраций. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать нравственные чувства: доброту, взаимопомощь, чуткость, отзывчивость.
-Д/и «Назови друга ласково»
Цель: обогащать словарь детей, формировать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, воспитывать умение детей внимательно и уважительно относиться друг к другу.
3 неделя:
-Чтение «Почему один Егорка» (Г. Лагздынь, сказка «Про жадного Егора» (Е. Ульева, «Жадина» (Э. Мошковская, «Подарок» (Е. Благинина).
Цель: Формировать у детей нравственные качества: умение оценивать свои поступки и поступки других; понимать, что жадным быть плохо, учить делиться с другими детьми, воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
-разучивание: «Про дружбу» (Ю. Энтин).
-Просмотр мультфильма из серии «Жила была Царевна «Жадина».
4 неделя:
-Чтение «Что делать, если у тебя плохое настроение» (Е. Ульева, прослушивание песни «Улыбка"
Цель: Развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков у детей. Дать детям начальные знания о некоторых базовых эмоциях (радость, грусть, злость).
-Творческая коллективная работа из ладошек «Дерево дружбы»
Цель: развивать навыки совместной творческой деятельности, умение работать вместе.
Ноябрь.
Тема: Выручаем друзей из беды.
1 неделя:
-Чтение сказки Е. Ульевой «Что делать, если кто-то попал в беду?», «Что делать, если кого-то обижают?», «Как помочь, если кто-то болеет?»
Цель: формировать начальные представления о дружеских и доброжелательных взаимоотношениях между детьми, формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, доброта, умение приходить на помощь.
-Разучивание «Жалелочки» (гладим и приговариваем)
2 неделя:
- Чтение сказки «Лиса и заяц» (обр. В. Даля).
Цель: Учить внимательно слушать сказку, побуждать отвечать на вопросы по содержанию сказки, воспитывать умение сопереживать героям сказки, желание помогать другим, быть вежливыми.
-П/и «Лиса и зайцы».
Цель: Развивать умение у детей выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании. Развивать ловкость.
3 неделя:
-Чтение сказки «Бычок - черный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова).
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой, учить внимательно слушать, понимать сюжет сказки, выделять героев, определять их поступки. Воспитывать доброжелательность, чувство сопереживания к тем, кто нуждается в помощи.
-Упражнения на мимические эмоции по сказке (покажите, как радовались родители Нюрочки, покажите, какой злой была Баба-Яга).
-П/и «Непослушные мышата»
Цель: Развивать умение подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью. Развивать слуховое восприятие, двигательную активность.
4 неделя:
-Рассказывание воспитателем сказки «Снегурушка и лиса» (обр. М. Булатова).
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обр. М. Булатова (с образом лисы, отличным от лисиц из других сказок). Продолжать учить детей слушать содержание сказки, следить за развитием сюжета по иллюстрациям. Учить определять характер героев. Развивать речь.
-Разучивание пальчиковой игры «Лиса»
Цель: Развитие мелкой моторики.
Декабрь.
Тема: Вежливые слова. Правила поведения.
1 неделя:
-чтение: «Сказка о невоспитанном мышонке», «Сказка о грубом слове „уходи"» (С. Прокофьева).
Цель: Формировать у детей понимание необходимости вежливого общения, уважения к окружающим людям. Учить детей называть и использовать в речи слова – приветствия («здравствуйте», «доброе утро», «спокойной ночи», «до свидания»). Воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения.
-Викторина «Отгадай доброе слово»
2 неделя:
-Чтение сказки «Три медведя» (Л. Толстой).
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Три медведя». Воспитывать послушание и чувство сопереживания за девочку, заблудившуюся в лесу.
-Физминутка: «Три медведя»
Цель: Совершенствование общей моторики, выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.
-Д/и «Три медведя».
Цель: Учить соотносить предметы по величине, сравнивать и сопоставлять их. Закреплять значение слова «большой», «маленький», «больше», «меньше». Развивать мышление, воображение, память, внимание.
3 неделя:
-Чтение «Девочка чумазая», «Девочка-рёвушка; Медвежонок-невежа» А. Барто, «Упрямый лягушонок» С. Михалков.
Цель: Знакомить детей с творчеством А. Л. Барто, С. Михалковым. Учить детей понимать смысл произведений, оценивать поступки героев. Воспитывать уважение к окружающим – взрослым и сверстникам, умение вести себя культурно, воспитывать стремление всегда выглядеть чистым и аккуратным. Систематизировать правила вежливого поведения.
-Игровая ситуация «Умоем куклу Катю».
Ц: Закрепление к. г. навыков и умений.
4 неделя:
-Чтение «Как вести себя, чтобы не доставлять беспокойства окружающим?», «Как вести себя с друзьями?», «Как вести себя на дне рождения?» (Е. Ульева, «Сказка о глупом мышонке» (Маяковский)
Цель: воспитывать общую культуру поведения, доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам.
-Чтение стихотворения «Наш кузнечик» (П. Синявский)
-Игра «Каравай»
Цель: Учить выполнять движения в соответствии с речью.
Январь.
Тема: Трудолюбие. Порицание лени.
1 неделя.
-Чтение сказки «Морозко» («Крошечка – Хаврошечка»).
Цель: Формировать духовно-нравственные ценности через прочтение сказки «Морозко». Вызвать желание оказать помощь девочке. Формировать представление о хороших и плохих поступках. Воспитывать трудолюбие, с уважением относиться к результатам своего и чужого труда.
-Обыгрывание рус. нар. песенки «Наша – то хозяюшка»
Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Формировать умение участвовать в совместной игре с детьми, воспитывать трудолюбие.
2 неделя.
-Чтение сказки Е. Ульевой «Про Диму, который не хотел убирать игрушки», истории «Как Маша стала большой» (Е. Пермяк, стихов «Я одеться сам могу…» (В. Зайцев, «Помощница» (А. Барто).
Цель: Воспитывать у детей трудолюбие, желание помогать взрослым.
-Игровая ситуация «Наведём в группе порядок. Приберём все игрушки по своим местам».
Цель: Учить приводить в порядок игровые уголки после игр, формировать навыки коллективного труда.
3 неделя.
- Знакомство со сказкой Т. Папоровой «Так сойдёт». (Мультфильм).
Цель: Учить детей ответственно относиться к любому делу, воспитывать трудолюбие.
-Стихотворение Я. Акима «Неумейка»
-Игра «Накроем стол для ёжика и зайца»
Цель: Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки, воспитывать правила этикета. Воспитывать трудолюбие.
Февраль.
Тема: Смелость.
1 неделя
-Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» (обр. Булатова)
Цель: Учить детей слушать большую по объёму сказку, следить за ходом событий. Отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать в детях желание приходить на помощь тем, кто оказался в трудной ситуации, преодолевая все препятствия и страхи, учить быть смелыми.
-П/и «Гуси-лебеди».
Цель: Развивать быстроту, ловкость, учить согласовывать слова с игровыми действиями.
2 неделя
-Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой)
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Помочь детям понять содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обратить внимание на необычное название сказки (это пословица, помочь понять смысл пословицы «у страха глаза велики». Учить детей быть смелыми.
Д/и по сказке «У страха глаза велики» (мнемотаблицы)
Цель: Учить детей с помощью мнемотаблиц воссоздавать сюжет сказки.
3 неделя
-Показ настольного театра по белорусской народной сказке «Пых»
Цель: знакомить детей с белорусской народной сказкой «Пых», отвечать на вопросы по содержанию, учить детей быть смелыми и помогать близким людям.
-Разучивание пальчиковой игры «Колкий ёжик».
Цель: Учить проговаривать текст, совмещать движения с речью. Развивать мелкую моторику.
4 неделя
-Просмотр мультфильма «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» (Л. Муур).
Цель: Познакомить детей с новой сказкой, помочь ответить на вопрос «Кто сидит в пруду?». Знакомить детей с понятием «отражение». Побуждать детей к дружелюбному отношению друг к другу.
-Упражнение «Передай улыбку другу»
Цель: Создать положительный эмоциональный микроклимат, развивать умения выражать своё эмоциональное состояние.
Март.
Тема: Любовь к ближним, забота о них.
Цель: Прививать детям любовь, уважение к маме, умение проявлять заботу, нежность, ласку. Воспитывать у детей стремление помогать своим мамам, радовать их.
1 неделя
-Чтение стихов: «Посидим в тишине» (Е. Благинина, «Моя мама» (В. Руссу, «Все она» (И. Косяков).
-Физминутка «Мама спит».
Цель: Совершенствовать общую моторику, вырабатывать чёткие координированные действия с речью.
Цель:
2 неделя
-Чтение «Сказки о маме», «Куда пропала мама?» (Ирис Ревю).
-Слушание песни М. Дунаевского «Мама – первое слово», «У каждого мама своя» детская группа «Кукутики».
3 неделя
- Чтение сказки «Мама для мамонтёнка».
-Прослушивание песни из мультфильма «Мама для мамонтёнка».
4 неделя
-Чтение сказки Е. Ульевой «Какая помощь нужна родителям», «Что радует наших мам и пап».
-Д/и «Кто чей малыш»
Цель: Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детёнышами, упражнять в правильном звукопроизношении (кто как кричит, вырабатывать умение соотносить изображение детёнышей с картинкой мамы.
Апрель
Тема: Любовь к природе.
Цель: Воспитывать в детях нравственные качества, чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателями живой природы.
1 неделя:
-заучивание стихотворения «Никого не обижай» (К. Россети).
-Рисование животных по трафаретам.
2 неделя
-чтение рассказа «Варя и чиж» (Л. Толстой, «Умная птичка» (М. Зощенко).
-Игры-перевоплощения в животных.
Цель: формировать знания детей о диких животных, их повадках, особенностях поведения. Помочь детям принять образ животного самостоятельно, либо с помощью воспитателя. Воспитывать бережное отношение к природе, желание её защитить.
3 неделя
-Чтение стихов С. Маршака из цикла «Детки в клетке».
-Пальчиковая игра по стихотворению С. Маршака «Где обедал воробей».
Цель: развивать общую и мелкую моторику.
4 неделя
-Чтение сказки Е. Ульевой «Как сберечь природу», стихотворения «Зелёные друзья».
-Прослушивание аудиозаписей «Звуки природы» (идёт дождь, дует ветер, шуршит листва и т. д.).
Цель: показать детям явления природы с помощью музыки.