Светлана Чернова
Перспективное планирование работы по ОБЖ в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование работы по ОБЖ в средней группе.
1блок: Уроки безопасности в большом городе.
Месяц : Сентябрь. Тема: Безопасность на дороге».
Н. О. Д. Игры. Чтение. Рассматривание, наблюдение. Беседы, моделирование ситуаций.
Публикация «Перспективное планирование работы по ОБЖ в средней группе» размещена в разделах
«Стоп, машина! Стоп, мотор! Тормози скорей шофёр». Задачи: Дать представление о способах передвижения людей и транспорта. «Собери картинку». Цель: Систематизировать знания детей о профессиях людей работающих на транспорте, о различных видах транспорта. П/ И: «Воробышки и автомобиль». Цель: Развивать навык бега, умение слушать сигнал.
С/ Р игра: «Шофёры». Цель: Знакомить с простейшими правилами дорожного движения. «Машины» Я. Пишумов. Цель: Закрепление правила «пропусти машину вперёд, потом проходи». Иллюстрации различного транспорта. Наблюдение «Машины на нашей улице». Цель: Знакомство с видами транспорта. «Переходим через улицу». Цель: Знакомство с дорожной азбукой. Знать опасные места на улице, где и как переходить улицу.
«Твои помощники на дороге». Задачи: Дать представление о дорожных знаках и сигналах светофора» «Собери знак», настольно-печатная игра «Дорожные знаки». Цель: Закрепление знаний о дорожных знаках. С. Михалков «Моя улица», «Дядя Стёпа – милиционер», загадки и стихи о дорожных знаках и светофоре. Цель: закрепление правил дорожного движения, дорожной азбуки. «Знаки на моей улице». Цель: Знать дорожные знаки на своей улице, что они означают. «Переведи куклу через дорогу» Построить макет дороги с домами, машинами. Цель: Выработать стереотип безопасного поведения на дороге
«О правилах поведения в транспорте». Задача: Формирование основ безопасного и культурного поведения в транспорте. «Назови пассажирский транспорт». Цель: Классифицировать транспорт на пассажирский, грузовой, легковой, служебный. Загадки и стихи о транспорте. Цель: Закрепить понятие о назначении транспорта. Рассмотреть есть ли в автобусе знаки для пассажиров, о чём они нам говорят. Цель: Познакомить с знаками: «Место для мамы с ребёнком», «Место для инвалида». Моделирование ситуации: «Мальвина и Буратино едут в автобусе, возле них освободилось место. Кто должен сесть?» Цель: Закрепление навыков культурного поведения.
«Правила дорожного движения». Задача: Закрепить изученные правила дорожного движения. С/Р игра «Машины и пешеходы». Цель: Воспитание безопасного поведения на дороге, в транспорте. Разучить стихотворение : «Светофор – друг пешехода». Цель: Развитие памяти, речи, закрепление пройденного материала. Наблюдение ситуаций на дороге.
Цель: Учить анализировать ситуацию, как сделать правильно. «Зачем нужны дорожные знаки», «Какие дорожные знаки есть на улице, на которой ты живёшь». Цель: Закрепление пройденного материала.
Месяц: Октябрь. Тема: «Опасные ситуации дома».
Н. О. Д. Игры. Чтение. Рассматривание и наблюдение. Беседы и моделирование ситуаций.
«Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой». Задача: Учить экономно и бережно относится к воде. Игры с водой: «Мыльные пузыри», «Тонет не тонет». Цель: Показать свойства воды. Сказка «Наводнение в кукольном домике».Т. А. Шорыгина. Цель: Учить соблюдать правила пользования водопроводным краном. Продолжать игры – эксперименты с водой, с целью узнать свойства воды. «Что будет, если не выключить кран с водой». Цель: Развивать мышление, речь детей, проговорить разные ситуации.
«Ток бежит по проводам».
Задача: В доступной форме объяснить, что такое электрический ток, какие приборы работают от тока. «Что работает от электричества?» Цель: Знакомство с электроприборами, правилами безопасностями, при обращении с ними. Загадки про электроприборы. Сказка «Проводок» Т. А. Шорыгина. Цель: Соблюдение правил безопасности при использовании электричества. Иллюстрации и картинки с электроприборами. Цель : Находить приборы, работающие от тока. «Что случится, если забудешь выключить дома утюг»
Цель: Развивать мышление, речь, основы безопасного поведения.
«Ни ночью, ни днём не балуйтесь дети с огнём». Задача: Прививать правила безопасного поведения. Рисование: «Осторожно с огнём».
Цель: В доступной форме объяснить последствия игр с огнём, спичками. К. И. Чуковский «Путаница», Е. Хоринская «Спичка – невеличка».Рассказ «Бумажный самолётик» Т. А. Шорыгина. Цель: Рассмотреть причины пожара. Под присмотром взрослого рассмотреть пламя свечи, какое оно, может и обогреть и привести к пожару. Как вы понимаете выражение «С огнём не играй, пожар не затевай».
Цель: Развивать мышление, речь, основы безопасного поведения.
Месяц: Ноябрь. Тема: «Опасные предметы дома».
Н. О. Д. Игры. Чтение. Рассматривание и наблюдение. Беседы, моделирование ситуаций.
«Опасные предметы». Задача: Сформировать представления об опасных для жизни предметах, которые встречаются в быту. «Что нужно хозяйке для работы», «Что необходимо хозяину для работы».
Цель: Учить классифицировать предметы быта, инструменты. Загадки про инструменты и бытовые приборы. Иллюстрации, картинки про дом, домашнюю работу. Цель: Рассмотреть обязанности всех членов семьи, кто, чем занят. Почему детям нельзя брать без взрослых опасные предметы. «Кто дома строит, пилит, забивает гвозди», «Кто дома шьёт, вяжет» Цель: Развитие мышления, речи, заложить основы безопасного поведения дома.
«Полезные вещи – молоток и клещи».
Задача: Знакомство с инструментами, правилом безопасного пользования инструментами. «Четвёртый лишний», «Найди и назови инструменты».
Цель: Познакомить детей с инструментами. Рассказ «Данилка и пилка». Т. А. Шорыгина. Цель: Учить осторожному обращению с инструментами под присмотром взрослого. Наблюдение дома за работой папы, дедушки.
Цель: Учить наблюдать, помощь взрослым по мере необходимости. Про какого человека говорят «У него золотые руки».
Цель : Развитие мышления, речи, привитие основ безопасного поведения.
«Ножницы, Катушки - это не игрушки». Задача: Знакомство с принадлежностями для рукоделия, правилами безопасного пользования ими. «Четвёртый лишний», «Что нужно маме для рукоделия». Цель: Знать и находить предметы рукоделия, учить аккуратно ими пользоваться для себя и окружающих. Н. Носов «Заплатка», загадки про предметы рукоделия. Цель : Закрепление названий предметов рукоделия. Рассмотреть инструменты для рукоделия: шило, иголку, ножницы, спицы. Цель: Объяснить правила безопасного пользования этими предметами, безопасное хранение колющих и режущих предметов. «Какой вред могут причинить предметы для рукоделия, если неправильно их хранить».
Цель: Развивать мышление, речь, привитие основ безопасного поведения, при пользовании предметов для рукоделия.
«Запомните, детки, таблетки – не конфетки».
Задача: Учить соблюдать меры предосторожности, соблюдая которые ребёнок не причинит себе вреда. «Дежурная аптека». Цель: Показать детям, что лекарства выписывает врач и детям брать самостоятельно таблетки нельзя. К. И. Чуковский «Доктор Айболит», «Неосторожная Резвушка» Т. А. Шорыгина. Цель: Дать твёрдые знания, что лечит врач, самостоятельным лечением заниматься нельзя. Иллюстрации в журналах, книгах о работе врача.
Цель: Воспитание уважения к труду доктора. Моделирование ситуации «На приёме у доктора».
Цель: Показать культуру поведения в кабинете у врача, развитие речи, мышления.
Месяц: Декабрь. Тема: «Встреча с незнакомцем».
Н. О. Д. Игры. Чтение. Рассматривание, наблюдение. Беседы, моделирование ситуаций.
«Встреча с незнакомцем». Задача: Учить распознавать опасность, исходящую от незнакомых людей, учить осторожности в общении с незнакомыми людьми, избегать опасных ситуаций. «Какое настроение, определи».
Цель: Учить по мимике лица определять настроение человека. Сказка «Лиса в заячьей шкуре» Т. А. Шорыгина.
Цель: Воспитывать осторожность при общении с незнакомцами. Рассматривание иллюстраций, картинок на заданную тему.
Цель: Учить определять ситуацию по степени опасности. «Если незнакомец предлагает тебе покататься на машине или угостить тебя сладостями».
Цель: Проговаривать возможные ситуации, чтобы выработать стереотип поведения у детей при опасных ситуациях
«Один дома».
Задача: Научить детей правильно вести себя в ситуации, когда он остался один дома, знать своих соседей, номера тревожных телефонов, родителей. Настольный театр «Три поросёнка».
Цель: Инсценировать сказку «Три поросёнка», для закрепления понятия безопасного поведения. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».
Цель: В доступной форме рассмотреть опасные ситуации, которые могут возникнуть, если открыть незнакомцу дверь. Рассматривание иллюстраций, картинок на заданную тему.
Цель: Повторить правила безопасного поведения, если ты остался дома один. «Я знаю, как набрать номер маминого телефона».
Цель: Дать детям стимул выучить номер телефона мамы, папы, или он где то должен быть записан, в доступном для ребёнке месте.
«Если ребёнок потерялся».
Задача: Научить детей находить выход из создавшейся ситуации, знать свой адрес наизусть, учить описывать своих папу и маму. «Расскажи о своей маме, какая она»,
«Я знаю, как пройти к моему дому».
Цель: Развивать речь, память, мышление. Учить быть внимательными, запоминать дома и строения на пути к дому. Русская народная сказка «Маша и медведь», «Кто сказал мяу?», рассказ Л. Н. Толстого «Дети в роще».
Цель: Выяснить: почему герои потерялись, что нужно сделать, чтобы предотвратить эту ситуацию, как из неё выйти, если попал в беду. Иллюстрации и картинки на заданную тему.
Цель: Закрепление пройденного материала. «Нарисуй портрет своей мамы и расскажи про неё».
Цель: Развивать речь, память.
«Каких людей в форме ты знаешь: военный, милиционер, охранник, продавец».
Цель: Рассмотреть людей в спецодежде, научиться определять к какой профессии они относятся, как они смогут помочь, если ты потерялся.
2 Блок: «Как сохранить детское здоровье».
Месяц: Январь. Тема: «Мы растём!»
Н. О. Д. Игры. Чтение. Рассматривание, наблюдение. Беседы, моделирование ситуаций.
«Как устроен мой организм».
Задача: Дать первоначальные представления об устройстве организма, для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно заботиться о своём здоровье. Игры – эксперименты: «Как работает моё сердце, слушаем пульс», «Что умеет чувствовать моя кожа», «Чуткий нос», «Зоркие глазки».
Цель: Дать элементарные представления о работе органов человека, как сберечь здоровье. Детские энциклопедии.
Цель: Приобщить детей к рассматриванию, чтению детских научных изданий. Продолжать игры – эксперименты, делать выводы, прислушиваться к ощущениям своего организма. «Почему руки называют первыми помощниками человека»,
«От чего нужно беречь глаза, уши, нос».
Цель: Учить детей рассуждать, делать выводы.
«Соблюдаем режим дня».
Задача: Научить детей чередовать различные виды занятий с отдыхом в течение дня. «Повтори упражнение», «Времена суток».
Цель: Закрепить знания о времени суток, прививать интерес к физическим упражнениям, активности. Загадки, стихи о времени суток.
Цель: Запомнить и различать времена суток. Рассматривание иллюстраций, картинок, научных изданий по здоровому образу жизни.
Цель: Прививать интерес к здоровому образу жизни. «Расскажи о своём режиме дня», «В какие игры ты любишь играть».
Цель: Развивать речь, мышление, оценивать свой режим дня.
«Польза витаминов».
Задача: Познакомить детей с принципами правильного питания, пользе витаминов находящихся в овощах и фруктах. «Овощи и фрукты, разложи по корзинкам», «Угадай на вкус», «Что положим в салат», «Составляем меню».
Цель: Различать и называть фрукты и овощи, знать, чем они полезны. Стихи и загадки про овощи и фрукты.
Цель: Закрепить знания овощей и фруктов, развивать мышление. Рассматривание муляжей фруктов и овощей, картинок, иллюстраций и настоящих овощей.
Цель: Учить различать фрукты и овощи по цвету, запаху, форме, вкусу. «Мой любимый фрукт, овощ».
Цель: Развивать речь, мышление, учить делится своими мыслями.
Месяц: Февраль. Тема: «Первая помощь».
Н. О. Д. Игры. Чтение. Рассматривание, наблюдение. Беседы, моделирование ситуаций.
«Правила первой помощи».
Задача: Познакомить детей с элементарными видами первой помощи. «Средства первой необходимости при оказании помощи», «Четвёртый лишний».
Цель: Познакомить детей со средствами первой необходимости при оказании помощи больному, пострадавшему. К. И. Чуковский «Айболит».
Цель: Рассмотреть способы лечения больных. Рассматривание иллюстраций, картинок в журналах, книгах по медицине.
Цель: Продолжать знакомство с профессией врача. «Перевяжи кукле руку».
Цель: Показать, как обращаться с бинтом.
«Врачебная помощь».
Задача: Показать детям, что специальность врачей бывает разная: педиатр, стоматолог, окулист. Снятие эмоционального стресса, боязни осмотров у врача. С/ Р игра: «Больница», «Медпункт».
Цель: Учить культурному общению детей в кабинете врача. Вспомнить сказку «Айболит» Чуковского.
Цель: Воспитывать уважение к работе врачей. Наблюдение за работой медсестры, экскурсия в медицинский кабинет.
Цель: Знакомство с профессией врача, медицинской сестры. Моделирование ситуации «Звонок в службу скорой помощи».
Цель: Учить детей отвечать на вопросы, вести диалог, правильно набирать номер телефона.
«Бережём своё здоровье».
Задача: Приобщать детей к здоровому образу жизни, укреплению здоровья через зарядку, закаливающие процедуры, соблюдение личной гигиены. «Польза или вред», «Что хорошо, а что плохо», «На зарядку становись!».
Цель: Приобщение к соблюдению правил личной гигиены, здоровьесбережения. «Девочка чумазая» Машкова.
Цель: Приучать к чистоте. Рассматривание иллюстраций, картинок о здоровом образе жизни.
Цель: Воспитывать проявление интереса к спорту. «Научим куклу правильно умываться, чистить зубы».
Цель: Соблюдать правила личной гигиены.
Месяц: Март. Тема: «Основы безопасности».
Н. О. Д. Игры. Чтение. Рассматривание, наблюдение. Беседы, моделирование ситуаций.
«Терроризм – угроза обществу».
Задача: В доступной форме объяснить детям, кто такие террористы. Дать понятие кто нас защищает от террористов, как нас защищают. Воспитывать уважение к героическим профессиям военных и спасателей. «Люде этих профессий – герои», «Найди по описанию».
Цель: Находить, знать профессии людей помогающих другим. Рассказы, загадки про героические профессии.
Цель: Прививать уважение к людям героических профессий. Картинки, иллюстрации про жизнь солдат, пограничников, врачей, спасателей.
Цель: Знакомство с профессиями. «Правила безопасности при террористическом акте», «Звоним по телефону в специальные службы безопасности».
Цель: Проговорить с детьми схемы поведения при опасных ситуациях, познакомить с номерами телефонов служб безопасности и как общаться по телефону.
«Правила дорожного движения – правила жизни».
Задача: Вспомнить и закрепить правила дорожного движения, какие знаки есть на дороге, о чём они нам говорят. Настольно – печатная игра «Дорожные знаки», модули «Ситуации на дороге».
Цель: Знать правила дорожного движения, знаки и сигналы. Загадки и стихи о правилах дорожного движения, дорожных знаках.
Цель: Развитие мышления, закрепление пройденного материала. Вспомнить весь путь до дома, и нарисовать дорогу с домами, зданиями, которые встречаются на пути.
Цель: Знать до автоматизма весь путь следования, все опасные места на дороге. Построить из кубиков и модулей дома, дорогу и обыграть разные ситуации.
Цель: Закрепление правил безопасного поведения на дороге.
«Поведение ребёнка на детской площадке».
Задача: Научить детей основам личного безопасного поведения на детской игровой площадке. «Покажи кукле, как правильно качаться на качелях», «Покажи Мишутке и другим игрушкам, как безопасно играть с песком».
Цель: Закрепление правил безопасного поведения при играх на детских площадках. Рассказы и стихи про игры в детском саду.
Цель: Проговаривание правил безопасного поведения при играх на площадке. Рассмотреть на игровом участке все опасные места.
Цель: Определить на игровом участке, места опасные для детского здоровья и требующие внимания. «Правила безопасности на качелях», «Безопасная игра в песочнице».
Цель: Научить детей личному самоконтролю, предотвращающему опасные ситуации для здоровья.
3 блок: «Осторожно, дети на природе!».
Месяц: Апрель. Тема: «Безопасная прогулка».
Н. О. Д. Игры. Чтение. Рассматривание, наблюдение. Беседы, моделирование ситуаций.
«Советы доктора Неболейко».
Задача: Научить детей предотвращать простудные заболевания. С/ Ж игра: «Больница», «Найди предметы необходимые врачу».
Цель: Знать предметы, инструменты необходимые для работы врача. Учить оказывать первую медицинскую помощь народными средствами при простудных заболеваниях. Стихи про весну, рассказы о сезонных изменениях в природе.
Цель: Различать времена года, развивать мышление, речь. Посмотреть мультфильм про медвежонка и ёжика.
Цель: Обратить внимание детей, что нельзя кушать сосульки и снег, мочить ноги. В гостях у детей Хрюша, он болен, потому что ел сосульки и грязный снег.
Цель: Учить детей самоконтролю, предотвращать опасные простудные заболевания, развивать речь, мышление.
«Правила поведения при общении с животными».
Задача: Научить правилам безопасного обращения с животными как своими, так и чужими. «Дикие и домашние животные», «Зоопарк».
Цель: Классифицировать животных на диких и домашних, знать их отличия и сходство, какую пользу и вред могут нанести. Рассказы о животных В. Бианки, Толстой.
Цель: Прививать любовь к животным, учиться понимать их повадки. Иллюстрации, картинки про животных.
Цель: Находить различия, сходство между животными. «Правила безопасного поведения при встрече с домашними животными».
Цель: Объяснить детям, что домашние животные не причиняют намеренно вред, нападают только от испуга.
«Собака – друг человека?»
Задача: Воспитывать добрые чувства по отношению к собакам и кошкам, уметь распознать агрессию со стороны собаки, способность предотвратить нападение. «Найди добрую и злую собаку», «Придумай имя для игрушечной собачки».
Цель: Развитие мышления, речи, умение находить, определять по мимике, жестам злую собаку. Прослушать детскую песенку «Собака бывает кусачей».
Рассказы о подвигах служебных собак.
Цель: Прививать любовь к героическим животным. Рассмотреть иллюстрации по мимике и жестам, которые помогут распознать настроение собаки.
Цель: Учить распознавать знаки, поведение собаки, агрессивна она или нет. «Если нападает собака, что делать», «Почему кошки кусают».
Цель: Развивать речь, мышление, учить предвидеть опасные моменты в поведении животных.
Месяц: Май, июнь, Июль, август. Тема: «Дети на природе».
Н. О. Д.
Игры. Чтение. Рассматривание, наблюдение. Беседы, моделирование ситуаций.
«Отдых на природе».
Задача: Научить детей правильному отдыху на природе, безопасному для людей и экосистемы природы. «Растения леса и луга», «Животные леса».
Цель: Знакомство с растениями полевыми и лесными, находить различия с садовыми цветами, рассказать о пользе растений. Прививать любовь к природе родного края. Познакомить с животными нашего леса. Чтение книг о природе Мариинска, Сибири.
Цель: Знакомство с флорой и фауной родного края.
Рассматривание иллюстраций, открыток с видами природы, животных, знакомство детей с красной книгой.
Цель: Различать растения и животных своего края. «Правила поведения человека в лесу», «Почему нельзя трогать птичьи гнёзда», «Почему нельзя разводить костёр в лесу?»
Цель: Развивать мышление, речь, прививать любовь к природе родного края, учить правильной модели поведения на природе.
«Опасные насекомые».
Задача: Познакомить с опасными насекомыми, научить избегать опасных ситуаций при встрече насекомых. «Каких насекомых ты знаешь», «Четвёртый лишний», «Найди домик для насекомого».
Цель: Различать насекомых, называть их, находить их жилище. Рассказы, сказки про насекомых, стихи и загадки.
Цель: Знакомство с миром насекомых, их повадками. Иллюстрации, картинки в книгах, энциклопедиях.
Цель: Узнавать разных насекомых, места их обитания, польза и вред. «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми».
Цель: Развитие речи, мышления, запомнить правила безопасности.
«Ядовитые растения».
Задача: Познакомить с ядовитыми растениями, их особенности, где растут, чем опасны для человека. «Найди растения луга, леса и ядовитые растения», «Собери части растения», «Где растёт?»
Цель: Знакомство с миром растений, где растут, чем полезны или вредны. Рассказы о растениях.
Цель: Продолжать знакомство с миром растений. Иллюстрации ядовитых растений в книгах.
Цель: Знать как выглядят ядовитые растения, уметь различать их особенности от других растений. «Почему нельзя рвать ядовитые растения».
Цель: Развивать мышление, речь, запомнить правила безопасного поведения.
«Ядовитые грибы».
Задача: Познакомить с ядовитыми грибами, их особенностями, чем они опасны. «Найди ядовитые грибы», «Какие съедобные грибы ты знаешь?»
Цель: Различать ядовитые и съедобные грибы. Цыферов «Друзья под грибом», сказка «Война грибов».
Цель: Знакомство с царством грибов, где растут, классифицировать на съедобные и ядовитые. Иллюстрации грибных справочников, открыток, картинок.
Цель: Учить различать грибы. «Правила, Которые следует соблюдать при сборе грибов».
Цель: учить беречь природу.
«Правила поведения при грозе».
Задача: Знакомство с таким явлением природы, как гроза, правила поведения при грозе. «Явления природы», «Какая погода».
Цель: Учить различать детей явления природы в летний период. Чтение рассказов о грозе, стихи, загадки.
Цель: Различать приближение грозы по изменению погодных условий. Наблюдение грозы в природных условиях, соблюдая все правила безопасности.
Цель: Повторение правил безопасного поведения в грозу. «Правила поведения в грозу».
Цель: Развивать мышление, речь, разобрать модель поведения в грозу.
«Мы пришли на водоём».
Задача: Познакомить с правилами поведения на водоёмах. «Какие виды водоёмов ты знаешь», «Кто живёт в воде».
Цель: Знакомство с видами водоёмов, их обитателями. Сказка Т. А. Шорыгиной «Добрая Ивушка».
Цель: Повторить правила поведения у водоёма. Иллюстрации, картинки с изображением детей у водоёма.
Цель: Повторить правила безопасного отдыха у воды. «Почему нельзя купаться в незнакомых местах», «Почему нельзя купаться без присмотра взрослых».
Цель: Развитие речи, мышления, запомнить правила безопасного нахождения у воды.