Ольга Колесникова
Планирование наблюдений в детском саду зимой
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование наблюдений в детском саду на ежедневной прогулке зимой.
Средняя группа.
Декабрь.
Погода зимой.
1. Солнце светит, но не греет.
2. Небо, его цвет зимой.
3. Облака.
4. Ветер, (холодный, колючий)
5. Осадки, (снегопад)
6. Наблюдение за работой дворника после снегопада.
Агрегатные состояния воды.
7. Снег, его свойства.
8. Рассматривание отдельных снежинок на тёмном фоне.
9. Рассматривание снежинок через лупу.
10. Рассматривание кусочков льда, свойства льда.
Публикация «Планирование наблюдений в детском саду зимой» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Планирование на зимний период
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимние прогулки, наблюдения. Картотеки, планирование
- Планирование. Планы работ
- Темочки
11. Таяние снега и льда при комнатной температуре, (детей подводят к выводу о том, что снег и лёд – одно и то же вещество – замёрзшая вода).
12. Замерзание воды, вынесенной на улицу.
Птицы на кормушке.
13. Какие птицы прилетают на кормушку.
14. Какой корм клюют птицы.
15. Поведение птиц зимой.
16. Общие признаки всех птиц.
17. Сравнение диких птиц с декоративными птицами живого уголка.
18. Поиск мест зимовок насекомых, возможного корма птиц.
19. Следы на снегу
Наблюдение за зданиями.
20. Жилое городское здание, (Этажи, подъезды, окна, двор)
21. Здание магазина, его отличия от жилого дома.
Одежда зимой.
22. Ткани для верхней зимней одежды, (названия тканей, их свойства: мех, драп…тёплый, мягкий, пушистый.)
23. Детская зимняя одежда.
24. Одежда для взрослых.
25. Зимняя обувь.
Январь.
Погода в январе.
1. Солнце, (утром «просыпается» поздно, не греет, не такое яркое, как летом.)
2. Облачность. Цвет облаков.
3. Самые большие морозы.
4. Снегопад.
5. Туман.
6. Ветер и безветрие.
7. Красота зимнего пейзажа.
Наблюдение за снегом и льдом.
8. Узоры на окнах.
9. Свойства снега при низких температурах, (колючий, рассыпчатый, не лепится)
10. Снег ложится слоями.
Наблюдение за растениями.
11. Части растения, (для наблюдения берётся любое комнатное растение, рекомендуемое программой с хорошо выраженными частями)
12. Сравнение двух уже знакомых растений, (герань и бальзамин, например)
13. Знакомство с новым растением по выбору воспитателя, желательно цветущим, например фуксия или бегония, (особенности листьев, стебля)
14. Разнообразие листьев у комнатных растений, (размер, форма, характер поверхности листовой пластинки, наличие черенка)
15. Рассматривание веточки сосны.
16. Сравнение хвоинки и листочка.
17. Рассматривание веточки ели, (сравнение с сосновой веткой)
18. Сравнение шишек ели и сосны.
19. Дерево зимой (тополь или берёза)
20. Что есть у дерева.
Наблюдение за птицами
21. Птицы на кормушке.
22. Внешний вид воробья зимой.
Наблюдение за работой своего организма.
23Зимой холодный воздух, как человек это ощущает? Легко ли дышать?
Основы правильного носового дыхания как профилактика заболеваний горла.
24. Что произойдёт, если выйти на улицу без варежек, почему? Профилактика обморожений.
25. Подышите на металлическую пластинку на морозе, что происходит?
Почему на морозе нельзя касаться губами и языком металлических предметов.
Февраль.
Погода в феврале.
1. Небо. Наличие облаков. Цвет неба в конце зимы.
2. Солнце светит ярче.
3. Ветер.
4. Позёмка.
5. Потепление в конце зимы.
6. Изменение состояния снега, потемнение, подтаивание.
7. Образование сосулек.
8. Образование лужиц на солнечной стороне в конце зимы.
Наблюдение за древесными растениями.
9. Рассматривание тополя с некоторого расстояния, определение характерных черт кроны тополя.
10. Крона берёзы.
11. Определение дерева по его кроне.
12. Красота кружевной кроны дерева на фоне неба.
13. Деревья и кустарники участка.
14. Деревья и кустарники на территории сада.
15. Как дышат растения?
16. Рассматривание семян овощных растений.
17. Устройство огорода на окне.
Наблюдения за птицами.
18Оживление в поведении воробьёв.
19. Песня синицы.
20. Воркование голубей.
21. Общие признаки всех птиц у разных представителей.
Наблюдения в уголке природы.
22. Морская свинка.
23. Как дышат животные?
Наблюдение за зданиями.
24. Чем городской дом отличается от сельского (сравнение с макетом или иллюстрацией)
25. Чем отличаются друг от друга магазин и киоск.
Наблюдения за транспортом.
26. Пешеходный переход.
27. Что общего у различных видов транспорта.
28. Проезжающий мимо транспорт, его назначение.
Старшая группа.
Декабрь
I.Зимние явления в природе.
1. снегопад;
2. Виды снега, (хлопья, крупка);
3. Вьюга, метель, позёмка;
4. Декабрь – самые короткие дни. Когда начинает темнеть? Чем мы в это время занимаемся? Изобразить на схеме светлую и тёмную части суток (сравнить с летними и осенними показаниями.)
II.Погода в декабре,
5. Состояние неба, облачность.
6. Осадки.
7. Ветер.
III.Свойства снега.
8. Цвет снега, (в зависимости от освещения он может быть синеватым, розоватым)
9. Снег на ощупь;
10. Снег - замёрзшая вода, (опыт с таянием снега);
11. Рассматривание в лупу отдельных крупных снежинок, (как выглядит снежинка, сколько у неё лучей, почему свежий снег хрустит под ногами)
IV.Хвойные растения.
12. Сравнение веток и шишек хвойных деревьев.
13. рассматривание иллюстраций с изображением хвойных деревьев, (форма кроны, дидактическая игра «изобрази дерево»;
14. ветки и хвоинки;
У ели хвоинки короткие, растут по одной, а у сосны длинные и растут парами.
15. Шишки хвойных;
Шишки отличаются формой, размерами, расположением чешуек. В шишках созревают семена.
16. Семена хвойных растений.
Если свежую шишку аккуратно потрясти, высыпятся семена, которые находились между чешуйками. Семена имеют полупрозрачные крылышки, с помощью которых планируют с высоты.
V.Птицы зимой.
17. Виды птиц, прилетающих на участок;
18. Поведение птиц в разную погоду;
19. Поведение птиц на кормушке, (как быстро замечают корм, кто прилетает сначала, боятся ли людей)
20. Каждой птице – свой корм;
21. Общие признаки, которые есть у всех птиц.
VI.Водная черепаха.
22. Приспособления к жизни в воде.
23. Пищевой рацион.
VII Одежда зимой.
24. Изменения в одежде взрослых и детей зимой.
25. Одежда из меха. Свойства меха.
Январь.
I.Погода и природные явления, характерные для января.
1. Погода в январе. (облачность, наличие ветра)
2. Самые большие морозы, (работа с термометром);
3. Иней на деревьях.
II. Cвойства снега.
4. Свойства снега при низких температура (рассыпается, теряет лепкость, колючий, сыпучий)
5. Защитные свойства снега.
На участке намести горкой снег, поместив бутыльки с водой на разную глубину и оставив один на поверхности, а в конце прогулки посмотреть результат и сделать вывод о защитных функциях снега.
6. Рассмотрите следы птиц, животных и человека на снегу.
7. Снег и лёд в сравнении (Отличительные и общие черты) Детей подводят к выводу, что снег и лёд- разные формы одного и того же вещества, воды.
III. Растения зимой.
8. Деревья в зимнем уборе.
9. кроны деревьев.
IV. Наблюдение за птицами.
10. Птицы в морозную погоду, (поведение, внешний вид)
11. Виды птиц, прилетающих на участок.
V.Наблюдение за морской свинкой,
12Внешний вид, образ жизни, поведение.
13. Выбор корма. Морские свинки - грызуны.
Февраль.
I. Погода в феврале.
5. Повышение температуры воздуха в сравнении с январём (работа с термометром);
6. Ветер. Сила ветра.
7. Характер ветра, (равномерный или порывами);
8. Позёмка;
9. Оттепель;
Изменение свойств снега в конце зимы.
10. Свойства снега при температуре близкой к 0 (мокрый, лепкий)
11. Изменение снега в конце зимы, (потемнение, уплотнение)
Агрегатное состояние воды.
12. Опыт с испарением воды из блюдца, (стр. 14 в дневнике наблюдений);
13. Опыты с замораживанием воды.
14. Опыты с таянием снега и льда в помещении, (стр. 20)
15. Подышать на металлическую пластину на улице, что происходит, почему нельзя на морозе касаться языком и губами металлических предметов?
16. Образование сосулек.
17. Капель.
II.Деревья в феврале
18. рисунок веток на фоне неба
19. Пригревание коры солнцем
20. Почки на деревьях и кустах
III.Звери живого уголка.
21. Морская свинка и декоративная крыса в сравнении;
22. Хомячки, внешний вид, образ жизни, выбор корма;
23. Общие признаки всех зверей у обитателей живого уголка;
24. Взаимоотношения детёнышей и взрослых;
IV. Поведение птиц в конце зимы.
25. Увеличение активности птиц.
26. Поиски корма.
27. Весенняя песня синицы.
28. Зависимость способов добывания корма от особенностей строения птицы.
Подготовительная к школе группа.
Декабрь.
I.Погода в декабре.
1. Состояние атмосферы, температура, облачность, характер ветра…в сравнение с осенними месяцами.
2. Устойчивое понижение дневных температур;
3. Природные явления, характерные для декабря.
-самые короткие дни и самые длинные ночи в году, (изменение светлого промежутка суток, по итогам наблюдения рисуется диаграмма);
II.Зависимость агрегатного состояния воды от температуры воздуха. (13)
4. Таяние снега и льда в помещении, определение температуры талой воды;
5. Замерзание воды, вынесенной на мороз из помещения;
6. Характер замерзания воды. (Лёд может быть прозрачным, а может быть белым, если попадают пузырьки воздуха.)
7. Влияние температуры воды на скорость замерзания, (какая вода быстрее замё рзнет: холодная, тёплая или горячая? Почему)
8. Влияние укутывания на скорость таяния, (в каком случае лё д растает быстрее: в открытой ёмкости или укутанной в мех? Греет ли шуба? А может нас, согревает тёплый воздух, находящийся под ней)
9. Испарение воды при нагревании; конденсация пара;
-составление графика зависимости агрегатного состояния воды от температуры воздуха, (см. дневник наблюдений)
10. Вода расширяется при замерзании, (показателен опыт с бутылкой, наполненной водой и оставленной на морозе до полного замерзания. Детей подводят к пониманию того, какое значение в природе имеет данное свойство.)
III. Снег:
11. Какого цвета снег? (Работа с эталонами цвета). В разное время суток и при разной освещённости снег может быть розоватым, слегка синим и т. д. Дети определяют оттенок, выкладывая на него специально окрашенные цветные полоски.
12. Рассматривание снежинки в лупу; выяснение причин хруста свежевыпавшего снега;
13. Следы на снегу;
14. Снегопад; (хлопья, крупка)
15. Защитная функция снега, (после поисков на тему «кто прячется под снегом зимой, ставится опыт: на разную глубину наметённого снежного холмика помещают на разной глубине три флакончика с водой и засекают время замерзания каждого.)
16. Характер снежного покрова, (почему снег покрывает землю неравномерно, участки без снега, разная толщина снежного покрова на участке.)
IV. Растения в ноябре
V.Птицы зимой (18)
17. Поиски корма;
18. Птичий рацион (кому какой корм нужен);
19. Изменение видового состава птиц зимой;
20. Кочующие и оседлые виды птиц, (зимние гости);
21. Зависимость поведения птиц от погодных условий;
22. Повадки и образ жизни большой синицы (в сравнении с воробьём);
23. Свиристели (внешний вид, поведение);
24. Насекомые зимой (поиск мест возможной зимовки)
VI.Одежда людей в зимний период.
25. Одежда детей и взрослых зимой.
26. Мужская и женская одежда, отличия в одежде у девочек и мальчиков.
Январь
I Зимний пейзаж;
1. Красота зимнего пейзажа.
2. Иней; (рассматривание в лупу заиндевелых веточек)
II.Погода в январе и природные явления, характерные для января.
3. Состояние атмосферы, (температура, облачность, наличие и характер осадков, ветра в сравнении с декабрём.
4. сильные морозы; (работа с термометром)
5. Увеличение светлого времени суток;
6. Проверка народной приметы: «солнце на лето, зима на мороз»;
7. Свойства снега при низких температурах,
(сыпучий, колючий, не лепится в снежок,
8. Наблюдение за слоями снега, (показать, что за зиму снег выпадал не один раз и получились слои разной толщины, между которыми видны полоски пыли)
III.Наблюдения за комнатными растениями. (см. дневник наблюдений)
9. Разная потребность растений в воде;
10. Определение необходимости поливки растений;
11Рассматривание семян овощных и цветочных культур (33)
12. Определение всхожести семян; Для определения всхожести в небольшую ёмкость высевают 10 семян пшеницы или другого растения. Затем подсчитывают количество всходов.
13. Дыхание семян, (выяснить условия хранения); Семена пшеницы слегка смочить так, чтобы они были чуть влажными, и поместить на дно прозрачного стакана, плотно закрыв крышкой. Через некоторое время стакан запотеет.
14. Выгонка луковичных растений; луковица-видоизменённый побег; Напомнить детям, как рассматривали плоды овощных растений. Уточнить, что внутри плода находятся семена. Есть ли они внутри луковицы? Нет. Что же такое луковица? На срезе луковицы ясно видны отходящие от сердцевины толстые листья, между которыми можно увидеть почки. Но ветка любого растения имеет точно такое же строение: отходящие от общего основания листья и почки. Предложите детям сравнить луковицу с веткой дерева. Можно сказать детям. Что луковица необычный стебель, у которого расстояния между листьями стали совсем маленькие. В ботанике стебель с листьями и почками называют побегом. Говоря языком науки, луковица - видоизменённый побег.
IV.Животные зимой.
15. Поведение птиц в сильный мороз.
16. Внешний вид воробья в январе, (приподнимают перья, чтобы увеличить воздушную прослойку для того, чтоб согреться.)
17. Следы на снегу.
Февраль
I. Погода в феврале и природные явления, характерные для февраля
1. Состояние атмосферы, (температура, облачность) в сравнении с другими зимними месяцами.
2. Позёмка, метель, сильные ветры;
3. Оттепель;
4. Капель;
5. Образование сосулек;
6. Цвет неба и характер в конце зимы, (работа с зеркалом и эталонными полосками).
7. Изменение характера облачности в конце зимы, (появление кучевых облаков)
8. Образование наста;
9. Свойства талой воды
10. Влияние талой воды на скорость проращивания семян; Для опыта в две одинаковые ёмкости помещают семена пшеницы. В одной ёмкости семена смачивают обычной водой, а в другой – водой, образовавшейся в результате таяния снега.
11. Обнаружение примесей в талой воде; Широкую миску наполнить снегом и пронаблюдать, какая вода образуется в результате таяния. Предложить детям подумать, откуда в чистом на первый взгляд снеге могут взяться примеси. Почему нельзя есть снег?
12. Свойства снега при температуре, приближенной к нулю, (хорошо лепится)
13. Увеличение солнечной инсоляции, (солнце светит ярче, пригревает)
14. Проверка на опыте народного названия февраля - «бокогрей»
II.Длительные наблюдения за растениями
15. Клубень - видоизменённый побег.
Спросить детей, является ли картофелина плодом. Нет, в картофелине нет семян. Сравнить картофелину с веткой растения. Как и на ветке, у картофелины есть почки. Можно сказать, что клубень картофеля похож на ветку, которая стала вдруг очень толстой. А почему она стала толстой? В клубнях растение запасает питательное вещество – крахмал. Это можно продемонстрировать на простом опыте. Детям сообщить, что крахмал синеет, как только на него капнуть иод. Дети наблюдают, как меняет окраску разведённый в воде крахмал, а затем проверяют, есть ли крахмал в картофеле. Капая иод на срез клубня, (для сравнения взять ломтик яблока). После этого детям предлагают попробовать вырастить картофель не из целого клубня, а из кусочков.
16. Жизненный цикл растения на примере фасоли;
Данный опыт удобно проводить на фасоли из за её короткого вегетационного периода. За относительно небольшой промежуток времени дети могут проследить все этапы развития растения от семени до образования плодов. Вариантов проведения такого опыта много: кукольная грядка, ростомер для фасоли, прозрачная ёмкость для наблюдения за развитием корневой системы и т. д. Но самый оптимальный - именное растение, когда каждый ребёнок посадит семечко в стаканчик со своим именем, и будет ухаживать за ним, отмечая изменения в личном дневничке. Ребёнок получит неоценимый опыт самостоятельной исследовательской работы, закрепит знания по уходу за растениями и, что особенно ценно, увидит результат своего труда, испытает радость от успеха.
-влияние глубины заделки семян на всхожесть, определение оптимальной глубины заделки семян; Для опыта берутся три одинаковые ёмкости, в которые на разную глубину высевают семена и наблюдают, где быстрее появятся всходы, как они развиваются. Детям предлагают подумать, почему семена не следует сажать слишком глубоко и прямо у самой поверхности, (они высыхают и плохо укореняются). Пояснить, что глубина заделки семян зависит ещё и от размера семени. Чем мельче семя, тем ближе к поверхности его сажают.
17. Развитие проростков на примере фасоли и пшеницы;
Фасоль - двудольное растение, а пшеница – однодольное. Наблюдая развитие этих двух растений, дети учатся сравнивать, анализировать. Кроме того, они знакомятся с различными типами корневых систем. Наблюдение начинаются со сравнения семян. Семя пшеницы целиком состоит из одной части, а семя фасоли состоит из двух долек. Семена отличаются размерами, семя фасоли гораздо крупнее. Воспитатель предлагает подумать, из какого семени появятся более крупные ростки и почему. В процессе наблюдения дети приходят к выводу: чем крупнее семя, тем крупнее и росток. Из опытов, проводимых в прошлом году, дети знают, что из сени сначала появится корешок. Далее дети наблюдают, что у проростка фасоли от главного корешка начнут развиваться боковые, а у проростка пшеницы из общего основания развиваются ещё несколько абсолютно одинаковых корешков. Воспитатель подчёркивает, что корни у растений бывают разные и демонстрирует стоящие в воде черенки комнатных растений с развитыми корнями различных типов. Аналогично дети сравнивают появившиеся листочки.
18. Условия, необходимые для прорастания семян;
Для выяснения условий, необходимых для прорастания семян, необходимо в четыре одинаковых ё мкости поместить небольшое количество семян и создать им разные условия: так, семена в первой ёмкости оставляют сухими, во вторую ёмкость наливают воды так, чтобы семена оказались под водой, в две другие воды наливают воды немного, чтобы она не препятствовала поступлению воздуха. Одну из последних помещают на холод, другую – в тёплое место. В ходе наблюдения очень важно проследить, чтобы вода в ёмкостях оставалась на первоначальном уровне. Происходящие изменения необходимо фиксировать.
19. Наблюдение за посевами перца, томатов, цветочных культур, (на выбор)
III.Наблюдения за птицами.
20. Изменение поведения птиц в конце зимы.
21. Песня большой синицы.