Наталья Панкова
Планирование коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР в средней группе на апрель и май
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование групповой коррекционно – педагогической работы
воспитателя специального (коррекционного) образовательного учреждения
с воспитанниками дошкольного возраста, имеющими интеллектуальную
недостаточность
Выполнила:
Панкова Наталья Анатольевна
2014 г.
Группа : средняя.
Ведущая проблема: плохо развита мелкая моторика.
Симптомы:
- плохо держат карандаш (ручку, не могут обвести предметы по контуру;
- не могут взять в руки мелкие предметы;
Публикация «Планирование коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР в средней группе на апрель и май» размещена в разделах
- Весна. Планирование на весенний период
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Мелкая моторика
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование на апрель
- Планирование на май
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
- с трудом могут удержать в руках мелкие и крупные предметы при выполнении заданий;
- при изготовлении поделок не получается вылепить или вырезать предметы нужной формы и размера;
- не могут открыть бутылочки, сматывать нитки;
- плохо владеют куклами при театрализации;
- при выкладывании узоров из мозаики не могут брать детали, а помогают себе ртом.
Параметры диагностики Упражнения для диагностики
1 Синхронность движения обеих рук, пальцев
Пальчиковая гимнастика
2 Согласованность движения обеих рук Симметричное Скатывание клубков
3 Несимметричное Открыть и закрыть бутылку
4 Удерживание в руке ножниц Произвольно резать бумагу
5 Обведение по контуру По внешнему Пользование шаблоном
6 По внутреннему С помощью трафарета
7 Захват тремя пальцами Выкладывание узора из мозаики
8 Захват двумя пальцами
Игры с прищепками
9 Захват тремя пальцами (большого, указательного и среднего) ведущей руки Кукольный театр
Чтобы определить, по каким параметрам испытывает затруднения каждый ребёнок из группы, была проведена индивидуальная диагностика, в ходе которой было продиагностировано 10 детей.
Результаты проведения диагностики развития мелкой моторики в средней группе представим в виде таблицы, где с помощью знака «+» покажем положительный результат, а знаком «-» - отрицательный результат.
Упражнения
№
Имя ребёнка Пальчиковая гимнастика
Скатывание клубков
Открывание и закрывание бутылки
Резание бумаги
Пользование шаблоном
Пользование трафаретом
Выкладывание из мозаики
Игры с прищепками
Кукольный театр
1 Настя И. + + + - - + + + +
2 Настя М. + + + + - + + + -
3 Настя Ф. + - + - - + + + -
4 Наташа Ч. + + + + - + + + +
5 Лада И. - - + + - - + + -
6 Света К. - - + - - + + + -
7 Саша К. - - + - - - + + -
8 Дима Ф. - - + - - - + - -
9 Илья Н. + - + + - - - - -
10 Кирилл. С - - - + - - + - -
Анализ выполнения детьми средней группы диагностических упражнений.
Выполнение детьми предложенных упражнений показало, что Настя М, Настя И. и Наташа Ч. справились с ними неплохо, хотя очень медленно.
Такие дети как Лада И., Настя Ф., Света К. и Саша К. испытывали затруднения при пользовании шаблоном, трафаретом, ножницами, не могли выполнить инсценировки в кукольном театре, пальчиковую гимнастику выполняли одной рукой.
Дима Ф. и Илья Н. не смогли выполнить большинство заданий. Иногда даже не пытались начать их выполнение или не понимали инструкцию.
Ожидаемые результаты:
1) выполнение пальчиковой гимнастики обеими руками;
2) умение скатывания клубочков, мотков ниток;
3) формирование умения закрывать и открывать бутылочки;
4) умение правильно держать в руке ножницы и резать в произвольном порядке;
5) изображение силуэта предметов с помощью шаблона;
6) понимание правил работы с трафаретом;
7) умение правильно держать карандаш и пользоваться им;
8) умение работать с мелкими предметами;
9) владение куклами при театрализации.
Содержание коррекционно- педагогической работы :
- разные виды пальчиковой гимнастики: в стихах, с применением мелких (горошинки, косточки, бусинки) и крупных (карандаши, мелкие игрушки, резиновые груши, поролон) предметов;
- ловля мешочка с крупой;
- определение на ощупь предметов (расчёска, мячик, кубик) и сыпучих наполнителей (крупы, фасоль);
- игры-шнуровки, игры с песком;
- рамки М. Монтессори;
- дидактические игры с бутылочками, резиновыми грушами и игрушками, эспандерами, поролоном, детским конструктором;
- работа с природными и бросовыми материалами, с разными материалами для лепки: пластилин, солёное и песочное тесто, глина;
- игры с клубками, шнурками, плетение из них;
- настольные игры с фишками;
- сборка пирамид, матрёшек, нанизывание бус;
- сюжетно – ролевые игры «Парикмахерской», «Больничка», «Автосервис», «Дочки-матери», «В школе»;
- театрализованная деятельность: пальчиковый, настольный, кукольный, теневой театр, пособие «Волшебные гонзики».
Планирование мероприятий
Апрель
№ недели Лексическая
тема Содержание
1 Весна Пальчиковая игра «Пальчики в лесу»; игры с прищепками «Цветы на поляне», «Кораблики»; перебирание семян, крупы «Помоги Золушке», «Сварим кашу»; лепка из солёного теста «Ландыши»; рисование пальчиками «Веточка вербы», «Серёжки у берёзки»; сюжетно-ролевые игры
2 Животные
весной Пальчиковые игры «Котик», «Весёлые лошадки»; игры с прищепками «Иголки у ёжика», «Ножки, рожки ушки, хвост»; работа с разными материалами «У овечки шерсть густая»; настольный театр; игры с резиновыми игрушками «Спрячь зверушку»; лепка из солёного теста «Колокольчики для бурёнушки».
3 Перелётные
птицы Пальчиковая игра «Птичка»; работа с природными материалами «Гнёздышко для воробышка», «Перышки»; лепка с использование крупы «Покормим птиц»; складывание из бумаги «Полечим крылышки»; игры с резиновыми игрушками «Птичьи разговоры»; лепка из песочного теста «Жаворонки».
4 Насекомые Пальчиковые игры «Мушка», «Божья коровка»; игры с прищепками «Сороконожка», «Жучок»; рисование пальчиками «Пятнышки у божьей коровки»; работа с природным материалом «Жучки»; пальчиковый театр; работа с солёным тестом «Спрячь жучка»
Май
№
недели Лексическая
тема Содержание
1 День Победы Пальчиковая игра «Заиграю я в дуду»; работа с бросовым материалам (спичечными коробками) «Танки»; вырезание ножницами полосок бумаги и свёртывание их в рулон «Праздничный салют»; складывание из бумаги путём оригами «Тюльпаны»;
2 Цветы Пальчиковые игры «Росточек», «Красивые цветы»; работа с природными материалами (крылатки, тыквенные семена) «Первоцветы», «Цветы в вазе»; игры с резиновыми игрушками «Сдуй игрушку»; игры-шнуровки «Собери букет»; плетение из шнурков «Веночек»
3 Времена года игры с прищепками «Солнышко», «Разные облака», «Красивые снежинки»; использование резиновой груши «Ветерок», Брызгалки»; с нитками «Помоги бабушке», «Довези игрушку»; настольная игра «Найди клад»; выкладывание из мозаики «Дождик», «Волны»; сминание бумаги двумя руками «Снежки»;
4 Ах, лето Пальчиковая игра «Пузыри»; игры с прищепками «Цветик-семицветик»; работа с природными материалами (крупой, семенами) «Цветная полянка»; выкладывание узора из мозаики; работа с пластилином «На лугу»; игры с песком «Где ладошка», «Найди игрушку»; игры с поролоном «В какой руке?», «Где шарик?»
Для эффективности коррекционной работы занятия проводились с группой детей в утреннее и в вечернее время в режиме организованной образовательной деятельности и в индивидуальной форме в свободное время и в совместной деятельности.
При реализации коррекционных мероприятий соблюдались такие принципы как:
- принцип преемственности;
- учёта индивидуальных и возрастных особенностей;
- систематичности;
Мониторинг по выявлению проблемы с целью наметить направления коррекционно-педагогической деятельности проводится в начале года, а в конце года - мониторинг с целью проверки эффективности проведённой работы.
Так как работа с детьми должна вестись непрерывно и целенаправленно, необходимо дать родителям следующие рекомендации:
- хорошо развивают кисти рук занятия рисованием, лепка из пластилина, конструирование, изготовление различных поделок.
- пальчиковая гимнастика в стихах, с использованием предметов;
- перебирание различных круп;
- нанизывание бус (практика показывает, что это занятие очень нравится и мальчикам);
- игры с прищепками, фишками, песком;
- привлечение детей к хозяйственно-бытовому труду, самообслуживанию: мытье посуды, лепка печений, развешивание белья на просушку, застёгивание пуговиц, сматывание клубочков и т. д;
- игра на музыкальных инструментах;