Елена Арабина
Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Задачи методики музыкального воспитания не могут быть выполнены без тщательного планирования и учета всего хода работы.
Планирование позволяет установить гармонию между всеми видами музыкальной деятельности детей и всеми формами ее организации. Планирование и учет позволит обеспечить последовательность музыкального развития каждого ребенка и продвижение коллективов детей в каждой возрастной группе. Поэтому планирование можно рассматривать как один из способов управления сложной воспитательной работой. Нельзя осуществить принцип систематичности в применении всех педагогических воздействий, не намечая, что и как целесообразно применить в воспитании и обучении детей» (НА. Ветлугина). Еще А. С. Макаренко высказывал идею о системе перспективных линий в воспитании детей далекая перспектива - как осуществление намеченной цели, средняя - конкретная цель, на решение которой направлены предстоящие мероприятия, и ближайшая – повседневное планирование.
Публикация «Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Неслучайно в сегодняшние дни этот принцип лег в основу планирования воспитательно-образовательной работы в детском саду, в том числе и по музыкальному воспитанию.
Далекая перспектива, т. е. конечная цель определена «Программой», средняя - планирование на квартал (или на один-два месяца, ближайшая - на каждый день текущей недели.
В дошкольных учреждениях нередко встречается требование от руководителей писать план на год. Это нецелесообразно, так как любая программа предлагает конечный результат для каждой возрастной группы к концу года. Но к этому результату все идут, используя свои методы, средства, темп, учитывая специфику учреждения, особенности условий и, главное, уровень развития детей. Вот почему в основу перспективного плана педагога целесообразно взять более короткий отрезок времени (один или два месяца, квартал).
В таком перспективном плане конкретизируются программные задачи по всем видам музыкальной деятельности с учетом всех форм их ор-ганизации; указывается репертуар (а в течение года учитывается последовательность усложнения репертуара).
Намеченные задачи соответствуют направлению (конечной цели) «Программы», учитывают уровень общего и музыкального развития де-тей, их музыкальный опыт, природные условия, общественно-важные события, традиции детского сада, его основополагающие задачи на этот год.
Форма записи перспективного плана определяется самим педагогом. В качестве примера предлагается следующая схема (таблица 1).
Календарный план (ежедневный) пишется на неделю и составляется на основе перспективного. В нем записывается план музыкальных занятий, игровая деятельность, содержание индивидуальной работы, подготовка или проведение развлечений, праздников.
При планировании фронтальных занятий целесообразно отразить ход занятия, отметить программное содержание по всем видам дея-тельности с учетом намеченного репертуара и этапа его разучивания, отдельные методические приёмы, требующие особой подготовки. Форма записи других организационных форм работы свободная.
В последние годы закрепилось оправданное право музыкального руководителя писать планы в своей тетради-дневнике, а не совместно с планом воспитателя. Это дает ему возможность не ограничивать свои записи площадью, оставленной воспитателем.
В плане воспитателя отмечается лишь содержание работы на определенный час в режиме дня: например, 2-е занятие - музыкальное (по-дробно изложено в плане музыкального руководителя). Но план музыкального руководителя (и перспективный, и календарный) - отчетный документ, и поэтому он должен находиться постоянно в учреждении.
Чтобы проследить динамику музыкального развития каждого ребенка, необходимо определить показатели его развития в каждом виде му-зыкальной деятельности. Показатели определяются особенностями каждого возраста и на основании программных задач. В конце каждого этапа перспективного плана педагог ставит напротив фамилий детей условные обозначения, соответствующие показателям уровня их музы-кального развития. Рекомендуется заносить эти сведения в таблицы постепенно:
• в начале каждого этапа - только положительные результаты (высокий уровень);
• через каждые три недели - промежуточные;
• в конце этапа - окончательные результаты.
Как правило, у детей показатели по отношению к конкретным задачам разные, поэтому один и тот же ребенок может иметь как высокую оценку, так и среднюю, и даже низкую.
При определении уровня музыкального развития ребенка можно брать за основу следующие критерии.
Высокий уровень - творческая активность ребенка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).
Средний уровень - эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на неко-торое затруднение в выполнении задания. Ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.
Низкий уровень - ребенок малоэмоционален; ровно, спокойно относится к музыке, музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности.
Критический уровень (редко встречаемая оценка) - негативное отношение ребенка к музыке, к музыкальной деятельности, связанное, как правило, с отклонениями в его здоровье или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).
Хотелось бы обратить внимание педагогов на то, что в диагностических таблицах необходимо определять показатели музыкального развития выборочно (из 6-8 взять только 3-4, с учетом объективных условий) из-за отсутствия предварительной систематической работы по музыкально-эстетическому воспитанию в детском саду или из-за слабого здоровья детей.
Предлагаем примерную таблицу уровневой оценки музыкального развития детей в старшей группе (таблица 1).
С учетом оценки музыкального развития детей за определенный период, педагог намечает средства, методы на следующий этап, ставит до-полнительные задачи.
Целесообразно для краткости и экономии времени использовать условные обозначения уровней музыкального развития детей :
+ (плюс) - высокий уровень музыкального развития;
- (минус) - низкий уровень;
V (галочка) - средний уровень;
О (ноль) – критический
ИЛИ:
• - красный кружок - высокий уровень;
• - зеленый - средний уровень;
• - синий - низкий;
• - черный - критический. Эмоциональная отзывчивость: U - яркая эмоциональность; — ровное отношение;
П - негативное отношение.
Диапазон отмечается в соответствии с уровнем индивидуального певческого развития каждого ребенка :
Рег - си1; миг до2; догдо2 и т. д.
Хотелось бы обратить внимание на то, что деятельность музыкального руководителя должна быть отражена в годовом плане, во всех его разделах. и «завязана» на ведущих задачах данного учреждения на текущий год.
Все задания выполняются детьми индивидуально, за исключением тех, в которых указано число участников. Знаком отмечены задания, выполнения обязательно для характеристики музыкального уровня детей. Оценка ткачества исполнения проводится по следующим показателям: естественное звучание, чистое интонирование, соблюдение оттенков.