Ольга Яблонская
Планирование и фотоотчет «Речевое развитие младших дошкольников через знакомство с фольклорными формами»
▼ Скачать + Заказать документы
В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные.
Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего народа имело большое значение. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Публикация «Планирование и фотоотчет „Речевое развитие младших дошкольников через знакомство с фольклорными формами“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Цель:
Развитие речи младших дошкольников средствами малых форм фольклора.
Задачи:
1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе малых форм фольклора.
2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.
3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
Планирование по месяцам : Октябрь
№ Название темы Цель
1 Потешка «Пошел котик во лесок» Помочь запомнить потешку и повторять ее вместе с воспитателем
2 Игровое упражнение «Большие ноги» Разучивание упражнения, понимание его смысла
3 Хороводная игра «Каравай» Формирование интереса к обрядовой поэзии
4 Потешка «Петушок» Помочь понять содержание потешки, обыграть ее, вызвать эмоциональный отклик
Ноябрь
5 Настольный театр «Колобок» Формирование интереса к театральным действиям,
6 Игра-инсценировка «Еду-еду к бабе, к деду» Обучение подражанию действиям персонажа, запоминанию текста
7 Сказка «Маша и медведь» Приучать внимательно слушать сказку, понимать ее содержание
8 Беседа «При солнышке тепло – при матушке добро» Помочь понять смысл пословицы, объяснить значение матери в жизни ребенка
Декабрь
9 Закличка «Ты мороз-мороз…» Разучивание заклички, обучение применению ее в играх
10 Гимнастика «Тень-тень-потетень» Разучивание и применение гимнастики после сна
11 Песенка «Как на тоненький ледок» Разучивание песенки, обучение четкому проговариванию слов
12 Уж ты, зимушка-зима! Загадывание загадок о зиме, д/игра «Оденем куклу на прогулку»
Январь
13 Колядка «Щедровочка» Знакомство с колядкой, объяснение обычая колядования
14 Пословица «Трудиться – всегда пригодится», потешка «Шей, иголка, не ленись» Помочь понять смысл пословицы, заучить потешку
Февраль
15 Русская народная песенка «Жили у бабуси два веселых гуся» Разучивание и обыгрывание песенки
16 Русская народная игра «Карусель» Разучивание слов и движений игры
17 Пальчиковая гимнастика «Сорока-ворона» Обогатить эмоциональное речевое развитие детей, закреплять умение играть с пальчиками
18 Потешка «Водичка-водичка» Разучивание потешки, применение ее в режимных моментах
Март
19 Русская народная игра «Пузырь» Разучивание слов и движений игры
20 Настольный театр «Волк и козлята» Обогатить новыми впечатлениями в процессе обыгрывания сказки
21 Потешка «Наша-то хозяюшка сметлива была» Обучение выразительному проговариванию текста потешки
22 Что хранит «Бабушкин сундук»? Знакомство с тряпичными народными куклами, чтение потешки «Наша Маша маленька»
Апрель
23 Пальчиковая гимнастика «Наши пальцы» Разучивание и применение гимнастики в режимных моментах
24 Закличка «Весна, весна красная!» Разучивание заклички и применение в играх, на прогулке
25 Русская народная игра «Коза рогатая» Формирование интереса к обрядовой поэзии, развитие речи посредством игры
26 У бабушки в деревне Знакомство с загадками о домашних животных
Май
27 Настольный театр «Репка» Привлечение детей к посильному участию в представлении, формирование навыка перевоплощения в сказочных героев
28 Игра-забава «Узнай потешку по картинке» Обучение сопоставлению картинки и текста потешки