Наталья Долматова
План-конспект экскурсии для ознакомления детей с окружающим миром в старшей группе «Весеннее путешествие в парк»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование начальных представлений об экологической культуре у детей старшего дошкольного возраста.
Тип экскурсии : Природоведческая.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Формировать систему элементарных научных экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
- Закреплять умения детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязь.
- Обобщить и систематизировать знания детей о весенних явлениях в природе.
Речевые задачи:
Публикация «План-конспект экскурсии для ознакомления детей с окружающим миром в старшей группе „Весеннее путешествие в парк“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
- Продолжать способствовать развитию связанной речи детей.
- Способствовать развитию навыков придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать в роде и числе.
- Закреплять умение пользоваться восклицательной интонацией.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
- Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
- Способствовать получению позитивного эмоционального настроя.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
- Закреплять умение действовать с указание воспитателя.
- Способствовать развитию у детей, внимания, мышления, воображения, памяти.
- Развивать у детей навыки наблюдения, вызвать желание самостоятельного исследования.
Подготовка к экскурсии :
Методы и приёмы
Словесные:
- Чтение стихотворения Г. Лагздынь " Март";
- Загадывание загадок "Приметы весны";
- Рассказ воспитателя "Почему на деревьях почки";
- Беседа "Весна какая она";
- Вопросы детям по теме беседы;
Наглядные:
- Наблюдение за небом и облаками, деревьями, появлением птиц.
- Рассматривание иллюстраций и фото;
Игровые:
- Роль воспитателя "Бабушка- Загадушка"
- Д/и "Найди своё дерево"
- Соревнование команд за звание "Знатоки весны"
- П/и "Перелёт птиц"
Практические:
- Придумывание загадок;
- Подкормка птиц;
-Срезать веточки ;
Подготовка воспитателя:
Поиск и подготовка материала, необходимых атрибутов для проведения экскурсии.
Педагог наметил тему и программное содержание, провёл предварительный осмотр места куда планирует повести детей.
Предварительная работа с детьми:
- Рассматривание с детьми иллюстраций и журналов о весне: "Ранняя весна", "Весенние приметы", "Кто просыпается весной" и т. п. ;
- Познакомить детей с произведениями художественной литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, И. Левитан и др.);
- Разучивание стихов и песен о весне;
- Д/и "Перелётные птицы", "Всё наоборот", "Чем хороша весна?";
- Закрепить правила поведения которые нужно соблюдать придя в лес.
Материалы и оборудование:
Фото и иллюстрации, секатор, вода, фотоаппарат, значки для обозначения команд, корм для птиц.
План экскурсии
1. Вводная часть:
Перед отправлением на экскурсию на участке детского сада воспитатель с детьми проводит беседу.
Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие в прекрасное царство природы. Но не каждый может туда попасть… Для этого нужно любить родной край, бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Давайте добрыми глазами и чутким сердцем увидим красоту каждого листочка, каждой птички, каждого деревца.
Приглашаю всех на экскурсию.
По дороге воспитатель обращает внимание детей на изменения в природе, на воздух, небо и деревья. Напоминает, что нужно беречь каждый кустик, каждое дерево. Не зря народная мудрость утверждает: «Много леса– не губи, мало леса– посади»; «Растение– земли украшение»; «Рощи да леса, всему краю краса».
Воспитатель читает стихотворение Г. Лагздынь "Март"
Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!
А на улице мороз.
Снег летит колючий,
И ползут по облакам
В белых шубах тучи.
Ждём, весна. Давным-давно,
А ты бродишь где-то!
Без тебя ведь не придёт
Солнечное лето!
Воспитатель принимает роль бабушки- Загадушки
Загадывание загадок:
1. Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
2. Появился из-под снега.
Увидал кусочек неба,
Самый первый, самый нежный,
Чистый маленький. (Подснежник)
3. Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день птичью трель
Кап-кап-кап - звенит. (Капель)
4. Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый … (Ручей)
5. Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки –
На снегу (Проталинки)
Рассказ воспитателя "Почему почки?"
Каждую весну мы можем наблюдать одно и то же чудо - чуть становится теплее и выходит солнышко, деревья и кусты просыпаются от зимней спячки и покрываются еле видимым зеленым "туманом" - набухающими почками.
Еще совсем недавно ветки были серые и тусклые. Все почки были темные, такие же как и сама древесина. Это маленькие жесткие чешуйки, как одеяльцем, закрывали почки от холодов. Но вот сильнее стало светить солнышко, ствол дерева прогрелся. Вода от тающего снега и пришедших за ним дождей напоила корень. И дерево почувствовало - пора. Начался процесс сокодвижения - сок от корней стал подниматься вверх по стволу и нести питательные вещества, которые корень хранил у себя под землей всю зиму. Теперь эти питательные вещества очень нужны почкам для того, чтобы дать силы раскрыться спрятанному в них листочку. Ведь внутри каждой почки, как в яйце цыпленок, сидит маленький побег. У него есть маленькая зачаточная веточка, маленькие и сморщенные зачаточные листочки и даже цветочки (если почка не листовая, а цветочная). И как только этот побег начнет питаться от сока, он начнет расти.
(Провести с детьми сравнительный анализ между хвойным деревом и лиственным.)
Беседа с детьми " Весна, какая она?"
Сравнение весенней природы с фото зимнего периода (ель в снегу, берёза в инее)
Вопросы воспитателя:
- Какие приметы весны вы знаете?
- Как называется первый весенний цветок?
- Назовите весенние месяцы?
- В народе называют март протальник. Почему?
- Про апрель говорят, снегосгон. Как вы думаете почему?
- Май зовут цветень. Почему?
Проведение подвижной игры "Перелёт птиц"
Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увёртыванием. Содействовать развитию речи.
Воспитатель предлагает детям устроить соревнования за звание: "Знатоки весны".
(Дети делятся на две команды. Воспитатель обозначает команды разными значками. Дети придумывают весенние названия своим командам.)
Задания:
1. Д/и "Назови признаки".
Подберите признаки к слову весна. Весна какая? (ранняя, звонкая, теплая, дружная, веселая, красивая, цветущая, долгожданная).
2. Д/и "Найди дерево по описанию"
Дети находят дерево опираясь на словесное или символическое описание (не более 3 существительных).
3. Придумывание загадок
Дети придумывают загадки на весеннюю тематику.
(Проходит награждение победителей.
Воспитатель хвалит детей : "- Вы все молодцы!")
Воспитатель предлагает детям подкормить птиц.
Говорит о том, что нужно заботится о деревьях. Предлагает обрезать три веточки и взять их с собой в группу. Понаблюдать в уголке природы распустятся ли листочки.
Коллективное фото.
В заключении воспитатель говорит детям о необходимости беречь свою природу и подводит итог экскурсии.
Воспитатель "Дорогие ребята! Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях живут разные красивые животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину".
Воспитатель: Ребята, я хочу, чтобы, уходя отсюда, вы взяли с собой столько хорошего настроения, здоровья, сколько захотите, чтобы хорошо себя чувствовать, быть всегда весёлыми и никогда не болеть. Давайте попрощаемся с природой, нам пора возвращаться.
После экскурсионная работа :
1. Поместить срезанные веточки в уголок природы для наблюдений;
2. Сбор фотографии и оформление стенда "Приметы весны"