Айжан Алиева
План совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по профориентации
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи работы с детьми 5-6 лет :
• расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
• расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
Публикация «План совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по профориентации» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Профессии. Планы, тематические недели
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
• формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
• формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
• систематизировать знания о труде людей в разное время года;
• знакомить с трудом людей творческих профессий : художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Месяц
Неделя
Старшая группа
«Как много профессий на свете»
Тема недели Формы проведения
СЕНТЯБРЬ
1 и 2 Диагностика сформированности знаний у детей дошкольного возраста по профессиям.
Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка.
3 Рассматривание иллюстраций, альбомов различных профессий;
Чтение загадок о труде;
Беседа: «Кем и где работают твои родители?»;
Д/И «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?», «Назови мамину профессию»;
Проектная деятельность «Профессии моих родителей»;
Просмотр мультфильма «Все профессии нужны, все профессии важны" (мультфильм-песенка);
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Выставка фотографий о профессиях родителей группы;
Консультация по запросу родителей;
Анкета для родителей «Первые шаги в профориентации ребенка в детском саду»;
4 «Библиотекарь» Рассматривание иллюстраций, альбомов;
Чтение худ/лит. Я. Маршака «Как печатали книгу»;
Беседа «Кто работает в библиотеке», Обсуждение правил поведения в библиотеке;
Экскурсия в библиотеку;
Моделирование сюжетно-ролевой игры «В библиотеке»
Изготовление книжек малышек для малышей;
Математические раскраски;
ООД (Аппликация) «Ажурная закладка для букваря» Цель: познакомить детей с новым приемом аппликативного оформления бытовых изделий – прорезным декором. Учить вырезать геометрические и растительные элементы на полоске бумаги, сложенной вдвое. Упражнять в вырезании элементов татарского узора. Развивать чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета.
Просмотр мультфильмов «Смешарики. Библиотека»;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Акция «Подари книгу группе»;
Консультация по запросу родителей;
Папка – передвижка «Скоро в школу мы пойдем», «Первая книга моя»;
Оформление буклетов «Подготовка ребенка к школьному обучению»;
Совместное пополнение РППС к сюжетно-ролевым играм;
ОКТЯБРЬ 1 «Аптекарь»
Рассматривание иллюстраций, альбомов;
Чтение худ/.лит. Галиев Ш. «Витаминные буквы, Находка с загадкой»;
Беседа «Кто такой аптекарь (фармацевт);
Виртуальная экскурсия в аптеку;
Моделирование сюжетно-ролевой игры «Аптека»;
Дидактические игра «Витамины – это таблетки которые растут на ветке»;
ООД (Рисование) «Лекарственные растения»;
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Уроки безопасности – Лекарства»;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультация по запросу родителей;
Папка – передвижка «Здоровый образ жизни семьи», «Овощи и фрукты ценные продукты», «Здоровые зубы – залог здоровья»;
Совместное пополнение РППС к сюжетно-ролевым играм;
Спортивное мероприятие «Папа, мама, я – здоровая семья»;
2 «Стоматолог» Рассматривание иллюстраций, альбомов;
Чтение худ/лит Коростылёв В. «Королева Зубная щётка»;
Беседа «Врач – стоматолог»;
Экскурсия в стомат. кабинет;
Моделирование сюжетно-ролевой игры «Стоматологический кабинет»;
Дидактические игра «Как беречь зубы»;
Математические раскраски;
Проектная деятельность «Береги зубы смолоду»;
ООД (Аппликация) «Моя зубная щетка» Цель: Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, закрепить правила ухода за зубами и полостью рта; рассказать об истории зубной щетки; учить аккуратно работать с клеем и ножницами; развивать творческие способности по декорированию стаканчика для зубной щётки. ;
Просмотр мультфильма «Фиксики. Зубная щетка», «Уроки тетушки Совы. Сладкоежка»;
3 «Товаровед»
Рассматривание иллюстраций, альбомов;
Чтение худ/лит Загадывание загадок;
Беседа «Кто такой товаровед в магазине»;
Виртуальная экскурсия в магазин;
Моделирование сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»;
Дидактические игра «Где это можно купить»;
ООД (Рисование) «Магазин игрушек»;
Просмотр мультфильма «Песенка-мультик «Магазин»;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультация по запросу родителей;
Совместное пополнение РППС к сюжетно-ролевым играм;
Привлечение родителей к участию в оформлении альбома с рисунками и фотографиями «Все профессии важны»;
Консультация «Как рассказать детям о профессиях»;
4 «Мастер по маникюру и педикюру» Рассматривание иллюстраций, альбомов;
Чтение худ/лит К. Чуковский «Мойдодыр»;
Беседа «Мастер маникюра и педикюра»;
Виртуальная экскурсия в салон красоты;
Моделирование сюжетно-ролевой игры «Салон красоты»;
Дидактические игра «Четвертый лишний»;
ООД (Рисование) «Укрась свои ногти»;
Просмотр мультфильма «Чистюлька»;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультация по запросу родителей;
Совместное пополнение РППС к сюжетно-ролевым играм;
Консультация «Ребенок в мире профессий»;
Проведения мастер класса мам «Моя лучшая прическа»;
НОЯБРЬ 1 и 2 «Архитектор» Рассматривание иллюстраций, альбомов различных домов, зданий и т. д. ;
Чтение худ. лит. Чтение Д. Родари «Чем пахнет ремесла»;
Беседа «Кто такой архитектор»;
Моделирование сюжетно-ролевой игры «Мастерская архитектора» Цель: Продолжать формирование у детей представлений о профессии архитектора. Развивать конструктивные способности, ассоциативное мышление и воображение. Формировать навыки общения, речевой и поведенческий этикет;
Дидактические игра Оригами «Дом»;
Проектная деятельность;
ООД (ФЦКМ) «Дома бывают разные» Воспитывать уважительное отношение к людям разных народов и их традициям.
2. Способствовать углублению знаний детей об истории жилища; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что люди постоянно стремятся улучшить свой дом. Показать зависимость типов жилья от места проживания человека. Пополнить знания детей о конструкциях домов; уточнить представление о строительной технике.
3. Способствовать развитию познавательной активности и кругозора детей. ;
Просмотр мультфильма «Боб строитель»;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультация по запросу родителей;
Совместное пополнение РППС к сюжетно-ролевым играм;
Консультация «Ребенок в мире профессий»;
Оформление фотовыставки «Красивые здания нашего города»;
3 и 4 «Крановщик» Рассматривание иллюстраций, альбомов «Строительная техника»;
Чтение худ. лит. Загадки о строительных профессиях, техники. ;
Беседа «Кто такой крановщик»;
Моделирование сюжетно-ролевой игры «Строительство»;
Дидактические игра «Что лишнее?»;
ООД (Рисование) «Строим дом» Цель: формировать умение детей рисовать спец. технику. Развивать творчество. Закреплять умение рисовать предметы и их части передавая пропорции частей, характерные особенности машин, и их деталей;
Просмотр мультфильма «Боб строитель»;
ДЕКАБРЬ
1 и 2 «Портной» Рассматривание иллюстраций, альбомов;
Чтение худ. лит. З. Александрова «Сарафанчик», П. Воронкова «Портниха»;
Беседа «О профессии портной»;
Экскурсия в ателье;
Моделирование сюжетно-ролевой игры «Швейная фабрика»;
Дидактические игра «Мы портные», «Подбери глагол»;
Математические раскраски»;
ООД (Аппликация) «Украшаем фартук татарским орнаментом». Цель: Закрепить знания ранее полученного материала: основные составляющие национального костюма. Познакомить детей с татарским орнаментом тюльпан – лал, лист – яфрак, колокольчик – кы гырау.
Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус. Воспитывать любовь к народному искусству. Научить, последовательно выполнять задание воспитателя.
Просмотр мультфильма «Храбрый портняшка»;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультация по запросу родителей;
Совместное пополнение РППС к сюжетно-ролевым играм;
Консультация «Как рассказать детям о профессиях»;
Акция «Расскажите о своей профессии детям»;
3 и 4 «Оператор почтовой связи»» Рассматривание иллюстраций, альбомов;
Чтение худож. литературы С. Маршака «Почта»;
Беседа «Работники службы связи», «Как попадает письмо по адресу?»;
Виртуальная экскурсия на почту;
Моделирование сюжетно-ролевой игры «Почта»;
Дидактические игра «Разрезные картинки», «Что нужно для почтальона»;
ООД (Аппликация) «Почтовый конверт»
Цель:
продолжать знакомит детей со свойствами бумаги;
совершенствовать у детей навыки работы с ножницами и клеем;
научить детей делать складывать конверт из бумаги;
познакомить с особенностями оформления конверта. ;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультация по запросу родителей;
Совместное пополнение РППС к сюжетно-ролевым играм;
ЯНВАРЬ 2 и 3 «Пилот» Рассматривание иллюстраций, альбомов;
Чтение худож. литературы загадки о воздушном транспорте;
Беседа «Профессия пилот»;
Моделирование сюжетно-ролевой игры «Мы в аэропорту»;
Дидактические игра – лото «Профессии»;
Математические раскраски;
ООД (Лепка) «Самолеты» Цель: продолжать лепить предметы различных форм, передавая их особенности; формировать интерес к разнообразным видам транспорта; учить анализировать основные части предмета, их функциональные возможности; воспитывать патриотические чувства;
Просмотр мультфильма «Смешарики»;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультация по запросу родителей;
Совместное пополнение РППС к сюжетно-ролевым играм;
4 «Следователь» Рассматривание иллюстраций, альбомов;
Чтение худож. литературы Серяков И. «Законы улиц и дорог»;
Беседа «Кто такой следователь»;
Моделирование сюжетно-ролевой игры «Расследование»;
Дидактические игра «Сыщики», «Кубик безопасности»;
Игровая ситуация: «Ребенок потерялся»;
Прослушивание песни «Наша служба и опасна и трудна»;
ООД (ФЦКМ) «Кто похитил торт» расширять знания детей о профессии следователя; подбирать прилагательные к слову полицейский; развивать внимание, память, логическое мышление;
обогащать речь словами «следователь», «криминалист», «улика»;
Просмотр мультфильма Уроки тетушки Совы «Азбука дорожной безопасности»;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультация по запросу родителей;
Совместное пополнение РППС к сюжетно-ролевым играм;
Акция «Каждому ребенку по автокреслу»;
ФЕВРАЛЬ
1 и 2 «Пекарь» Рассматривание иллюстраций, альбомов о хлебе;
Чтение худож. литературы «Хлеб». Я. Аким., пословицы о хлебе, «Колосок» (украинская народная сказка);
Беседа «Моя профессия пекарь»;
Виртуальная экскурсия в пекарню;
Моделирование сюжетно-ролевой игры «Пекарня»;
Дидактические игра «Подбери глагол», «Разрезные картинки»;
ООД (Рисование) «По дороге к мельнице» П. с: учить рисовать ветреную мельницу и лошадиную повозку по дороге к мельнице; развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании; развивать стремление детей дополнять свой рисунок – вносить в изображение какие-либо небольшие детали: дерево, куст, цветы, собака, бегущая за повозкой; учить выполнять набросок и регулировать силу нажима карандаша. Развивать мелкую моторику, воспитывать аккуратность, усидчивость.
Просмотр мультфильма «История о ленивом пекаре»;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультация по запросу родителей;
Совместное пополнение РППС к сюжетно-ролевым играм;
Фотовыставка «Я готовлю с мамой»;
Фотовыставка «Хлебобулочные изделия своими руками».
3 и 4 «Работник банка»
Беседа «Что такое деньги»;
Моделирование сюжетно-ролевой игры «В банке»;
Виртуальная экскурсия в банк»;
Дидактическая игра «От слова к слову», «Кому что нужно»;
ООД «Придумай свои деньги»;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультация по запросу родителей;
Совместное пополнение РППС к сюжетно-ролевым играм;
МАРТ
1 и 2 «Спасатель»
Загадывание загадок по ОБЖ;
Рассматривание иллюстраций, альбомов о спасателей МЧС России;
Беседа «Героические профессии»;
Моделирование сюжетно-ролевой игры «Мы юные спасатели»;
Дидактические игра Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»;
ООД «ФЦКМ) «Профессия спасатель» П. с. продолжать знакомить, расширить и уточнить знания детей о профессии спасатель, о содержании работы МЧС, с оборудованием, инструментами, необходимыми для работы спасателей; расширить представления детей о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях;
Прослушивание муз. произведения Владимира Хозяенко "Марш МЧС";
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультация по запросу родителей;
Совместное пополнение РППС к сюжетно-ролевым играм;
Выставка совместных с детьми поделок «Военная техника»;
Фотовыставка «Мой папа военный»;
Досуг «Мы быстрые, смелые, ловкие»
3 и 4 «Актер» Рассматривание иллюстраций, альбомов о театре, кино;
Чтение худож. литературы;
Беседа;
Моделирование сюжетно-ролевой игры «Театр»;
Дидактические игра;
Проектная деятельность;
ООД (ФЦКМ) «Профессия актер»; дать детям первоначальное представление о профессии «актер». Воспитывать уважение к людям творческих профессий, которые много вкладывают сил и души, чтобы получить признание народа. Воспитывать целеустремлённость, трудолюбие, желание доставить зрителям радость.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультация по запросу родителей;
Совместное пополнение РППС к сюжетно-ролевым играм;
АПРЕЛЬ
1 и 2 «Журналист»
Беседа «Что я знаю о профессии журналиста?»;
Проведение коммуникативных игр: «Продолжи предложение», «Измени слово», «Исправь ошибку»;
Моделирование сюжетно-ролевой игры «Мы-журналисты»;
Режиссё рские игры: «Я беру интервью», «Я – журналист»;
Игровая ситуация «Этикет телефонного разговора»;
Конкурс чтецов с целью выявления лучшего диктора;
Просмотр мультфильма «Приключения Мурзилки»;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультация по запросу родителей;
Совместное пополнение РППС к сюжетно-ролевым играм;
Творческий марафон семейных газет;
3 и 4 «Агроном»
Рассматривание иллюстраций, альбомов различных семян;
Чтение худож. литературы Аким «Пшеница», пословицы о хлебе;
Беседа «Профессия агроном»;
Моделирование сюжетно-ролевой игры «Мы юные агрономы»;
Дидактические игра «Чьи семена», «Вершки, корешки»;
ООД (ФЦКМ) «Как хлеб на стол пришел». П. с. формировать представление как на столах появляется хлеб, какой он путь проходит, прежде чем мы его съедаем. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду люде выращивающих хлеб.
Просмотр мультфильма «Профессия агроном»;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультация по запросу родителей;
Совместное пополнение РППС к сюжетно-ролевым играм;
Предложить родителям совместно с детьми дома посеять семена пшеницы;
МАЙ
1 и 2
«Сварщик» Рассматривание иллюстраций, альбомов о данной профессии;
Чтение худож. литературы Беркевич Д. «Рассказы о заводе»;
Виртуальная экскурсия на завод;
Беседа «О профессии сварщик»;
Моделирование сюжетно-ролевой игры «На заводе»;
Дидактические игра «Что кому пригодится», «Разрезные картинки»;
Просмотр мультфильма «Сварщик волшебник»;
3 и 4 «Токарь»
Рассматривание иллюстраций, альбомов о заводских профессиях;
Чтение худож. литературы Козлов Б. «Город мастеров», стих. «Умелый токарь»;
Беседа «О профессии токарь»;
Виртуальная экскурсия на завод;
Моделирование сюжетно-ролевой игры «На заводе»;
Дидактические игра «Что кому пригодится», «Определи по предмету профессию»;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультация по запросу родителей;
Совместное пополнение РППС к сюжетно-ролевым играм;
3.6 Перечень литературных источников
1. Алябьева Е. А. «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет / Е. А. Алябьева — «ТЦ Сфера», 2014 — (Библиотека воспитателя (Сфера);
2. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008. - 251 с. - (Школа развития);
3. Потапова Т. В. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» М. : ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Серия «Вместе с детьми»);
4. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст] : Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред. : Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.
5. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М. : Гном, 2013. – 96 с. ;