Любовь Александровна Дмитриева
План саморазвития по патриотическому направлению «Роль русской народной культуры в развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
План саморазвития по патриотическому направлению
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 «Рябинушка»
План
профессионального саморазвития
Тема:
«Роль русской народной культуры
в духовно- нравственном развитии ребенка».
Публикация «План саморазвития по патриотическому направлению „Роль русской народной культуры в развитии ребенка“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Воспитатель:
Дмитриева Любовь Александровна
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний».
(Д. С. Лихачев)
Актуальность темы:
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому мною огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Цель.
• Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
• Формировать у детей дошкольного возраста ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно- исторических традициях русского народа.
Задачи.
• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования
• Разработать перспективный план работы
• Продолжать работу по оформлению мини- музея.
Работа над программой профессионального самообразования поможет :
• Познакомить детей с русской народной культурой;
• Познакомить детей и их родителей с народными праздниками, традициями и народными играми, сказками, потешками, прибаутками
• Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству;
• Привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;
• Дать детям знания об истории русского народного костюма.
• Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.
• Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной
познавательной и творческой деятельности.
• Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу
Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре :
• Создание предметно- развивающей среды
• Широкое использование фольклора: сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.
• Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
• Знакомство с народным искусством.
• Знакомство с русскими народными играми.
Формы представления результатов самообразования
- Доклад на педсовете.
- Консультация, консультация-практикум
- Открытое занятие, открытый просмотр.
- Проведение мероприятий, развлечений.
- Наглядно-иллюстративный материал.
- Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.
Практические выходы.
- Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.
- Проведение мастер-классов для педагогов.
- Оформление папки-передвижки.
- Выставка работ.
- Оформление сборника консультаций для родителей.
- Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Предполагаемый результат.
Изменение и обогащение среды развития в соответствии с темой проекта. Знание детьми различных видов декоративно - прикладного искусства, старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов. Сплочение детского и взрослого коллектива. Воспитание нравственного поведения у детей.
Перспективный план самообразования педагога
на 2018 -2019 учебный год
Содержание работы Сроки
Теоретический этап
Работа с документацией.
Изучение закона «Об образовании», ФГОС, других нормативных документов по теме. В течении года
Планирование работы с детьми на новый учебный год. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. Сентябрь
Мониторинг познавательной деятельности детей подготовительной группы Сентябрь
Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. Октябрь
Знакомство с русскими народными загадками, пословицами, поговорками, прибаутками, колыбельными песнями. Рассказывание и обыгрывание народных сказок.
Знакомство и заучивание потешек, закличек.
Проведение русских народных игр : «Козел», «Баба Яга», «Лапти», «Горелки», «Ходит Ваня», «Андрей-воробей» и др. Дидактические игры : «Русские узоры», «Подбери узор», «Матрешки». В течении
года
«Знакомство с русской избой»
Цель. Проявить у детей интерес к традиционно- бытовой культуре русского народа, к посещению мини- музея
«Русская горница», расширять активный словарь
«Заскочил козлик в огород»
Цель. Знакомство с народными песенками «Заскочил козлик.», Разучивание потешки «Наш козел»;
Отгадывание загадок об овощах.
Сентябрь
Мастер класс для педагогов Октябрь
«Народная игрушка- матрешка»
Цель. Познакомить с русской народной игрушкой как символом русского народного искусства, расширять словарный запас
«Лисичка со скалочкой»
Цель. Знакомство с предметом обихода- скалкой.
Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой» Ноябрь
«Золотое веретено»
Цель. Знакомство с предметами русского обихода : прялка, веретено; развивать интерес к старине.
«Кто же в гости к нам пришел?»
Цель. Знакомство с домовёнком Кузей.
Игра «Аюшки»
Декабрь
Праздник «Крещенские вечера» Январь
«Сошью Дуне сарафан»
Цель. Познакомить с русским народным костюмом, Формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда;
развивать творчество, интерес к прошлому. Февраль
«Эх, лапти мои, лапти липовые….»
Цель. Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, материале, назначении) Март
«Волшебная дудочка»
Цель. Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами, учить различать инструменты по типу и звучанию Апрель
Повторный мониторинг познавательной деятельности детей старшей группы май
Подготовить материал к отчету о проделанной работе Май
Консультация для родителей
«Истоки русской народной культуры».
Подготовить картотеку народных игр.
Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».
Развлечения :
осенние поделки «В каждом лукошке, всего по немножко»;
Ярмарка «Осень Златокудрая»;
«Рождество», «Широкая Масленица». Подготовить консультацию «Играйте с детьми в народные подвижные игры.
Презентация «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
Викторина «Сказки нашего детства».
В течении года