Алена Парфенова
План самообразования воспитателя «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм»
Индивидуальный план самообразования воспитателя по теме : «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм»
Пояснительная записка
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи : лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.
Публикация «План самообразования воспитателя „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Проблема развития речи на сегодняшний день очень актуальна.
При обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, у большинства из них выявлены проблемы в развитии речи :
неговорящие дети;
несоответствие развития связной речи у детей по возрасту;
бедный словарный запас;
нарушения звуковой стороны речи;
несформированность лексико-грамматического строя речи;
нарушения слоговой структуры слова.
Речь ребенка скудна, бедна, маленький словарный запас. Занятость родителей не даёт возможности уделять больше времени своему ребёнку, вследствие чего, ребенок проводит все больше времени за компьютером, у телевизора, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы. В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, родители помнят лишь несколько распространенных потешек: «Сорока-белобока», «Ладушки», не используют развивающий потенциал народных произведений, в том числе и для развития речи.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.
Фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал в развитие речи детей дошкольного возраста.
Цель: формирование компонентов устной речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
формировать умение воспринимать разнообразные формы фольклора : колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки;
развивать у детей раннего дошкольного возраста память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора.
вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества;
побуждать детей использовать произведения фольклора в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной и т. д.);
развивать у детей раннего дошкольного возраста память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора.
Ожидаемые результаты
Дети последовательно знакомятся с различными жанрами детского фольклора;
Совершенствуется процесс раскрепощения ребенка (вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками);
Расширится и активизируется словарный запас детей;
Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;
Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
Обогащается игровой опыт;
Называют сказочные имена персонажей, имитируют характерные действия персонажей.
У детей проявится эмоционально – положительное отношение к устному народному творчеству и народным играм, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
У детей появятся навыки общения и совместной игры.
Наглядный метод:
- Рассматривание книжных иллюстраций к произведениям, репродукций, предметов народного творчества;
- театрализованный показ произведений, как педагогом, так и детьми;
- проведение дидактических игр;
Словесный метод:
- чтение произведений русского народа и других народов мира;
- заучивание потешек, детских песен, считалок, закличек;
-рассказывание сказок и потешек детьми по иллюстрациям;
- проведение праздников, утренников, развлечений.
Игровой метод:
- игры-драматизации;
- игры-инсценировки;
- имитационные упражнения «Изобрази персонажа сказки»;
- дидактические игры, настольно-печатные игры;
- Разучивание физкультминуток, пальчиковых игр, народных игр;
Практический метод:
- проведение забав на фольклорном материале;
- проигрывание народных игр;
- театрализованные постановки, как воспитателем, так и детьми;
Срок реализации: 1 год (2020-2021 гг.)
План работы по теме «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм»
Сентябрь • Изучение нормативных документов:
- Закона об Образовании в новой редакции;
- Сан ПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями;
• Изучение опыта педагогов ДОУ по данной теме
• Изучение методик о технологиях педагогов в сети Интернет
• Изучение литературы по теме самообразования
• Монторинг развития речи детей на начало года
• Составление учебно-тематического плана по теме•
Октябрь • «В гости к хозяюшке» Знакомство с потешками про кота. Проведение игр «Кот Васька» и «Огуречик, огуречик…».
• Разыгрывание сказки «Колобок»
Работа с родителями:
консультация на родительском собрание «Какие сказки читать детям?»
Ноябрь • «Баю-баюшки баю, баю Машеньку мою» Укачивание куклы Маши, пение колыбельных песен.
Работа с родителями:
Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»
Декабрь • «Ладушки в гостях у бабушки» Использование прибауток, потешек.
• Проведение игры «Десять внучат». Загадывание загадок о кошке и петушке
Работа с родителями:
Акция «Подарим детям книги» Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, прибауткам, сказкам
Январь • «Котик – коток» Заучивание потешек «Пошёл Котик во лесок»
• «Весёлые музыканты» Знакомство с шумовыми инструментами
Работа с родителями:
Оформление папки-раскладки для родителей «Фольклор, как средство развития речи».
Февраль
• Проведение русской народной игры «Жмурки»
• «Русская Матрёшка» Знакомство с русской народной игрушкой – Матрёшкой. Использование песен, плясок.
Работа с родителями:
Привлечение родителей к пополнению и обогащению развивающей среды (изготовление кукол для пальчикового и настольного театра)
Март • «У бабушки в деревне» Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных
• «Теремок» Разыгрывание Представления по мотивам русской народной сказки «Теремок»
• «Весёлая ярмарка» Знакомство с дымковской игрушкой. Роспись гуашью силуэтов дымковских игрушек.
Апрель • «Козлик и дудочка» Знакомство с музыкальным инструментом – дудочкой.
• Прослушивание русских народных песен «Как у нас-то козёл», «Бабушкин козлик», «Петушок», «Гуси, вы гуси», «Курочка рябушечка»
Май • Открытое занятие для коллег и родителей по теме "Устное народное творчество. По следам фольклора"
• Обобщение и распространение собственного опыта по данной теме