Елена Мартынова
План самообразования воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Личный план работы по самообразованию.
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Публикация «План самообразования воспитателя» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.
Тема моего самообразования непосредственно связана с решением данной задачи: «Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей младшего дошкольного возраста»
Работа начата: 01.09.2020 года
Предполагается закончить: 30.05.2021года
Форма самообразования: индивидуальная.
Цель: повысить профессиональную квалификацию по формированию речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики.
Задачи для детей:
• Стимулировать зрительное и слуховое восприятие;
• Обогащать словарный запас;
• Тренировать тонкие движения пальцев рук;
• Способствовать развитию творческих способностей;
• Развивать память и связную речь;
• Формировать координацию движений пальцев и кистей рук;
• Развивать навыки ручной умелости.
Задачи для родителей:
• Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
Задачи для педагога:
• Анализ и сбор информации из различных источников;
• Разработка перспективного и тематического планирования по проекту;
• Создание предметно-развивающей среды;
• Мониторинг результатов.
• Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
Предполагаемый результат:
• Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
• Формирование речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста;
• Интеллектуальное развитие детей;
• Пополнение предметно-развивающей среды;
• Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Список литературы:
1. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В. Н. Аванесова. - М. : Просвещение, 2005. - 176с.
2. Авдеева, Н. Н., Мещерякова, С. Ю. Вы и младенец / Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова. – М. : Просвещение, 2001. - 213с.
3. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. - М. : Медецина 2007. - 304с.
4. Алямовская, В. Г. Ясли - это серьезно / В. Г. Алямовская. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 159с.
5. Андрианов, М. Невербальная коммуникация / М. Андрианов // Вопросы психологии, 1999, №6, С. 89 - 100.
6. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л. В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236с.
7. Браткова М. О психолого-педагогической помощи семьям, воспитавающим детей раннего возраста с проблемами в развитии / М. Браткова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 2. - С. 55-60.
8. Виноградова, А. Д., Коновалова, Н. Л., Крючкова, Л. Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации / А. Д. Виноградова, Н. Л. Коновалова, Л. Л. Крючкова - СПб. : Питер, 1997, С. 5-10.
9. Волков, Б. С., Волкова, Н. В. Психология общения в детском возрасте / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Педобщество, 2003. - 240с.
10. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада /Под ред. Т. И. Оверчук. - СПб. : "ДЕТСТВО-ПРЕСС", - 2003. - 136 с.
11. Выготский, Л. С. Детская речь / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2006 - 420 с.
12. Вяткин Б. А., Исмагилова А. Г. Структура индивидуального стиля педагогических воздействий воспитателя и его системообразующая функция / Б. А. Вяткин, А. Г. Исмагилова - Пермь: Академия, 2008. - 154 с.
13. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. - Ростов-на-Дону, 1999. - 345 с.
Осень (сентябрь, октябрь, ноябрь) Зима (декабрь, январь, февраль)
Работа с детьми:
1. Сорока – сорока - Активизировать движения пальцев рук.
2. Ладушки – ладушки - Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных действий.
3. Этот пальчик – бабушка - Активизировать движения пальцев рук.
4. Этот пальчик хочет спать - Активизировать движения пальцев рук.
5. Тук-тук – я стучу - Развивать моторику руки.
6. Колобок - Развивать моторику руки
7. Веселые маляры - Развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста
8. Повар - Развивать моторику обеих рук.
9. Пила, пила - Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения стихотворного текста.
Работа с родителями:
Анкетирование на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников» - Исследовать воспитательный потенциал семьи
«Этот пальчик - я» Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте. - Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.
Библиотека «Развиваем руки» - Приобщение родителей к работе по развитию моторики.
Самореализация:
1. Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме.
2. Знакомство с исследованиями М. М Кольцовой, Б. И. Пинского, Л. В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев
3. Изучение теоретических основ формирования речи детей раннего возраста
4. Изучение особенностей становления речи детей на ранних этапах детства
5. Разработка перспективного плана работы
6. Подбор методов, средств, способствующих развитию мелкой и общей моторики у детей раннего возраста
Весна (март, апрель, май) Лето (июнь, июль, август)
Работа с детьми:
1. Лодочка - Выполнять ручные имитационные движения под стихотворный текст.
2. Птичка в гнезде - Развивать мелкую моторику обеих рук.
3. Зайкины ушки - Развивать мелкую моторику руки
4. Сидит белка на тележке - Развивать мелкую моторику обеих рук.
5. Солим щи - Развивать мелкую моторику рук.
6. Пальчики у нас попляшут - Развивать моторику рук.
7. Ладошки - Развивать моторику рук.
8. Птички пьют из бочонка - Развивать мелкую моторику руки.
9. Пальчик побежал - Развивать мелкую моторику руки (побуждать малыша удерживать пальцы в кулаке.
Работа с родителями:
Праздник «Новый год на дворе» - Совместная деятельность родитель – ребёнок.
«Рисуем на манке» - Родители совместно с детьми учатся использовать манную крупу с целью развития мелкой моторики и речи ребёнка.
Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!» - Познакомить с методикой использования пальчиковых игр.
Самореализация:
1. Пополнение предметно-развивающей среды, изготовление дидактических пособий
2. Создание картотеки пальчиковых игр, игр с водой и песком
3. Консультативная помощь родителям