марина воробьева
Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
-средняя общеобразовательная школа№3
г. Маркса Саратовской областиим. Л. Г. Венедиктовой
Структурное подразделение детский сад-школа №8
План самообразования
Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений».
на 2022-2023 учебный год
Группа №5 «Ласточка»
Воспитатель: Воробьева М. В.
г. Маркс 2022г.
Публикация «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений» размещена в разделах
Цель: повышение компетентности и уровня профессионального ма-стерства по теме формирование элементарных математических представле-ний у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
3. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
4. Основные вопросы, намеченные для изучения.
Этапы разработки:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений
3. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
4. Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.
Ожидаемый результат:
активизация познавательного интереса дошкольников;
развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
формирование элементарных математических представлений.
Перспективный план по самообразованию на 2022-2023 учебный год
Этапы работы.
1. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста (в течение года).
2. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
3. Работа с детьми.
4. Работа с родителями
5. Отчет воспитателя о проделанной работе за год
Сроки Содержание работы Практические выходы Отметка о выполнении
сентябрь Мониторинг знаний о геометрических фигурах
«Геометрическое лото», «Разложи фи-гурки по домикам» Анкета для родителей
картотека
Формирование представлений об ориентировке в пространстве
Д/и «Укажи направление»
октябрь Изучение порядковых и количественных числительных
Д/и «Соедини цифру с нужным количе-ством»
и др. Картотека
Формирование понятия о порядковом счете и количественных числительных, упражнения в порядковом счете до 10
Прямой счет (1, 2, 3; первый, второй и т. д.)
Обратный счет (10, 9. 8; десятый, девя-тый, восьмой и т. д.)
ноябрь Развитие логического мышления
«Колумбово яйцо» картотека
Д-и со счетными палочками.
«Повтори и выложи фигуру»
декабрь Д- и с логическими блоками Дьенеша.
«Что изменилось», «Продолжи ряд» картотека
Ориентировка во времени.
Д-и «Разноцветная неделька», «Части суток»
январь Формирование представлений об ориентировке в пространстве.
Д-и «Выложи узор»
картотека
Д-и «Ну ка повтори»
февраль Формирование элементарных представ-лений об анализе и синтезе
Решение элементарных арифметических задач на анализ. картотека
Формирование понятия ориентировки в пространстве.
Д-и «Линии и точки»
Д- и «Лабиринт»
март Формирование понятия количества и счета.
«Математическое домино» картотека
Обогащение словаря по теме
Д/и «Что ты делал с утра, в обед, после сна, вечером; что будешь делать завтра, через неделю, через месяц, через год»
Составление рассказа по плакату «Режим дня» конспект
апрель Ориентировка во времени
Словесная Д/и «Дни недели», Д/и «Времена года»
Д-и с логическими блоками Дьенеша.
«Сравни, где больше» картотека
«Какая цифра соответствует количеству»
май Исследование знаний о геометрических фигурах
Задачки на умение соотносить цифры с количеством:
картотека
Исследование ориентировки во времени Д/и «Когда это бывает»
«Времена года»
4. Работа с родителями.
1. Консультация для родителей «Обучение дошкольников математике дома» Ноябрь
2. Консультация для родителей «Ориентировка в пространстве относительно предмета2 Январь
3. Рекомендации: «Формируем пространственные
представления», «Как научить детей определять свойства предметов». Март
4. Выставка детских работ «Шаг в математику»
Апрель
5. Консультация для родителей «Что должен знать и уметь Ваш ребенок к 6 годам» Май
5. Отчет воспитателя о проделанной работе за год (май, 2023 г.)
6. Литература по теме:
1. Программа «Детство»
2. Математика для детей 5-6 лет : Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Я считаю до десяти» — Е. Колесникова:
3. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед/наук.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.
4. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
5. «Играем в числа» — серия пособий
6. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.
7. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.
8. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М. : ВАКО, 2005 г. — 208 с.
Отчет по самообразованию.
Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений»
Воспитатель – Воробьева Марина Викторовна
В течение года проводила с детьми дидактические игры и упражнения также с использованием палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, такие как:
«Сосчитай-ка», «Угощение для медвежат», «О чем говорят числа» ,«Строим дом».
Игры из серии «Страна блоков и палочек» и другие.
Игры на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости- развитие логического мышления «Танграм», «Колумбово яйцо»
Игры по развитию ориентировки в пространстве такие как:
«Упражнение –укажи направление», «Выложи узор», «Графический диктант» итд.
Игры из раздела в картотеки «Количество и счет» : «Соотношение числа и количества предметов», «Математическое домино» итд.
Игры на изучение ориентировки во времени: игра «Вчера, сегодня, завтра», «Разноцветная неделька», «Часы и время», «Веселые часики».
Мною была создана картотека «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников», которая использовалась как на занятиях, так и во всех режимных моментах. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Были подготовлены консультации для родителей, с использованием наглядного материала в родительском уголке.
Вывод: изучение выбранной темы помогло мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия. Этим я смогла заинтересовать детей, занимательные развивающие, дидактические игры и упражнения дали большой заряд положительных эмоций, помогли детям закрепить и расширить знания по математике, материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике. Дети стали проявлять высокую познавательную активность, радуются своим достижениям и новым возможностям.