Рочева Елена
План самообразования «Развитие связной речи дошкольников 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Актуальность. Успешное овладение связной устной речью поможетребенку легко справиться с требованиями школы: правильно и быстро отвечать на вопросы, в логической последовательности передавать содержание литературного произведения, находить объяснения различным явлениям природы, общественной жизни и др.
Публикация «План самообразования „Развитие связной речи дошкольников 5–7 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
В развитии связной речи детей дошкольного возраста на первый план выступает формирование умения составлять рассказ, соблюдая структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.
Проблема. Исходя из наблюдений за речью детей группы, отмечается недостаточное речевое общение, свернутость рассказов, нарушение логики построения рассказов, пропуск частей. Речь детей не развернута, ответы на вопросы односложны, что не соответствует возрасту детей.
Целью работы над данной темой является:
• повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
• систематизация работы по развитию связной речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.
Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
• изучить современную научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
• разработать перспективный план реализации проблемной темы;
• выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
• определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
• проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы.
Сентябрь Проведение диагностического исследования связной речи детей (автор О. С. Ушакова).
Создать учебную программу.
Изучить современную научную, методическую, справочную литературу по вопросам развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста,
обзор информации в интернете.
Консультация для родителей по теме: «Как развивать речь ребёнка 5-6 лет».
Октябрь Проведение игр и упражнений для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Консультация по теме: «Игры и упражнения для развития связной речи детей
старшего дошкольного возраста».
Обогащение развивающей среды.
Пополнение речевого уголка: дидактическими играми, картотеками,сюжетными картинами.
Консультация для родителей по теме: «Речевые игры в кругу семьи».
Ноябрь Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого.
Памятки для родителей по обучению связной речи детей.
Декабрь Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.
Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».
Консультация по теме:«Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». Буклет «Сказкотерапия».
Январь Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.
Консультация на тему: «Методика обучениядетей по сюжетной картине». Консультация на тему: «Учим ребёнка составлять рассказы».
Февраль Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Открытый просмотр для воспитателей ДОУ.
Работа с родителями Подготовить и нарисовать рассказ по сюжетным картинкам с ребенком.
Март Работа с загадками.
Составление загадок.
Тематическое занятие «В мире загадок».
Консультация: «Роль загадки в развитии старших дошкольников». Консультация: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Апрель Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок» для детей младшей группы.
Памятка для родителей: «Игры-драматизации, как средство развития речи детей» Помощь в создании костюмов.
Май Проведение повторного диагностического исследования связной речи детей (автор О. С. Ушакова). Заполнение протоколов по результатам итоговой диагностики.
Написание отчета о проделанной работе.
Июнь, июль, август Продолжать работу по развитию связной речи детей : проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры, проходившие в предыдущие месяцы. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Корректировка плана. Подготовка дидактического материала. Работа с литературой. Продолжить проводить консультации и индивидуальные беседы для родителей по развитию связной речи детей.
Сентябрь Проведение диагностического исследования связной речи детей (автор О. С. Ушакова). Подбор литературы по теме: «Развитие связной речи в подготовительной группе». Ознакомление с инновационными методиками по теме. Памятка: «Связная речь».
Консультация:«Речь ребёнка как средства общения».
Октябрь Обучение составлению описательных рассказов с опорой на план- схему : «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову) «Осень» (по И. Соколову-Микитову, «Четыре художник. Зима» (по Г. Скребицкому) и др.
Папка-передвижка: «Алгоритм структуры занятия по обучению детей пересказу текста художественной литературы с опорой на графические схемы». Оформить центр речевого развития детей. Изготовить и внести:
дидактические игры; дидактические пособия; сюжетные картинки («Детский сад», «Времена года»); сюжетные картинки с фабульным развитием действия.
Консультация: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».
Ноябрь Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Конкурс чтецов.
Декабрь Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.
Консультация: для воспитателей «Методика обучения детей рассказыванию по картине». Беседа: «Связная речь».
Январь Развитие связной речи через театральную деятельность.
Показ сказки для детей младшей группы «Гуси- лебеди», «Красная шапочка».
Консультация: «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».
Помощь в создании костюмов.
Февраль Работа над развитием речи с использованием интеллектуальных карт. Пересказ рассказа «Первая охота» (по В. Бьянки, «Домашний воробей» (по М. Богданову). Составление интеллект-карт по рассказам.
Консультация: «Интеллект – карта как средство развития связной речи у дошкольников».
Март Работа по лэмбуку «В гостях у сказки».
Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке.
Апрель Обучение сочинению сказок.
Тематическое занятие: «В мире сказок». Открытый просмотр для воспитателей на ГМО. Конкурс: «Сочини сказку, составь мнемотаблицу».
Май Проведение повторного диагностического исследования связной речи детей (автор О. С. Ушакова). Анализ и оценка своей деятельности. Корректировка планов. Написание отчета о проделанной работе.
Июнь, июль август Продолжение работы с детьми по теме: «Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы». Подготовить речевые игры на летний период для детей подготовительной группы. Продолжить проводить консультации и индивидуальные беседы для родителей.