Елена Косьян
План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста»
▼ Скачать +Заказ
План самообразования педагога
Косьян Елены Владимировны
на 2021-2022 учебный год.
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей старшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Публикация «План самообразования „Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
2. Содействовать нормализации речевой функции.
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
5. Информировать родителей о значении игр и упражнений, развивающих мелкую моторику у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы:
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
Одним из уникальных средств развития речи и мелкой моторики являются пальчиковые игры. Целью пальчиковых игр является развитие речи детей дошкольного возраста.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- консультативная работа с родителями.
План изучения темы. Сентябрь. 1. Изучение методической литературы и сбор материала по данной теме;
2. Обследование детей.
3. Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
4. Консультация для родителей «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».
Октябрь.
1. Консультации для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук».
2. «Игры с песком или песочная терапия»; «Подготовка руки к письму».
3. Изготовление дидактической игры «Волшебные палочки», Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе). Ноябрь. 1. Проведение консультаций для педагогов, выступления на педсовете.
2. Реализация проекта «Наши пальчики».
3. Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Ладошки». 4. Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками». Декабрь.
1. Консультации для родителей «Зачем нужны шнуровки». 2. «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора».
3. Изготовление дидактической игры «Шнуровка».
Январь.
1. Подготовить буклет для родителей «Игры и пособия для развития мелкой моторики рук». 2. Привлечь родителей к пополнению уголка для развития мелкой моторики руки в группе.
3. Изготовление дидактической игры «Весёлый гном». Февраль.
1. Передвижная папка для родителей и воспитателей.
«Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
2. Выступление на семинаре по теме самообразования.
Март. 1. Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.).
2. Игры с кубиками, конструкторами.
3. Рисование с использованием шаблонов, трафаретов.
Апрель.
1. Конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО, с деревянным конструктором. 2. «Пальчиковая гимнастика», «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики». Май.
1. Выставка логопедических игр и пособий, изготовленных своими руками и руками родителей.
2. Презентация на родительском собрании «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».
3. Публикация фотоотчета на сайте Maam.ru в Интернете.
Список литературы для самостоятельного изучения :
Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.