Ксения Кукина
План самообразования «Развитие мелкой моторики посредством обучения технике оригами»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 96»
План самообразования
на тему «Развитие мелкой моторики посредством обучения технике оригами»
Воспитатель: Кукина К. А.
Ярославль, 2020 г.
Актуальность выбранной темы:
Оригами – один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие. Бумажное конструирование помогает сбалансированному развитию как логического, так и образного мышления. Кроме того активно развиваются пространственные представления ребенка, появляется умение поэтапно планировать свою работу и доводить ее до желаемого результата. Работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Также занимаясь оригами, ребята знакомятся с историей возникновения бумаги, ее свойствами и основными геометрическими фигурами. Создание различных поделок своими руками позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.
Публикация «План самообразования „Развитие мелкой моторики посредством обучения технике оригами“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оригами для детей
- Оригами. Планы, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель:
Развитие у дошкольников индивидуальности и творческого потенциала посредством обучения технике оригами.
Задачи:
Обучающие :
дать детям первоначальный круг знаний, умений и навыков по технике оригами;
расширять кругозор детей, повышать интерес к культуре других стран;
знакомить детей с правилами оригами, с основными понятиями, свойствами бумаги, с базовыми формами «квадрат», «воздушный змей», «треугольник», «дверь».
Развивающие :
развивать творческую активность детей, фантазию, воображение;
способствовать развитию координации тонких движений пальцев;
развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственно-образное мышление, логику.
Воспитательные:
вызывать интерес к технике оригами;
учить бережному обращению с бумагой, аккуратности, точности исполнения;
воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.
Методы работы с детьми: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, показ образца выполнения последовательности работ.
Методика работы с детьми строится на следующих принципах: отбор содержания, доступного детям 3-4 лет, постепенное усложнение программного содержания, индивидуальный подход к детям.
Предполагаемые результаты: дети научатся различным приемам работы с бумагой, научатся следовать устным инструкциям, создавать поделки в технике оригами, научатся быть более аккуратными, самостоятельными при выполнении творческих заданий.
Предварительная работа
Проведение первичной диагностики и выработка стратегии обучения детей.
НОД «Путешествие в бумажную страну» (знакомство детей с различными видами бумаги и ее свойствами)
Дидактическая игра «Что это?» (выявить умения детей распознавать и называть геометрические фигуры).
Перспективный план работы с детьми
Месяц Тема Цель Материал
октябрь «Флажок» Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда. Два красных квадрата 15*15 см, две полоски картона шириной 1 см, клей
октябрь «Платочек» Учить складывать квадрат по диагонали. Бумажные квадраты 10*10 см, карандаши
ноябрь «Зонтик» Учить складывать круг пополам, совмещая края. Бумажные круги, карандаши
ноябрь «Книжка» Учить сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны Три прямоугольника, клей
декабрь «Домик с треугольной крышей» Учить складывать квадрат пополам по диагонали Квадраты 10*10 см, карандаши, клей
декабрь «Новогодние украшения» Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приемы складывания бумаги Разноцветные квадраты, нитки, клей, конфетти
январь «Елочка» Продолжать учить детей складывать квадрат по диагонали, составлять из треугольников елочку. Квадраты зеленого цвета 12*12 см, 10*10 см, 8*8 см
январь «Машина» Учить детей складывать круг пополам, совмещая края. Дополнять поделку деталями (колеса, окошки) Разноцветные большие круги, маленькие кружки и квадраты, клей
февраль «Блинчики» Закреплять умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать углы к центру квадрата. Квадраты 15*15 см
февраль «Подарок папе» Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок, выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость. Разноцветный картон, квадраты желтой, красной, синей бумаги (10*10 см, зеленая бумага, клей
март «Тюльпаны для мамы» Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата. Закреплять умение складывать квадрат по диагонали. Загибать углы навстречу друг другу. Квадраты 10*10 см разного цвета, равносторонние треугольники со стороной 20 см, клей, карандаши
март «Яблоко» Закреплять умение складывать круг пополам, совмещая края, составлять из двух частей целое. Круги зеленого и желтого цвета, клей
апрель «Рыбки» Продолжать учить складывать бумагу, используя различные базовые формы. Голубой картон, разноцветные квадраты, конфетти, клей
апрель «Воздушные шары» Закреплять умения равномерно загибать углы квадрата со всех сторон Цветные квадраты 6*6 см, клей
май «Котенок» Закрепить умение детей складывать квадрат по диагонали. Учить загибать углы в разных направлениях. Два серых квадрата 15*15 см, 10*10 см, клей, заготовки для глаз и носа
май «Цветы на клумбе» (коллективная работа) Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, загибая углы вверх в разные стороны. Квадраты разных цветов 10*10 см, клей, макет с изображением клумбы
Работа с родителями
Родительское собрание (сообщение о планах работы по теме).
Консультация «История возникновения бумаги и оригами».
Консультация «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с искусством оригами»
Консультация «Техника складывания оригами».
Подбор иллюстраций по истории оригами.
Тематическая выставка поделок детей
Отчет на итоговом родительском собрании о проделанной работе
Список используемой литературы
Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. - В. Н. Дегтева.
Все об оригами. Справочник. - С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина, СПб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005
Лучшие оригами для детей. - Агапова И. А., Давыдова М. А., М. : Изд. «Дом. 21 век», 2007 г.
Оригами в детском саду : пособие для воспитателей детского сада. - С. И. Мусиенко, Г. В. Бутылкина, изд. Линка-пресс, 2010 г.