Панченко Галина Алексеевна
План самообразования на 2017–2018 годы по теме «Нравственное воспитание дошкольников младшей группы в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16»
План по самообразованию
воспитатель – Панченко Галина Алексеевна
(Ф. И. О. педагога)
38 лет не имеет
(стаж работы) (кв. категория)
Тема: «Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».
(название темы)
2017 – 2018 гг.
(учебный год)
Вторая младшая группа
Публикация «План самообразования на 2017–2018 годы по теме „Нравственное воспитание дошкольников младшей группы в семье“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Семья. Планы
- Темочки
(возрастная группа)
с. Киевское Краснодарский край
Введение:
Моральные основы человеческой личности закладываются ещё в раннем детстве. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители больше озабочены карьерой и материальным достатком, чем нравственно духовным воспитанием детей дошкольного возраста. Конечно, подобная смена приоритетов во многом обусловлена реалиями современной жизни, которая за два последних десятилетия изменилась коренным образом, но это не оправдывает родителей, не уделяющих должного внимания развитию в детях высоких моральных качеств. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно. Основой правильного духовно нравственного воспитания детей дошкольного возраста является их высокая эмоциональная отзывчивость. Чувства и поступки маленьких детей отличаются искренностью, при этом малыши склонны к подражательству, то есть в тех или иных ситуациях дети поступают так, как, на их взгляд, повели бы себя взрослые, являющиеся для них авторитетом. В то же время способность предварительно анализировать последствия своих поступков и контролировать собственное поведение не относится к числу врождённых качеств и развивается у детей постепенно. Поэтому, чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить.
Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития. Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца. Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.
Цель:
Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне :
- расширить знания о нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
- обогатить развивающую среду группы по нравственному воспитанию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)
- образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Нравственное дошкольников воспитание в семье».)
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по нравственному воспитанию младших дошкольников через сюжетно ролевую и дидактическую игру в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме нравственного воспитания младших дошкольников.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень знаний по нравственному воспитанию детей. Они научились создавать дома условия для сюжетно – ролевых и дидактических игр, и правильно подбирать их.
Выход темы: - консультация для родителей;
- консультация для педагогов;
- картотека сюжетно – ролевых игр;
- картотека дидактических игр.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение атрибутов к сюжетно – ролевым играм.
- Дети:
- специальные занятия на тему «Моя семья»
- дидактические игры на формирование нравственных качеств детей;
- сюжетно – ролевые игры.
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу. Проанализировала исследования ученых по нравственному воспитанию младших дошкольников.
Я разработала подборку сюжетно – ролевых и дидактических игр:
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме
2 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических и сюжетно – ролевых игр на формирование нравственных качеств младших дошкольников.
3 этап – создание в группе развивающей среды и оформление картотеки.
Методическая работа
Формы работы Сроки Фома отчета
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой Сентябрь 2017г. Список использованной литературы
создание предметно-развивающей среды по нравственному воспитанию. В течение года. Наличие сюжетных и дидактических игр.
Проведение консультации для родителей на тему: «Нравственное воспитание младших дошкольников в семье». Январь 2018г. Конспект консультации
Подготовка анкеты к анкетированию родителей Март 2018г. Анкета
Работа с детьми
Формы работы Сроки Фома отчета
специальные занятия на тему «Моя семья» В течение года конспекты занятий
занятия, в которых используют дидактические игры. В течение года
Дидактические игры:
- «Моя семья»
- «Доскажи слово»
- «Расскажи о своей семье»;
- «Мой адрес»;
- «Я люблю…»;
- Пальчиковая игра «Моя семья». Декабрь 2017г картотека
Сюжетно – ролевая игра «Моя семья»
- «Дочки – матери» сюжет: «Мама моет дочку»;
- «Дочки – матери» сюжет: «Мама кормит дочку»;
- «У нас гости»
Январь -
Февраль картотека
Беседы с детьми на тему:
- «Я и мой папа»;
- «Как мама заботиться о нас»;
- «Самая дорогая и любимая мамочка»;
- «Моя любимая бабушка»;
- «Мой дедушка» Март 2018г. картотека
Анкетирование родителей Май 2018г.
Отчет по самообразованию
Работа с родителями
Формы работы Сроки Фома отчета
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. В течение года
Подготовить консультацию для родителей «Нравственное воспитание дошкольников в семье» Март 2018г. консультация
Анкетирование родителей Март 2018г. Анкета
Отчет по самообразованию за 2017-2018 учебный год по теме :
Именно использование сюжетно - ролевых и дидактических игр помогло мне повысить у детей уровень нравственного воспитания, сформировать знания детей о своей семье. Через сюжетно – ролевую игру «Моя семья», у детей стало формироваться первоначальное представлений о семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. Проявление уважение и забот ко всем членам семьи. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека. Через дидактические игры дети познакомились с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»; «мой адрес». Ребята стали уделять больше внимания дидактическим и сюжетно - ролевым играм, у них появилось желание играть в эти игры, и использовать их в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое нравственное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в нравственном воспитании играет сюжетно – ролевая и дидактическая игра.
Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования нравственности у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать сюжетно – ролевые и дидактические игру в свободной деятельности детей.
В перспективе на будущее, продолжить и рассмотреть следующие темы самообразования по нравственному воспитанию такие как : «Духовно –нравственное воспитание дошкольников»; «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Список используемой литература:
1. Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С. 3 -5.
2. Гладкова Ю. А. Взаимодействие с семьёй : вопросы планирования // Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 41.
3. Детский сад и родители. / Под ред. Е. И. Колоярцевой. – М. : «Прсвещение», 1969. – 169 с.
4. Дружинин В. Н. Психология семьи. – Изд. 3-е. – СПб. : «Питер», 2008. – 176 с.
5. Затулина Г. Я. // Конспект комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.
6. Кори Дж., Шнайдер-Кори М. Как стать хорошим психологом. – СПб. : «Прайм-Еврознак», 2007. – 475 с.
7. Мосалова Л. Л. // Я и мир: Конспект занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.- 80 с.
8. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – С. 104 – 110.
9. Маркова Т. А., Загик Л. В., Иванова В. М. Детский сад и семья. – М. : «Просвещение», 1981. – 176 с.
10. Методика воспитательной работы. / Под ред. В. А. Сластенин. – М. : «Академия», 2002. – 134 с.
11. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника : Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : «Просвещение», 1987. – 144 с.
12. Островская Л. Ф. Педагогические знания – родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения. – М. : «Просвещение», 1983. – 176 с.
13. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. С. Спиваковский. – СПб. : «Питер», 1997. – 342 с.
14. Рогалева Н. А. Психологический клуб для родителей «Семь Я» // Дошкольная педагогика. – 2007. - №7. – С. 49 – 53.
15. Свердлова О. Г. Углы семейного кольца: диалоги о воспитании. – М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 368 с.
16. Смирнова Е. О. Проблемы общения ребёнка и взрослого в работах Л. С. Выготского и М. И. Лисиной // Вопросы психологии. – 1996. - №6. – С. 47.
17. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. // Описание: Конспекты занятий по ознакомлению с художественной литературой детей второй младшей группы. Изд. : Вентана-Граф. - 2007