Полина Волкова
План самообразования «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет».
Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.
Задачи:
Публикация «План самообразования „Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
1. Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные).
2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;
3. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.
5. Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
Актуальность.
Одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, не зависимо от нации, социального статуса, психофизических и других особенностей». В связи с этим возникает потребность в применении разных технологий для подготовки детей к обучению грамоте.
В настоящее время проблема подготовки к овладению грамотой является особо актуальной. В последнее время число детей с отклонениями, в том числе и речевыми, растет. Небольшие отклонения родителей не беспокоят, пока дело не доходит до школьного обучения. В школе дети на первых порах уже испытывают затруднения и пишут с ошибками, и в результате – плохие оценки, утомляемость и невроз.
Вторая причина этой проблемы - требования школ. Одно из них – овладение ребенком звукобуквенными, звуко-слоговым и лексико–синтаксическим анализом до поступления в школу.
Принципы работы:
• От простого - к сложному.
• Доступность содержания программы.
• Систематичность и последовательность материала.
• Наглядность.
• Игровая форма.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
• Взаимосвязь с родителями и социальными партнерами.
• Взаимосвязь с логопедом.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду : развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.
Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.
Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т. е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.
Слово - как грамматическая единица - это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.
Тема моего самообразования – «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет», которую я обозначила для себя. Тема выбрана мной не случайно. Одной из самых важных целей дошкольного образования является подготовка ребят к школе. В разных аспектах учебно-воспитательного процесса эта работа начинается с младшего возраста, однако и в подготовительной группах детского сада приобретает характер непосредственной образовательной деятельности (НОД). Так, одной из форм подготовки дошколят являются занятия по обучению основам грамоты.
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».
- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
- различать гласные и согласные звуки;
- осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.
- по слоговые и слитные способы чтения
План работы на 2020 – 2021 уч. год
Срок Содержание работы Практический выход
Сентябрь 1. Подбор методической литературы и конспектов НОД для совместной деятельности с детьми. Изучение.
2. Значение дидактических игр по обучению грамоте 1. Список литературы
2. Изготовление картотеки дидактических игр по обучению детей грамоте.
Октябрь Роль наглядного материала с картинками на разные звуки в обучении детей грамоте.
1. Изготовление наглядного материала с картинками на разные звуки. Применение его в работе с детьми.
2. Рекомендации для родителей «С чего начинать обучение чтению» (Папка-передвижка).
3 .Изготовление дидактического материала «Звуковые домики»,
«Найди место звука в слове», «Схемы слов».
Ноябрь Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи.
1. Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой.
2. Подбор материала по формированию графических умений.
3. Изготовление индивидуального материала на каждого ребенка «Касса букв».
4. пополнить картотеку пальчиковых игр.
Декабрь Приемы обучению письму, с применением обводок и штриховок. 1. Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» (Папка – передвижка).
2. Пополнение коллекции обводок и штриховок.
Январь Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
1. Рекомендации для родителей «Игры с буквами для дошколят» (Папка – передвижка)
2. Изготовление дидактических игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово»
Февраль Особенности развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста, средствами устного народного творчества. 1. Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками
2 .Обновление обводок, штриховок.
Март Специфика использования звукового анализа при разных методах обучения чтению детей дошкольного возраста
1. Изготовление дидактических игр
2. Обновление наглядного материала на звуки
Апрель 1. Состояние готовности детей к обучению письму и чтению : концепции развития и результаты исследования.
2. Подбор материала для проведения итогового мероприятия:
1. Рекомендации для родителей «Страна букв» (Папка – передвижка).
2. Досуг «В стране звуков»
Май 1. Анализ работы.
2. Мониторинг. Итоговое мероприятие – досуг.
Литература:
1. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ –Сфера»2014г
2. Гаврина С. Е. Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.
3. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
4. Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.
5. Значение дидактических игр по обучению грамоте. Интернет ресурсы https://sarpedob.ru/sites/default/files/nashi_avtori/032015/didakticheskie_igry_po_obucheniyu_gramote.pdf.
6. Роль наглядного материала с картинками на разные звуки в обучении детей грамоте. Интернет ресурсы: https://konkurs-dlya-pedagogov.info/ispolzovanie-zanimatelnogo-naglyadn/
7. Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи. Интернет ресурсы: https://doshkolnik.ru/motorika/23112-palchikovaya-gimnastika-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-dlya-deteiy-doshkolnogo-vozrasta.html
8. Приемы обучению письму, с применением обводок и штриховок. Интернет ресурсы: https://io.nios.ru/articles2/90/2/odin-iz-priyomov-obucheniya-pismu-v-period-obucheniya-gramote
9. Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников. Интернет ресурсы: https://dohcolonoc.ru/cons/2579-metodicheskaya-razrabotka-tema-igra-kak-sredstvo-obucheniya-gramote-starshikh-doshkolnikov.html
10. Особенности развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста, средствами устного народного творчества. Интернет – ресурсы: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-leksicheskoy-storony-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-ustnogo-narodnogo-tvorchestva
11. Специфика использования звукового анализа при разных методах обучения чтению детей дошкольного возраста. Интернет – ресурсы: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/607277/
12. Состояние готовности детей к обучению письму и чтению : концепции развития и результаты исследования. Интернет – ресурсы: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-gotovnosti-detey-k-obucheniyu-pismu-i-chteniyu-kontseptsii-i-rezultaty-issledovaniya