Приложение МААМ

План самообразования «Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Анастасия Баранец
План самообразования «Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

___Баранец Анастасия Алексеевна___

___5___

(стаж работы)

Тема: «_Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста_»

2024-2025 г.

с. Кировское

Тема «Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность темы Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» - так считал Антуан Сент-Экзюпери. Об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни.

Темочки:

Свою работу строю по принципу «играя - обучай и развивай». Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации своей коррекционной работы стремлюсь к тому, чтобы каждое занятие с детьми носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. В связи с этим считаю, что моя работа по развитию речи будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы способствующие развитию мотивации, как нетрадиционные, так и инновационные.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесна связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.

Детский сад- это первая ступень образования, и на нас педагогов ложится огромная задача: заложить основу, базис личностной культуры.

Тема моего самообразования – «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО», которую я обозначила для себя. Тема выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать связную речь детей.

Цель Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по теме «Дидактическая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Задачи • Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;

• Формировать грамматический, лексический строй речи;

• Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

• Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

• Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;

• Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;

• Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;

• Развивать мелкую моторику рук.

Этапы работы 1 этап. Организационно-диагностический

2 этап. Теоретический

Цель:

- изучение особенностей развития детей среднего дошкольного возраста;

- изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте;

- формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, стихов, потешек и т. д.)

3 этап. Обобщающий

Цель: формирование и развитие фонематического восприятия, а также развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Ожидаемый результат Воспитанники должны:

Самостоятельно объяснять правила игры

Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине

Пересказывать небольшие литературные произведения

Отгадывать загадки

Подбирать к существительному прилагательное

Подбирать слова-антонимы

Совершенствование плана работы с детьми младшей группе на учебный год.

Повышение уровня связной речи детей (монологической и диалогической) .

Развитие у детей познавательно-речевой активности.

Формирование у детей навыка использования в речи сложных речевых конструкций.

Взаимодействие родителей и педагогов в развитии культуры речи ребёнка.

Повышение уровня самообразования по данной проблеме.

Систематичность работы над планом самообразования обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.

Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Формы работы

С детьми С педагогами Самообразование С родителями

2 этап. Теоретический

Январь

Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

Дидактические игры:

• «Картинки половинки»

Консультация: «Развитие фонематического слуха дошкольников» • Создание картотеки игр на правильное произношение

• Оформление карточек с предлогами в картинках

Консультация для родителей

«Игры для развития речевого дыхания»

Февраль

Дидактические игры:

• «Расскажи сказку»

Чтение сказки «Три поросенка» Консультация:

«Дидактическая игра как

средство речевого

развития дошкольников» • Создание картотеки игр на развитие речевого дыхания

• Создание картотеки игр для развития речи детей 5-6 лет Консультация для родителей: «Игры и упражнения на развитие логического мышления и связной речи»

Март

Дидактические игры:

• «Составь рассказ по схеме»

Выставка «Игры для развития речи своими руками» Создание картотеки по развитию связной речи Консультация для родителей : «Игры с мячом для развития речи детей»

Апрель

Дидактические игры:

• «Кто в домике живет»

• «Первый и последний звук»

Консультация : «Речь как средство общения» Составление картотеки мнемосхем стихов и сказок Консультация «Как развивать речь ребенка»

Май

Дидактические игры:

• «Цепочка слов»

• «Подбери слово к цепочке»

Консультация: «Фонематический слух – основа правильной речи» Составление картотеки логопедические стихи Родительское собрание «Во

что играют наши дети?»

1 этап. Организационно-диагностический

Сентябрь

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» Консультации со старшим воспитателем по теме «Использование дидактических игр на занятиях по речевому развитию детей дошкольного возраста» Изучение и обобщение психолого- педагогической и методической литературы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Анкетирование «Речевое развитие ребенка»

Октябрь

Беседа: «Надо ли учиться говорить»

Дидактические игры:

• «Найди нень»

Консультация: «Развиваем речь детей» • Составление картотеки потешек Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»

2 этап. Обобщающий

Ноябрь

Чтение стихотворения Бунина И. «Листопад»

Дидактические игры:

• «Готовим обед» Консультация: «Развиваем речь с помощью сказок» • Создание картотеки дидактических игр

• Разработка конспекта НОД с использованием дидактических игр Консультация для родителей: «Развиваем речь вместе»

Декабрь

Заучивание русской народной песни «Тень тень потетень»

Дидактические игры:

• «Мой,моя,мое,мои»

Изучение опыта педагогов ДОУ.

Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми. • Создание картотеки «Артикуляционная гимнастика»

• Создание картотеки «Дыхательная гимнастика»

Консультация для родителей

«Задержка речевого развития».

Январь

Дидактические игры:

«Дополни предложение»

«Доскажи словечко»

Консультация: «Развиваем речь детей» • Составление картотеки потешек Изготовление папки-передвижки «Как наше слово отзовется»

Февраль

Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи».

«Найди картинке место»

«Отгадай-ка»

Консультация: «Развиваем речь детей» Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Практикум «Речь и весёлый мяч»

Март

Дидактические игры:

«Найди картинке место»

«Отгадай-ка» Консультация: «Развиваем речь детей» Изучение методики О. С. Ушаковой Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 5-6 лет»

Апрель

Дидактические игры :

«Когда можно и нужно звонить?»

«Ведение диалога по телефону»

Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи». Подготовка материала к публикации в печатных изданиях. Конкурс с родителями «Любимые дидактические игры своими руками»

Май

Дидактические игры по методике ТРИЗ.

«Маша-растеряша»

«Черное-белое» Консультация: «Развиваем речь детей» Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Отчёт о проделанной работе образовательной области «Коммуникация». Открытый показ НОД «Пришла весна!»

Список используемой литературы

1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

2. Журнал «Дошкольное воспитание».

3. Журнал «Ребенок в детском саду».

4. Журнал «Воспитатель ДОУ»

5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007

6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994

7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007

8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998

Список используемой литературы

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155

2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании»

3. Бодраченко И. А. Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.

4. Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.

5. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.

6. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г

7. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.

8. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2010г.

9. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.

10. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013г Периодические издания

11. Ушакова О. С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.

12. Ушакова О. С. «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г

13. О. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 февраля 2025 в 20:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План самообразования «Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Баранец (УИ 2023133) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД