Ленара Исхакова
План самообразования «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования
Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
2021 – 2022 учебный год
Подготовила: Исхакова Л. Т.
г. Оренбург 2021
План самообразования по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» на 2021–2022 учебный год
Цель:
Публикация «План самообразования „Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством экспериментирования“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Расширить представления детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность.
Актуальность:
Познавательная активность, сформированная в период дошкольного
детства, является важной движущей силой познавательного развития
ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации
ребенка в обществе.
Познавательная активность при правильной педагогической
организации деятельности воспитанников и систематической и
целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать
устойчивой чертой личности дошкольника, которая оказывает сильное
влияние на его развитие. Детское экспериментирование заслуживает особого внимания среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников. Использование поисковой деятельности детей (особенно самостоятельной) характеризуется эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации.
Таким образом, актуальность опыта обусловлена:
- выбором экспериментальной деятельности как эффективным
средством формирования познавательной активности ребенка;
- важностью проблемы формирования познавательной активности
дошкольника для успешного обучения в школе;
- необходимостью реализации ФГОС;
- противоречием между недооцениванием и недостаточным использованием потенциала детского экспериментирования в развитии познавательной активности и необходимостью создания модели развития познавательной активности через экспериментирование.
Таким образом, идея опыта заключается в планомерном использовании
экспериментирования для развития познавательной активности
дошкольников.
Задачи:
- изучить методическую литературу по проблеме развития
познавательной активности дошкольников через экспериментирование;
- проанализировать результаты диагностики уровня познавательной
активности, выявить причины низкого уровня развития познавательного
интереса дошкольников;
- усовершенствовать перспективное планирование экспериментальной
деятельности, предметно-развивающую среду группы;
- провести итоговую диагностику на определение результативности
развития познавательной активности у дошкольников через
экспериментирование.
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
План работы
1 этап: Информационно-аналитический
1. Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования
2. Составление перспективного плана работы
Срок: сентябрь-октябрь.
2 этап: Внедрение в практику
Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования.
Срок: сентябрь-май.
3 этап: Работа с родителями.
Наглядная агитация, анкетирование, консультации.
Срок: октябрь - апрель.
4 этап: представление опыта работы по теме
1. Обобщение опыта.
2. Оформление отчета
Срок: май.
Перспективный план работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования
Сентябрь
Подбор и изучение методической литературы.
Составление перспективного плана работы.
Создание «Копилки опытов и экспериментов».
Привлечение родителей к пополнению Центра «Познание и экспериментирование
Анкета для родителей «Детское экспериментирование в семье»
Октябрь
Неделя Занятия Цели Экскурсии, другие мероприятия
1 неделя «Рассматривание песка через лупу» Определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. Беседа «Как песок может стать опасным»
Консультация для родителей «Наблюдение с детьми за природой осенью»
2 неделя «СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА» Продолжать знакомить со свойствами песка, развивать смекалку, наблюдательность. Наблюдение на прогулке «песок сухой – влажный».
Постройки из песка на прогулке - на участке
3 неделя «Кинетический песок» Развитие воображения, мелкой моторики, «Лепим из кинетического песка»
4 неделя «СОРЕВНОВАНИЕ» Продолжать знакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность. Наблюдение в течение недели за ростом комнатного растения в рыхлой и уплотненной почвах
Ноябрь
Неделя Занятия Цели Экскурсии, другие мероприятия
1неделя Фильтрование воды Познакомиться с процессами очистки воды разными способами. Изготовление дид. игры «Где живет вода?
Просмотр альбома «Свойства воды»
Консультация для родителей «Берегите воду»
2 неделя Звуки в воде. Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела). Беседа «Вода вокруг нас» с просмотром презентации
3 неделя «Когда льется, когда капает» Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла. Просмотр м. ф. «Берегите воду»
4 неделя «КАК ЛЁД ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ?» Показать детям, что в тепле лёд тает и превращается в воду Просмотр м. ф. «Лед» Смешарики
Декабрь
1 неделя «Соль и ее свойства» Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах Опыт «Растворение соли»
Просмотр альбома «Свойства соли»
2 неделя «Выращиваем чудо кристаллы» Вырастить кристалл из обыкновенной соли. Наблюдение за «ростом» кристалла
Консультация для родителей. Чудо – кристаллы (опыты с солью и сахаром)
3 неделя • Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества. Виртуальная экскурсия «Где и как добывают соль»
4 неделя Соль бывает разная Воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная)
Январь
2 неделя «Испытание магнита» Познакомить детей с действием магнита. Просмотр м. ф. «Фиксики»Магнит»
3 неделя Магнит - проводник Выявить действия магнитных сил Чтение сказки «Мечты одного магнита»
Консультация для родителей "Чудесные магниты"
4 неделя «Магнитный театр» Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра. Изготовление магнитного театра «Дюймовочка»
Февраль
1 неделя Воздух и его свойства Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха Опыты «Обнаружение воздуха», «Воздух неведимка»
Консультация для родителей
Роль свежего воздуха в жизни вашего ребенка»
2 неделя «Цветные льдинки» Показать, что вода прозрачная, бесцветная, может быть разноцветной, если в нее добавить краски. Украшения участка на прогулке цветными льдинками
3 неделя «Агрегатные состояния воды» Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар. Просмотр видео «Агрегатные состояния воды»
4 неделя Что такое упругость? Формировать знания у детей о неживой природе, понятие упругость. Просмотр видео урока «Деформация и упругость»
Март
1 неделя Бумага и ее свойства Исследовать свойства бумаги. Презентация «Что такое бумага?»
Акция «Сбор макулатуры»
2 неделя «Сравнение
бумаги» Сравнить разные виды бумаги Изготовление открыток к 8 Марта
3 неделя Что делают из бумаги? Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста бережное отношение к бумаге; Изготовление книжек малышек
4 неделя День добрых дел «Книжкина больница» Закреплять умения в уже знакомых видах деятельности : перебирать книги и находить книги, требующие ремонта; формировать умение правильного обращения с книгой. Рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.
5 неделя Конструирование «Лодочка» Закреплять свойства бумаги, учить складывать бумагу в разных направлениях, делать лодочку. Просмотр м. ф. Фиксики «Бумага»
Апрель
1 неделя «Огород на окне» Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода Привлечь родителей в помощи при оформлении огорода на окне.
Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород»
2 неделя «Рост растения в разных условиях» Выявить какой, из образцов будет развиваться лучше. Дид. игры «Найди растение по описанию»,
«Опиши, я отгадаю»
3 неделя Цвет растения (окрашивание растений в цветной воде) В ходе опыта дети увидят как растения пьют воду. Беседа «Для чего нужна вода?»
4 неделя Итоговая
викторина по пройденным темам Провести итоговую диагностику на определение результативности
развития познавательной активности у дошкольников через
экспериментирование.
Мониторинг
Май
Отчет, выступление на педсовете
Заключение:
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность». писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Список используемой литературы:
1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. ;
2. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г. ;
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.; Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004;
4. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2; Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.; Экспериментальная деятельность детей 4-7 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н.
5. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.);
6. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детствопресс», 2007г.
7. «Опытно-экспериментальная деятельность» В. В. Москаленко.
8. Журнал «Дошкольное воспитание» №1 /2009г.
9. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 /2008г.
10. Журнал «Дошкольное воспитание» №5 /2010г.
11. Интернет ресурсы: www.nsportal.ru www.maam.ru www.pedkopilka/ru
Анкета для родителей
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»
Уважаемые родители!
Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.
1. Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)
2. Как Вы на них реагируете?
а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;
б) отвечаю первое, что приходит в голову;
в) говорю, что у меня нет времени.
3. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;
б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных
передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).
в) редко проявляет исследовательскую активность.
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
Конструктор и строительные материалы
Природные материалы (камни, листья, песок, вода)
Химические материалы (моющие средства, мыло, шампуни, сода)
Канцелярские принадлежности (клей, ручки, карандаши, бумага)
5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?
___
6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное
подчеркнуть) :
а) сотрудничаю, т. е. включаюсь в деятельность;
б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;
в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.
7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?
___
9. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского
экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)
10. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание
экспериментировать? Почему?
___
Благодарим Вас за сотрудничество!