Людмила Хасанова
План родительского собрания «Играем в кругу семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание на тему :
«Играем в кругу семьи»
Старшая группа «Аленький цветочек»
Подготовила: воспитатель Хасанова Л. Н.
Девиз собрания
Игра- путь детей к познанию мира
Анкета для детей
Моя любимая игра – это….
Дома я люблю играть ….
С папой мы играем …
С мамой мы играем в ….
Анкета для родителей
Публикация «План родительского собрания „Играем в кругу семьи“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Планирование. Планы работ
- Родительские собрания в детском саду
- Семья. Планы
- Темочки
Любимая игра моего ребенка – это….
Дома он любит играть ….
С папой он играет в ….
С мамой он играет в ….
С дедушкой или бабушкой он ….
Вопросы для круглого стола
- Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?
- Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы?
- Что делать, если ребенок отказывается играть с вами, а хочет играть в компьютере?
-Что делать, если старшие дети не хотят играть с младшими?
- Можно ли играть с детьми в лото на деньги?
-Что делать, если ребенок вообще отказывается играть?
- Что делать, если ребенок предлагает поиграть в подвижные игры, а родители не хотят?
-Какие игры вы можете предложить, находясь с ребенком на природе?
-Что делать, если ваш ребенок любит играть в игры, несущие агрессию?
Выступление воспитателей
1-й Воспитатель: Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие игры вредны? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? Почему об этом мы предлагаем вам поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра — жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в какие играют дети, стали невеселые, агрессивные. Поэтому наша задача, осторожно направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать терпимость к другим точкам зрения. Научит детей играть- значит научить жить. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения другому. Совсем исчезли групповые игры — воздух детской жизни старших поколений. Где они - салки, казаки- разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские шалости, радости. Все они вместе со считалками, песенками, закличками- величайшее богатство нашей культуры, сохранялись и передавались из уст в уста.
- Кто из вас обучал, обучает, играет с детьми в игры, которые помнит с детства? Расскажите.
(Родители делятся опытом).
Давайте посмотрим, что говорят ваши дети (видеоматериал)
Результаты анкетирования детей и родителей
Игра — дело серьезное. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.» Эта мысль принадлежит А. Макаренко, замечательному педагогу, который подчеркивал огромное значение детской игры.
Обратите внимание на мольберт, на котором помещен девиз нашего собрания. Вы видите следующие слова : «интерес», «удовольствие», «развитие». Это ключевые понятия игровой деятельности. Ни в какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры.
Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку?
(Высказывания родителей).
Я с вами согласна. Игра- путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры — важное средство самовоспитания.
Для детей игра — это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Ребята преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способность и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами.
Игра — это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и 2 минут, но если это игра «Море волнуется.», ребенок, даже самый непоседливый, простоит неподвижно и 5 мин.
Игра — школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое «плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать, и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручку, честности, смирению. Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится, и наоборот, - для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.
Надо помнить, что игра - ведущая деятельность в детском возрасте. Деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это и метод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии.
В одном эксперименте (игра «Железная дорога») ученые сделали вывод - наблюдения. В первом варианте игры дети были объединены вместе единой целью — пройти «железную дорогу», не нарушая правил, ведь пострадает «машинист» команды. «Железная дорога» словно объединяет детей, создавая для них общее поле взаимодействия, переживаний, общий эмоциональный настрой. При этом дети сдвигаются поближе, у некоторых появляется непроизвольное движение поддержать, помочь неумелому. Они сопереживают удачам и неудачам каждого, предостерегают («Смотри, здесь бугор!», успокаивают («Не бойся, мы с тобой!»)
А во втором варианте игры, цель осталась прежняя, но задания выполнял каждый единолично, не зависимо от других детей. Совсем другой результат! Сочувствия как не бывало! Дети хотя и делают вместе общую работу, но не связаны между собой. Вырастает взаимное равнодушие.
И еще одно наблюдение: чем выше у ребенка интеллектуальные умения, тем ниже его способность к сорадованию. Это значит, сорадуются добрые, но глупенькие дети, причем доброта убывает по мере «прибавления ума», а мы так хотим, чтобы наши дети были умными и, конечно, не за счет доброты и сердечности. А вот общая возрастная картина такова : от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту отзывчивость детей к чужой беде другого возрастает, а способность радоваться за другого резко падает. К 10 годам о сорадовании уже, увы, говорить не приходится! Куда оно исчезает? Скорее всего, это итог изъянов воспитания. Этому и нужно учить. Как? Через игру!
Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей (игры на умственную компетентность, другие — ловкость, силу (подвижные игры, игры-эстафеты, третьи — конструкторские навыки (конструктивные игры) и т. д. Сегодня вы познакомитесь с играми развивающего характера, воздействующими непосредственно на психологические качества личности ребенка, в которые вы сможете поиграть со своим ребенком дома. Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие правила.
(Ведущий обращает внимание родителей на Памятку с советами по проведению игр (приложение Г).)
Творческая игра так захватывает ребенка, он испытывает наслаждение от появления новой фантазии. Ребенок играет не только тогда, когда он с игрушками, а всегда, каждую минуту своей жизни, и в самую неподходящую минуту. Мы торопимся в детский сад, а он плетется еле- еле и что-то бормочет: он играет в разбойников. Будем очень осторожны, видя маленького, захваченного игрой. Ни одна мама не разбудит ребенка толчком, но еще опаснее неосторожным движением будить ребенка, погрузившегося в игру, как в сон. Когда маленький играет на полу, а вы проходите мимо, то вся забота — не встретиться с ним взглядом, потому что взгляд — вмешательство, и взгляд может превратить коня в палку, и не так-то легко совершить потом обратное превращение палки в коня.
Заканчиваете игру ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья. Помните, что состязательность в игре — это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.
2-й Воспитатель: А сейчас мы проведем с вами небольшое занятие и поучимся некоторым играм, в которые вы можете поиграть в семейном кругу со своим ребенком
Практикум с родителями «Играем в кругу семьи»
Воспитатель: Давайте еще поиграем. У меня в руках красочный конверт. Это «Конверт дружеских вопросов»
Родителям предлагается красочный конверт, в котором находятся карточки с вопросами. По желанию родители берут карточку из конверта, читают вопрос и отвечают на него.
Примерные вопросы на карточках:
- Можно ли играть с детьми в карты?
- Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?
- Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы?
- Что делать, если ребенок отказывается играть с вами, а хочет играть в компьютере?
-Что делать, если старшие дети не хотят играть с младшими?
- Можно ли играть с детьми в лото на деньги?
-Что делать, если ребенок вообще отказывается играть?
- Что делать, если ребенок предлагает поиграть в подвижные игры, а родители не хотят?
-Какие игры вы можете предложить, находясь с ребенком на природе?
-Что делать, если ваш ребенок любит играть в игры, несущие агрессию?
Воспитатель: О том, как играют в семье, вы сейчас увидите в презентации семейных игр (презентация нескольких семейных игр с комментарием родителей)
Но некоторые игрушки несут в себе негатив. Мы, родители, даже и не подозреваем о том, какую информацию они несут, и какое нравственное качество воспитывают у ребенка.
Это миниатюрные наручники и резиновая дубинка. Вы думаете, что ориентируете ребенка на профессию полицейского? Вы скажете, а как же мы играли игрушечными саблями и мечами? Когда-то сынишка, получив в подарок игрушечный меч, тотчас направился в темную комнату и через несколько минут вышел из нее счастливо улыбаясь : «Он убежал, Бармалей!» Игрушечный меч оказался грозным орудием против страха темноты.
Барби, Синди — куклы ваших дочек. Кто они для них? Подружки? Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, успокаивающей дитя, а скорее всего горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом. Чем подменяется образ материнства? Вспомните, как были нам дороги малюсенькие куколки, которых мы одевали, баюкали. Мы знали и пели колыбельные песни, а ваши дочки? (высказывания родителей)
А электронные игры? Это ведь вред здоровью наших детей (близорукость, косоглазие, нервные тики) Нельзя не затронуть так же проблему негативного воздействия телевизора, видео, компьютера на психику ребенка. Психологи утверждают, что во время игры ребенок часто переживает чувство страха и нервного напряжения, увеличивается количество адреналина в крови и учащается сердцебиение. Компьютер отчасти способен заменить личную жизнь. Где же общение с семьей, со взрослыми, игры со сверстниками?
.
Работа родителей в микрогруппах.
Родителям раздаются листы с описанием игр. Они знакомятся с их содержанием и проигрывают их. Родителям раздаются реквизиты для игр. Проводится практическое занятие «Играем в кругу семьи».
Выбрать нужную вам игру поможет выставка книг «Играем с детьми вместе».
(Обзор выставки книг).
Подведение итогов родительского собрания
В конце встречи мамам и папам вручается памятка с советами по проведению игр, которая рассматривается в качестве решения родительского собрания.
Воспитатель: И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого Владимира Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей — не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.
Игры в кругу семьи (обыгрывание)
Игры с детьми в кругу семьи.
Игры на внимание
«Выполни в темноте»
Условие игры : играющий в течении 1-3 мин. Должен посмотреть на содержимое стола и запомнить порядок расположения предметов. Затем играющему завязывают глаза. По просьбе ведущего он берет те предметы, которые называют ему. Можно считать очки за правильно выполненное задание.
«Построй в темноте»
Приготовьте для игры 10-12 кубиков или оклеенных спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами и одной рукой соорудить столбик с основанием в 1 кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты.
Построивший столбик получает столько очков, сколько в нем было кубиков до того, как он развалился. Кто желает поиграть?
«Нарисуй в темноте»
Играющие с закрытыми глазами должны нарисовать в определённой последовательности домик с двумя окнами, дверью, изгородью, двумя деревьями по обеим сторонам домика и т. д. Задания могут быть разнообразными.
«Не звени тарелками»
Представим себе, что в соседней комнате кто-то спит. Его будить нельзя. А нужно положить одну на другую 3-4 тарелки. Шум производить нельзя. Выигрывает тот, кто произвел меньше шуму.
«Испорченный телефон»
Это игра нашего детства. Играющие делятся на две команды. Ведущий вручает первому игроку каждой команды сложенный лист с написанной скороговоркой. По сигналу первые игроки прочитывают скороговорку и шёпотом передают стоящему, тот — своему соседу и так до конца. Команда, которая передала скороговорку быстрее и правильнее, выигрывает.
Игры на раскрытие личностных возможностей ребёнка
«Из какой песни?»
Игра строится по принципу телевизионной игры «Угадай мелодию». Здесь также можно присуждать очки за правильно угаданную песню.
«Пять спичек- десятью пальцами»
Играющие берут по пять спичек, очищенных от серы. Их нужно поднять со стола одну за другой, уперев концы в пальцы обеих рук: первую спичку — двумя большими пальцами, вторую — указательными, третью, четвертую и пятую — средними, безымянными и мизинцами, не роняя ни одной спички. Кто первый, тот и победил.
Нарисуй картинку палочками
Взять спичечный коробок и предложить ребенку из спичек выложить картинку. В ней разместить дерево, дом, качели, солнышко и т. д.
Игра со спичками
1. В фигуре, состоящей из пяти квадратов, убрать 4 палочки, чтобы остался прямоугольник.
2. В фигуре, состоящей из шести квадратов, убрать две палочки, чтобы осталось 4 равных квадрата.
3. Составить домик из шести палочек, а затем переложить две палочки так, чтобы получился флажок.
4. В фигуре, состоящей из 4 -х квадратов, убрать две палочки, чтобы осталось два неравных квадрата.
5. В фигуре, состоящей из 5-и квадратов, убрать три палочки, чтобы осталось три таких же квадрата.
6. Построить домик из 11 палочек. Переложить одну палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.
7. Выложить из 15 палочек фигуру оленя. Нужно переложить две палочки так, чтобы олень повернул голову назад.
Занимательные вопросы
1. На столе лежало четыре яблока. Одно яблоко разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе?
2. Кто в твоей семье самый :
-старший
-низкий
-младший
-кто старше тебя
-кто выше тебя
-кто ниже мамы
- кто выше: папа или мама
3. На столе лежало три карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (переложить один из тех, что короче).
4. Горело семь свечей. Две свечи погасили. Сколько свечей осталось? (семь)
Логические концовки
1. Если стол выше стула, то стул. (ниже стола)
2. Если два больше одного, то один …. (меньше двух)
3. Если сестра старше брата, то брат … (младше сестры)
4. Если правая рука справа, то левая рука. (слева)
Памятка для родителей
с советами по проведению игр в семье
Правило первое : игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.
Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры- введение труда новых, развивающих и обучающих элементов- должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность- основа игры.
Правило четвертое : не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное — это счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь, открытиям и победам — разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.
Правило пятое : поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело приносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра — дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя ни тешилось».