Любовь Мухаметзянова
План работы с молодыми специалистами
▼ Скачать + Заказать документы
План работы с молодыми специалистами
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте. Никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов».
С. А. Макаренко.
Молодые специалисты, приходя работать в дошкольные учреждения, сталкиваются с рядом проблем и часто испытывают трудности вхождения в трудовую деятельность и педагогический коллектив.
Публикация «План работы с молодыми специалистами» размещена в разделах
Поэтому в нашем педагогическом коллективе работа с молодыми педагогами построена в форме наставничества, что позволяет молодому специалисту быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную
коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.
Очень важно с самого первого дня трудовой деятельности грамотно выстроить работу с молодым специалистом. Это является одним из успешных факторов быстрого и качественного вхождения педагога в профессиональную среду. Большое значение в этот период имеет морально-психологический климат, атмосфера взаимопонимания, нравственная основа коллектива.
В нашем ДОУ разработана программа наставничества над молодыми педагогами.
Цель программы: создание благоприятных условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению порога адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога. Развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.
Задачи программы:
- оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности; повышение качества и эффективности образовательного процесса в ДОО и
стимулирование роста уровня профессионально-педагогической компетентности начинающих педагогов.
- изучение нормативно-правовой документации;
- помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг табель посещаемости детьми группы детского сада, сведения о детях, и т. д.);
- применение форм и методов в работе с детьми средней группы;
- организация НОД, помощь в постановке целей и задач;
- владении современными подходами и педагогическими технологиями;
- использование здоровьесберегающих технологий во время НОД и других режимных моментах;
- механизм использования дидактического и наглядного материала;
- углубленное изучение инновационных технологий;
- общие вопросы организации работы с родителями. (планирование по работе с родителями, проведение родительского собрания и пр.)
планирование работы с молодым педагогом.
Ожидаемые результаты:- умение планировать и анализировать работу воспитателя по НОД :календарно-тематическое планирование,
перспективное планирование, циклограмма деятельности воспитателя, годовой план работы, план-сетка на неделю, план работы на месяц;
-навыки разработки примерной рабочей программы воспитателя;
-навыки консультирования родителей и коллег-педагогов;
-навыки диагностической деятельности;
- умения применять психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с ребенком;
- умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы с ребенком;
- умение анализировать индивидуальные качества ребенка, под руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребенка;
- прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе;
- умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;
- умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком.
Формы работы : индивидуальное консультирование; изучение нормативной базы, наблюдение педагогического процесса у опытных педагогов, взаимопосещение, консультации, открытые мероприятия, круглые столы, семинары-практикумы, беседы, участие в конкурсах (молодого педагога и детей, самообразование, самообучение в информационном пространстве интернет, тренинги, выставки (работ детей молодого педагога).
Этапы реализации программы
I. Подготовительный
II. Реализационный.
III. Итоговый.
I. Подготовительный этап реализации программы включает в себя:
Закрепление молодых специалистов за воспитателями- стаж рами.
Подбор методической литературы для изучения молодыми специалистами.
Составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений и предложений всех исполнителей.
II. Реализационный
Планирование на 2020-2021 уч. гг.
№
Содержание работы Форма проведения Сроки
1 Помощь в изучении федерального закона «Об образовании», ФГОС, санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов для ДОУ
Оформление документации группы. Мониторинг детского развития. Знакомство с нормативно-правовой базой учреждения. Изучение документации:
• ФГОС
• изучение целей и задач годового плана;
• структура перспективно-календарного планирования;
• структура комплексно-тематического планирования.
• Изучение всех видов планирования (перспективного, ежедневного, календарного, подбор педагогической литературы) Консультации и ответы на интересующие вопросы.
Подбор диагностического материала. Сентябрь
2 Оказание помощи в организации качественной работы с документацией : изучение программы учреждения,
• участие молодого педагога в составлении: перспективного и календарного планов на учебный год,
• плана по самообразованию на учебный год,
• рабочая программа кружка на учебный год.
• Обсуждение возможных тем родительского собрания на начало учебного года.
• Проведение родительского собрания
• .Подготовка детских работ к участию в конкурсах.
• Консультация о правилах оформления родительских уголков, папок передвижек, наличие материала, формах их оформления
• Просмотр НОД у наставника. Консультация, оказание помощи. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение собрания.
Обсуждение Октябрь
3 • Изучение методики проведения ООД, совместная разработка конспектов ООД.
• Консультация «Эффективное использование дидактического материала в работе».
• Повышение своего профессионального мастерства, посещение открытых городских мероприятий: методические объединения воспитателей (онлайн).
• Проведение тренинга «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ»
• Разработка конспекта по НОД для конкурса.
• Помощь в ведении портфолио. Посещение молодым специалистом ООД и режимных моментов у наставника. Ноябрь
4 • Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом.
• Подготовка к новогодним мероприятиям.
• Просмотр новогоднего утренника (другие группы) и участие в новогоднем утреннике на своей группе. Посещения ООД и режимных моментов молодого педагога. Обсуждение. Составление плана предварительной работы с детьми Декабрь
5 • Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми.
• Выявление профессиональных затруднений (Совместное определение путей их устранения)
Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее». Январь
6 • Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности.
• Использование современных технологий в воспитательном процессе.
• Использование в работе ИКТ. Использование в работе проектов. Проект «День защитника Отечества», «Моя мама». Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника.
Консультация и ответы на интересующие вопросы Консультация, использование презентаций в работе с детьми и родителями. Февраль
7 • Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, участие молодого педагога в подготовке материала для родителей. (разработка консультаций, папок –передвижек, памяток, рекомендаций для родителей по теме самообразования.)
• Участие в утреннике (выполнение роли персонажа)
• Просмотр открытых мероприятий у молодого специалиста. Консультация наставника, участие молодого педагога в разработке материалов для родителей. Март
8 • Консультация «Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей» (наставник).
•. Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом
• Выступление на педагогическом совете Консультация «Проектная деятельность с детьми»
• Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста (совместной игровой деятельности). Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. Апрель
9 • Знакомство с мониторингом, изучение методик проведение и обследования воспитанников.
• Подготовка к проведению итогового педагогического обследования индивидуального развития детей (Контроль)
• Анализ выполнения рабочей учебной программы.
• Подготовка к летне-оздоровительному периоду. Разработка плана на лето) Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ молодого специалиста.
Май
III. Итоговый.
Подведение итогов работы по реализации проекта по наставничеству.
Планирование на 2021-2022 уч. гг.
№
Содержание работы Форма проведения Сроки
1 Разработка программы развития детей на среднею группу на 2021-2022 учебный год Июль- август
2 • Оказание помощи в организации качественной работы с документацией : изучение программы учреждения;
• участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов;
• плана по самообразованию;
• рабочая программа кружка.
• Обсуждение возможных тем родительского собрания на начало учебного года.
• Проведение родительского собрания.).
• Подготовка детских работ к конкурсам в ДОУ, городе. Консультация, оказание помощи. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение собрания. Проверка документации. Консультация, оказание помощи и ответы на интересующие вопросы.
Подбор методической литературы по теме самообразования Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями, подбор материала для родителей.
Сентябрь- октябрь
3 • Изучение методики проведения НОД.
• Совместная разработка конспектов НОД.
• Консультация эффективное использование презентаций, мультимедиа в работе. (наставник)
• Повышение своего профессионального мастерства, посещение открытых городских мероприятий: методические объединения воспитателей (онлайн).
• Методика проведения праздника в детском саду «Здравствуй осень!» Участие в подготовке к осеннему празднику, просмотр мероприятия, обсуждения праздника.
• Взаимопосещение молодого специалиста и наставника НОД и режимных моментов.
• Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом. Обсуждение.
• Выступление на педагогическом совете Организация предметно-пространственной среды в группе и на участке (консультация).
Посещение молодым специалистом ООД и режимных моментов у наставника. Консультация, использование презентаций в работе с детьми. Ноябрь
4 • Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом.
• Подготовка к новогодним мероприятиям. Просмотр новогоднего утренника (другие группы) и участие в новогоднем утреннике на своей группе.
• Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей воспитанников.
• Составление плана предварительной работы с детьми и родителями.
• Формы взаимодействия с семьей (консультации, подбор литературы для изучения, совместное планирование работы с родителями).
• Организация подготовки детей к празднику и педагогическая позиция при проведении праздника «Новый год».
• Помощь в ведении портфолио.
• Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее».
Посещения ООД и режимных моментов молодого педагога. Обсуждение. Составление плана предварительной работы с детьми Декабрь
5 • Посещение наставником занятий с целью выявления профессиональных затруднений. В течении учебного года.
• Консультация «Использование различных технологий в образовательной деятельности детей»(на педсовете- круглый стол).
Консультации, просмотр, обсуждение.
Январь
6 • Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. Консультация и ответы на интересующие вопросы.
• Развивающая среда в группе. Обсуждение: (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала).
Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника.
Консультация и ответы на интересующие вопросы Февраль
7 • Информирование родителей о жизни детей в детском саду.
• Консультация о правилах оформления родительских уголков, папок передвижек, наличие материала, формах их оформления.
• Организация подготовки детей к празднику и педагогическая позиция при проведении праздника «Праздник наших мам».Участие в утреннике (выполнение роли ведущего).
• Просмотр открытых мероприятий Консультация наставника, участие молодого педагога в разработке материалов для родителей. Март
8 • Наблюдение за молодым специалистом во время его общения с родителями воспитанников. Беседа.
• Посещение НОД. Обсуждение.
• Инновационные технологии в системе дошкольного образования. Условия ее организации (консультация наставника).
• Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей (наблюдение).
• Выступление на педагогическом совете консультация для педагогов
«Роль игры в развитии дошкольников»
Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста (совместной игровой деятельности). Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. Апрель
9 • Подготовка к проведению итогового педагогического обследования индивидуального развития детей (Контроль)
• Анализ выполнения рабочей учебной программы.
• Организация летней оздоровительной работы с детьми (разработка плана)
Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ молодого специалиста.
Май
III. Итоговый.
Подведение итогов работы по реализации проекта по наставничеству.
Заключение.
Таким образом, у молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал. А выработанная система работы поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.
Работа по наставничеству началась в сентябре 2020 года. Молодой специалист участвует во Всероссийских конкурсах, где занимает места. Дети участвуют в городских конкурсах, где получают сертификаты за участие, на Всероссийском уровне занимают призовые места.