Зулета Шифадугова
План работы по самообразованию воспитателя дошкольного блока
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ» с. п. НИЖНИЙ ЧЕРЕК
Утверждаю:
Директор МКОУ СОШ
с. п. Нижний Черек
___ /Л. Т. Темрокова/
План работы
по самообразованию воспитателя дошкольного блока МКОУ СОШ с. п. Нижний Черек
2017-2018 уч. год.
Тема: «Дидактическая игра в обучении детей основам математики»
Воспитатель :Шифадугова З. Б.
Возрастная группа:старшая группа
Публикация «План работы по самообразованию воспитателя дошкольного блока» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»
Шифадуговой Зулеты Башировны за 2017-2018 учебный год
ТЕМА: «Дидактическая игра в обучении детей основам математики»
Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.
Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.
5. Оформить в группе уголок «Математический сундучок»
6. Подготовить и провести консультации для родителей
7. Провести математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес"
Дидактические игры в обучении детей основам математики
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение:
игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма
воспитания, а так же это способ познания окружающего мира.
Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо
использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.
Играя ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, геометрических фигур, пространственных направлений. Для этого я подбирала материал для математических игр. В результате была изготовлена картотека по ФЭМП. В группе есть: магнитная доска, различные виды мозаик, современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики рук.
Дидактические игры использую при индивидуальной работе с детьми в свободное от занятий время, на занятиях. Организуя игры вне занятий, закрепляются, углубляются и расширяются математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку.
Перспективный план
Месяц Формы работы с детьми Самообразование Формы работы с родителями
Сентябрь Диагностика ЗУН детей - Составление перспективного плана работы - изучение литературы Консультация: «Развитие математических способностей у старших дошкольников(29.09.2017г.)
Октябрь Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек) Оформление папки передвижки Тема «По дороге к математике»
Ноябрь Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью дидактического материала.
Подготовка картотеки занимательного математического материала. «Раз – ступенька, два – ступенька!»
Декабрь
Оформить в группе уголок «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК»
Папки-передвижки:. «Математика в жизни ребенка»
Январь Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью дидактического материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару») Оформление папки передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни». Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием дидактического математического материала»(25.01.2018г.)
Февраль Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми. Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
Март Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»(22.03.2017г.) Изучение литературы
Апрель Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»(17.04.2018г.) Подбор материала Индивидуальные беседы и консультации
Май Диагностика «ФЭМП» Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год.
Утверждаю:
Директор МКОУ СОШ
с. п. Нижний Черек
___ /Л. Т. Темрокова/
Консультация
для родителей на тему:
«Развитие математических способностей у старших дошкольников!»
Воспитатель : Шифадугова З. Б.
Дата проведения :29.09.2017г.
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний. В процессе обучения у детей развивается:
способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир,
выделять признаки предметов и явлений,
раскрывать их связи,
замечать свойства,
интерпретировать наблюдаемое;
формируются мыслительные действия, приемы умственной деятельности,
создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения. Между обучением и развитием существует взаимная связь. Обучение активно содействует развитию ребенка, но и само значительно опирается на его уровень развития. Известно, что математика-это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе -это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой». В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Школьная программа построена таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
ТРЕНИРОВКА ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Логическое мышление формируется, на основе образного является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии –деятельный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Приблизительно к 14 годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако, начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление -это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СРАВНИВАТЬ?
Сравнение–это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. К 5-6 годам ребенок обычно уже умеет сравнивать различные предметы между собой, но делает это, как правило, на основе всего нескольких признаков (например, цвета, формы, величины и некоторых других). Кроме того, выделение этих признаков час-то носит случайный характер и не оперируется на разносторонний анализ объекта. В ходе обучения приему сравнивания ребенок должен овладеть следующими умениями:
Дети 6 лет обычно выделяют в предмете всего два-три свойства, в то время как их бесконечное множество.
Чтобы ребенок смог увидеть это множество свойств, он должен научиться анализировать предмет с разных сторон, сопоставлять этот предмет с другим предметом, обладающим иными свойствами.
Заранее подбирая предметы для сравнения можно постепенно научить ребенка видеть в них такие качества, которые ранее были от него скрыты.
Вместе с тем, хорошо овладеть этим умением – значит научиться, не только выделять свойства предмета, но и называть их. Когда ребенок научился выделять свойства, сравнения один предмет с другим, следует начать формирование умения определять общие и отличительные признаки предметов. В первую очередь нужно обучить умению проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия. Затем следует перейти к общим свойствам. При этом сначала важно научить ребенка видеть общие свойства у двух предметов, а потом у нескольких.
Можно попробовать показать на простых примерах, как соотносятся между собой понятия «общий» признак и «существенный» признак. Важно обратить внимание ребенка на то, что «общий» признак не всегда является «существенным», но «существенный» – всегда «общим». Например: покажите ребенку два предмета,
где «общим», но «несущественным» признаком у них является цвет,
а «общим» и «существенным»– форма.
Умение находить существенные признаки объекта является одной из важных предпосылок овладения приемом обобщения.
ЧТО ЗНАЧИТ «БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Чтобы «быть внимательным», нужно иметь хорошо развитые свойства внимания:
концентрированность,
устойчивость,
объем внимания,
распределяемость,
переключаемость внимания.
Концентрированность–это степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности. Устойчивость–это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или одной и той же задаче. Объем внимания–это количество объектов, которое человек способен воспринять, охватить при одномоментном предъявлении. К 6-7 годам ребенок может с достаточной деализацией воспринимать одновременно до 3 предметов. Распределяемость
–это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнения не одного, а, по крайней мере, двух разных действий одновременно, например, слушать учителя и одновременно письменно фиксировать какие-то фрагменты объяснения. Переключаемость внимания–это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому. Такой переход всегда связан с волевым усилием. Чем выше степень концентрации внимания на одной деятельности, тем труднее переключиться на другую.
СТРЕМИТЕСЬ ЛИ ВЫ РАЗВИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ СВОЕГО РЕБЕНКА
Интеллект–это своеобразный способ мышления, уникальный и исключительный для каждого человека. Он определяется способностью:
сосредоточиваться на познавательном задании,
умением гибко переключаться, сравнивать,
быстро устанавливать причинно-следственные связи,
делать умозаключения и т. д.
Развитие интеллекта, психологический комфорт, в процессе умственной деятельности, и чувство счастья у ребенка очень тесно связаны между собой.
Утверждаю:
Директор МКОУ СОШ
с. п. Нижний Черек
___ /Л. Т. Темрокова/
Консультация для родителей
«Как организовать игры детей дома с использованием дидактического математического материала»
Воспитатель : Шифадугова З. Б.
Дата проведения : 25.01.2018г
Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием дидактического математического материала»
Совершенствование работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи детского сада и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Это в полной мере относится и к обогащению содержания семейного воспитания.
Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.
Прежде всего, следует направить внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитие детей в период дошкольного детства в связи с возросшими требованиями школы.
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуации с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры – составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру – приводит к умственной активности, основанной на заинтересованности ребёнка в получении результата. Все это способствует формированию готовности к школе.
Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно - волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до конца, поиск ответа до получения правильного результата).
Упражнения в решении занимательных задач, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки, способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы решения и планировать свои действия, оценивать полученный результат).
Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, загадка. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Работу с родителями следует проводить одновременно с включением занимательных упражнений и игр в жизнь детей группы. Этим будет обеспечено разностороннее воздействие на ребят, воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам, обучения их способам решения и поиска ответа.
Формы и методы работы с родителями по данной проблеме могут быть разнообразными: тематические родительские собрания, беседы и консультации, просмотр занятий и игр детей, оформление уголков для родителей по соответствующей тематике, пропаганда знаний о роли занимательного материала.
Игровой тренинг с родителями.
Тема: «Игра – средство общения взрослого и ребёнка в семье»
«Игра – это огромное пятно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Уважаемые родители! Мы хотим предложить вам ряд игр, которые можно использовать для занятий с детьми дома. По вашему мнению, что такое игра для ребёнка? Как вы считаете, вы хорошо осведомлены об интересах вашего ребёнка, вы знаете, с чем ему хочется играть? Выберите игрушку, которая могла бы, по вашему мнению, заинтересовать вашего ребёнка (ранее предлагалось проделать тоже детям).
Прежде чем мы начнём играть, давайте поближе познакомимся. Встанем в круг, и будем отвечать на вопрос, передавая друг другу мяч. «Меня зовут Зулета Башировна. А вас (продолжать до тех пор пока мяч не обойдет круг) в детстве меня звали … Моя любимая игрушка….Мое любимое блюдо…
А теперь мы вам покажем игры, в которые с удовольствием будут играть ваши дети.
1. «Четвёртый лишний».
Ребёнку предлагается три игрушки, сходные по одному признаку (цвет, форма, назначение) и один предмет отличающийся от остальных. Предлагается исключить лишний предмет.
2. «Что пропало; что изменилось»
Предъявляется несколько игрушек (от3 до5) и предлагается ребёнку назвать и запомнить их. Затем незаметно убирается одна из игрушек. Ребёнок должен определить какая из игрушек пропала или поменяла место.
3. «Через ручеёк»
На полу выложены вырезанные фигуры, различающиеся цветом и формой. Ребёнку предлагается перейти на другую сторону ручейка по синим камушкам (только по красным кирпичикам и т. д.)
4. «Кто позвал?»
Игра на развитие слухового внимания и памяти. Завязать ребёнку глаза, или попросить отвернуться, один из находящихся в комнате знакомых людей зовёт ребёнка по имени. Ребёнок должен угадать, кто его позвал.
5. «Найди игрушку»
Изготавливается «пальчиковый бассейн» : любая большая коробка, в которой насыпана крупа или фасоль. В «пальчиковый бассейн» прячется любой мелкий предмет. Ребёнку предлагается найти его и определить на ощупь что это.
6. «Что услышал?»
За ширмой проделываются различные действия, сопровождаемые специфическими звуками (переливание воды, шуршание бумаги, стук ложки и т. д.)ребёнку предлагается на слух определить какое действие производят.
7. «Что я загадала?»
Перед ребёнком выкладывается несколько игрушек. Взрослый описывает характерные признаки одной из них. Ребёнку предлагается найти и назвать эту игрушку.
8. «Покачай мишку»
Эта игра на развитие диафрагмального дыхания. Ребёнок ложится на ковёр, взрослый ставит на животик ребёнку игрушечного мишку или зайца и т. д. и предлагает «покачать» его: надуваем животик, опускаем.
Эти игры вы можете использовать дома в общении с вашим ребёнком.
Утверждаю:
Директор МКОУ СОШ
с. п. Нижний Черек
___ /Л. Т. Темрокова/
Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»
Воспитатель : Шифадугова З. Б.
Дата проведения : 22.03.2018г
Развлечение по математике
«Путешествие в страну Чудес»
Цель: закрепить у детей счетные умения, знания геометрических фигур,умение ориентироваться в пространстве;развивать логическое мышление, умственные способности;воспитывать коллективизм, интерес к математике.
Материал и оборудование: На полу в зале начерчен лабиринт с несколькими ходами и только одним выходом к домику. Домик-ширма, конверты с задачами-шутками, два домика, 2 замка и ключи, сделанные из картона, 2 фланелеграфа, кружки, 2 игры «Колумбово яйцо».
Организация и методика проведения: Дети под музыку входят в оформленный зал и садятся на стулья, расставленные с двух сторон. Дети заранее разделены на две команды, выбраны капитаны, продуманы названия команд; «Золотой ключик» и «Буратино». Жюри из 2-3 человек занимают свои места. Приготовлены флажки, присуждаемые командам за выполнение задания. Ведущий: Сегодня мы собрались на необычный вечер, нам предстоит побывать в стране чудес. Но для этого надо освободить Буратино, которого закрыл в домике Карабас-Барабас. Выиграет та команда, которая не испугается трудностей, преодолеет все препятствия, проявит ловкость и смекалку. Итак, отправляемся в путь на поиски Буратино.
Перед нами лабиринт. Много дорог направлено к домику, а привести к нему может только одна. Давайте найдем эту дорогу. Может быть, в этом домике и спрятан Буратино. Пусть на поиски пойдут по одному человеку от каждой команды.
Ребенок, нашедший путь к домику, открывает дверь и достает два письма. Внизу каждого конверта написано: «Ребятам детского сада от друзей Буратино». Конверты отдают ведущему.
Ведущий открывает 1 конверт и читает:
Друзья Буратино прислали нам письмо с загадками, шутками. Их довольно много – 6. поскольку загадок я должна загадать каждой команде, чтобы было поровну?
Итак, команда «Золотой ключик», слушайте и отгадывайте загадки. Задачи и загадки я буду читать только один раз. Будьте внимательны!
1. В садике гулял павлин, Подошел еще один, Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.
2. Летела стая гусей: два впереди, один сзади, Один сзади, два впереди. Сколько было гусей? (3)
3. Назовите три дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, чисел.
(сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра)
А теперь загадки, задачи-шутки для команды «Буратино»
1. На большом диване в ряд Куклы Танины стоят: Две матрешки, Буратино И веселый Чиполлино. Помогите Танюшке сосчитать игрушки.
2. У мальчика и девочки было одинаковое количество орехов. Мальчик отдал девочке 3 ореха. На сколько орехов стало больше у девочки, чем у мальчика.
3. Вышла курочка гулять, Забрала своих цыплят, Семь бежали впереди, Три остались позади. Беспокоится их мать и не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята, Сколько было всех цыплят?
Ведущий открывает второй конверт и находит там два плана «Где искать Буратино». Отдает их капитанам команд для ознакомления и дает краткие пояснения.
Дети обеих команд отправляются на поиски Буратино. Находят домики, на которых висят замки. Для того, чтобы открыть дверь, надо подобрать ключ к замку. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.
В одном из домиков находят Буратино, который становится участником всех игр. В другом домике есть задание детям: провести игру-эстафету «Составь картинку Буратино» и конкурсные задания для капитанов.
Игру «Составь картинку для Буратино придумала для нас Мальвина. Я положу части, из которых будем составлять картинку. Каждый выберет себе 1 часть, кладет ее, возвращается на место. Выигрывает команда, которая быстрее другой и правильно выполни задание. Игра проводится по типу игр-эстафет. Жюри и ведущий следят за выполнением правил.
Далее проводится конкурс капитанов.
Ведущий: Посмотрим, какие задания принесли капитаны.
Задание 1.
У Буратино было 5 золотых монет. А вы, ребята, составьте число 5 из карточек с кружками разными способами. Кто же придумал такое задание для капитанов? Посмотрим. Оказывается, придумали лиса Алиса и кот Базилио.
Капитаны по команде начинают составлять число 5 на фланелеграфах. Которые повернуты к детям своей команды. Дается определенное время (2 мин.)
В конвертах есть еще одно задание для капитанов. Прочитаю его. Задание придумала черепаха Тортилла. Она пишет: «Составьте из игры «Колумбово яйцо» старую мудрую черепаху»
Капитаны выполняют задание на фланелеграфах из наборов фигур. Жюри оценивает их работу.
Вот и закончилось наше путешествие в страну Чудес и приключений. Сейчас жюри объявит, кто же сегодня победил в этом путешествии!
Команда-победитель проходит по залу с песней о Буратино.