Ильичева Ирина
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей в подготовительной группе при обучении рассказыванию»
1. Работа начата 01.09.2018г.
2. Предполагается закончить 31.05.2019г.
3. Актуальность темы.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Публикация «План работы по самообразованию „Развитие связной речи детей в подготовительной группе при обучении рассказыванию“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
4. Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.
Задачи:
-совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
-учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
План работы на год:
Сентябрь.
Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Консультации для родителей по обучению связной речи.
Октябрь.
Работа над пересказами с использованием опорных схем. – Продолжать обучать связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
Пересказ рассказов: И. Соколова-Микитова «Осень», Л. Воронковой «Лебеди», В. Катаева «Грибы».
Консультация для родителей на тему: «Учите детей любить книгу».
Ноябрь.
Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. - Применение сказок как средства развития связной речи у дошкольников. Побуждать к умению выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний литературных героев; развивать умение составлять словесные описания.
Чтение и пересказ сказок: В. Сутеев «Мешок яблок», РНС «Вершки и корешки».
Опрос-анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка».
Декабрь.
Работа по заучиванию и выразительному чтению стихов на новогодний утренник. Дыхательная гимнастика на развитие речевого аппарата, артикуляционная гимнастика. – Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями; вызвать интерес к поэзии; пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Новый год». Развитие артикуляционного аппарата, формирование речевого дыхания.
Январь.
Продолжать работу по составлению рассказов по сюжетным картинам на тему «Зима», «Зимние забавы». - Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
Февраль.
Продолжать работу с загадками. – Формировать у детей умения составлять загадки, опираясь на модель; с помощью набора картинок упражнять в умении анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения.
Консультация для родителей: «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста».
Март.
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Теремок», «Колобок». - Создавать условия для развития творческой активности в театрализованной деятельности. Продолжать развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации. Продолжать воспитывать любовь и интерес к театрализованной деятельности.
Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в развитии детей».
Апрель.
Работа над развитием речи через дидактические игры. - Познакомить детей с дидактическими, влияющими на развитие речи.
Май.
Знакомство с пословицами и поговорками о весне. Составление рассказов по сюжетной картинке: «Весна пришла». Чтение и пересказ рассказа «Спор животных» К. Ушинского. Составление рассказа по личному опыту. Чтение и заучивание стихотворений к выпускному утреннику.
Консультации для родителей: «Речевая готовность ребенка к школе».