Маргарита Кузьмина
План работы по самообразованию «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста«
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по
детей дошкольного
возраста посредством
экономического воспитания»
Подготовила воспитатель:
МДОУ ДСКВ №11 «Улыбка»
Кузьмина М. Н
г. Талдом
Моя работа по самообразованию рассчитана на 1 год
Публикация «План работы по самообразованию „Финансовая грамотность детей дошкольного возраста„» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
2021-2022 учебный год.
Целью моей работы является :
Совершенствования условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Помочь детям дошкольного возраста войти в социально – экономическую жизнь.
Создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданин.
Какие же задачи я перед собой поставила:
-Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной теме.
- Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства в дошкольном возрасте.
- Определить направления работы по формированию финансово- грамотного поведения детей дошкольного возраста.
- Совершенствовать формы и методы работы по экономическому образованию.
- Расширять интерес у детей к элементарным экономическим знаниям.
- Привлечь родителей к экономическому воспитанию дошкольников и совершенствованию предметно- развивающей среды.
- Проанализировать работу по формированию финансово грамотного поведения детей дошкольного возраста.
Актуальность темы:
Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное направление в дошкольной педагогике – в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.
Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкиваются дошкольники. Современная жизнь весьма не предсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные экономические процессы, так привлекают малышей, развивающей среды.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Этапы моей работы по самообразованию :
Свою работу по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделила на несколько этапов:
1- Этап – организационно – ознакомительный.
Обнаружение проблемы, подбор дидактического материала и выявление уровня сформированных знаний.
Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет – ресурсов; подбор программно – методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно – развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.
2- Этап – основной.
Предполагает внедрение в работу подготовительного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях ДОУ.
3- Этап – заключительный.
Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.
Формы работы.
1этап
Изучение интернет ресурсов, статей педагогических журналов;
Чтение методических пособий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях;
Изучение опыта педагогов, представляющих свой материал на интернет порталах, педагогических сайтах.
Наблюдение за детьми в игровой, самостоятельной деятельности,ОД,;
Анализ детских поделок, личных финансовых планов.
Разработка конспектов ОД;
Подбор наглядного материала;
Отбор игровых и дидактических материалов по данной теме.
Создание методических пособий, атрибутов к сюжетно – ролевым играм, дидактические игры.
2этап
Разработка проекта по теме самообразования «Юный финансист»
Проведение совместных с родителями мероприятий в соответствии с циклограммой взаимодействия.
3этап
Наблюдение за детьми в игровой, самостоятельной деятельности, НОД;
Анализ детских поделок, личных финансовых планов.
Предполагаемый результат:
Систематизировать полученный материал по выбранной теме через подготовку доклада на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 6-7 лет»
Анализ результата мониторинга и оформление его в виде отчета с таблицами и диаграммами.
Оформит центр активности «Умка – Финансист».
Разработка конспекты ОД.
Собрать картотеку наглядного материала.
Организовать тематические мероприятия с воспитанниками в соответствии с перспективным планом.
Перспективный план по самообразованию на 2021- 2022 учебный год.
Труд – продукт – товар
Реклама
Деньги
Сентябрь
Ознакомление с литературой:
* Шатова А. Д «Тропинка в экономику». Для детей 4-7 лет.
* Шатова А. Д. «Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников».
* Шатова А. Д. «Экономическое воспитание дошкольников».
Октябрь
* Презентация «У каждого человека должно быть интересное занятие».
* Беседа о профессиях мам и пап.
* Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль»
* ОД «Что такое реклама?». Рассматривание рекламных газет, из ярких иллюстраций.
* Проект «Что такое деньги? Какие бывают деньги?»
* Методическая работа воспитателя.
Ноябрь
* Презентация «Почему все взрослые работают?» Беседа о необходимости трудится. Знакомство с экономическим понятием «труд».
* Чтение отрывка из книги Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе.
* Сюжетно – ролевая игра «Рекламное агентство». Практическое задание «Изготовление рекламной игрушки»
* Чтение РНС «Лисичка со скалочкой». Знакомство с экономическим понятием «бартер (натуральный обмен).
* Методическая работа воспитателя.
Декабрь
* Викторина «Профессии».
* ОД «Где должна и может быть расположена реклама». Беседа о том, как выглядит их подъезд, наклеена ли реклама на стенах и дверях подъезда. Дать правильную оценку недопустимой деятельности рекламораспространителей.
* Чтение истории 8 «Как Миша понял что, деньги счет любят» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».
* Методическая работа воспитателя.
Январь
* ОД «Когда продукт труда превращается в товар». Знакомство с экономическим понятием «товар».
* Просмотр презентации «Как продукт превращается в товар».
* Проект «Как мы распоряжаемся деньгами»
* Методическая работа воспитателя.
Февраль
* Рассматривание рекламных буклетов (детского содержания).Знакомство с понятием «Реклама товаров для детей»
* Презентация «Чем лучше качество,тем дороже вещь»
* Методическая работа воспитателя.
Март
* ОД «Знакомство с новой профессией – менеджер»,
* Чтение стихотворения Э. Успенского «Реклама»
* Методическая работа воспитателя
Апрель
* ОД «Сколько заработал, столько и купил»
* Деловая игра «Сказочный рекламный агент», Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».
* Чтение РНС «По копейке блестка».
* Методическая работа воспитателя.
Май
* Викторина «В мире профессий».
* ОД «От куда у людей берутся деньги?»
* Методическая работа воспитателя
Предполагаемый результат:
- Необходимый минимум экономических, финансовых и предпринимательский знаний
- Представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о производстве, о том. как получают профессию.
- Экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность)
- стимулирование социальной активности старших дошкольников в ходе совместной деятельности со взрослым, ребенка со сверстниками.
Изучить и систематизировать методическую литературу по экономическому воспитанию дошкольников :
- Антошина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями //Детский сад от А до Я.
2003.№ 4. с. 103
- Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. – с112: ил. (Иллюстрации, игровые задания:
Т. Проснякова)
- Власова И. В, Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. С. 140.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно ролевые игры и дидактические игры / авт. – сост. Д. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. - с. 169.