Наталия Лубнина
План работы по самообразованию на 2020–2021 учебный год музыкального руководителя в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
на 2020-2021 учебный год
План работы по самообразованию :
1. Проблема;
2. Тема;
3. Этапы работы (содержание, формы работы и средства решения задач, сроки проведения);
4. Результат работы и формы его представления.
1. Проблема
Публикация «План работы по самообразованию на 2020–2021 учебный год музыкального руководителя в ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Работа музыкального руководителя
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Проблемой развития творческих способностей ребенка занимались многие известные ученые и педагоги, такие, как А. В. Запорожец, А. В. Кенеман, З. Фрейд, В. Глоцер и другие, они считали, что необходимо развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные навыки, заложенные природой.
По мнению психологов и педагогов, детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.
(Л. С. Выгодский, Л. А. Баренбойм, Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина).
Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой.
Изучив методическую литературу и проанализировав её, я сделала выводы:
Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Одним из условий развития творчества является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности.
Организуя работу по развитию творческих способностей детей, возникла необходимость большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.
Наличие образных музыкально-двигательных этюдов, способствуют коррекции личности, её раскрепощению.
Помочь детям поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.
Привлечь внимание педагогов и родителей к музыкально-ритмическому и танцевальному творчеству.
Актуальность:
Обращенность современной системы образования к культурным ценностям актуализирует проблему приобщения к культуре и искусству уже в дошкольном возрасте. Российский национальный проект «Образование» обозначил цели системы образования как развитие личности с ярко выраженной творческой индивидуальностью и высоким уровнем духовности. В законе Российской Федерации «Об образовании» указан гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
2. Тема
«Развитие хореографических навыков у детей дошкольного возраста».
Дата начала работы над темой : сентябрь 2020г.
Предполагаемая дата окончания работы : май 2021г.
Цель самообразования :
-Привить интерес дошкольникам к хореографическому искусству, посредством танца
Задачи:
Образовательные:
- научить детей свободному естественному, и выразительному движению в разных жанрах танца.
Развивающие:
- развивать координацию, гибкость, пластичность, выразительность и точность движений;
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к занятиям хореографии путем создания положительного эмоционального настроя;
1-й блок. Работа с детьми :
- конспекты ООД с элементами экспериментирования
- картотеку опытов и экспериментов
- учебно-тематический план по проведению опытно-экспериментальной деятельности
2-й блок. Работа с родителями :
- анкетирование;
- консультации;
- рекомендации;
- памятки;
- родительское собрание;
- круглый стол;
- открытый показ
3-й блок работа с воспитателями :
- консультации
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста
В течение каждого года
Тема Содержание работы Практический выход
Развитие хореографических навыков у детей дошкольного возраста» Провести с родителями беседу о возможности и методах развития музыкально-эстетической культуры в семье. Выступление на родительском собрании.
Музыкально-ритмическое развитие дошкольников. Обсуждение, беседа, накопление профессионального опыта. Посещение мастер-классов и открытых мероприятий опытных педагогов-музыкантов.
Анкетирование родителей. Опросить родителей какую музыку предпочитают слушать в их семьях, что умеют сами родители (танцевать, играть на муз. инструменте и т. д., какое участие могут принять при подготовке к утренникам. Использование данных сведений при индивидуальном подходе к каждому ребенку и привлечение родителей к совместной работе с детьми при подготовке к праздникам и развлечениям.
Музыкальное развитие дошкольников. Подготовка презентаций, дидактических пособий, видеоматериала и др. Участие на городских и региональных семинарах для музыкальных руководителей. Распространение педагогического опыта, а также использование новых знаний в своей профессиональной деятельности.
Компьютерные музыкальные игры. Наглядный материал в электронном виде. Поиск, изучение и приобретение детских компьютерных музыкальных игр. Различные картинки, шаблоны, рамки применить при создании презентаций, музыкально-дидактических игр. Использование музыкально-дидактических игр, в ООД, картинки, шаблоны в презентациях на развлечениях и концертах.
Пополнение личной музыкальной фонотеки. Новинки в музыкальном мире, классические произведения для детей, современные детские песни для разучивания танцев и музыки по программе. Непосредственное применение во всех видах своей профессиональной деятельности, повышение своего кругозора и профессионального уровня.
Приобретение новинок в литературе по музыкально-ритмическому воспитанию детей. Познакомиться с разными методиками по музыкальному воспитанию, а также новыми сценариями, изучение литературы по ФГОС. Применение во всех видах своей профессиональной деятельности, повышение своего кругозора и профессионального уровня.
Выступление своих воспитанников на концертах, участие в фестивалях и конкурсах. Хореографические постановки, либо инсценировка песни. Подготовка детей к выступлению на сцене, работа под фонограмму, психологическая подготовка к выступлениям перед зрителями.
Печатать свой материал в различных газетах, сайтах (например, «Дошкольник», и журналах «Муз. руководитель», «Муз. палитра») городского, республиканского и российского уровней. Сценарии, методики, статьи по музыкальному воспитанию детей. Распространение педагогического опыта.
Регистрация и участие в форумах музыкальных руководителей и хореографов. Обсуждение наиболее эффективных методов и вопросов в области музыкально – ритмической деятельности дошкольников. Использование полученных знаний и информации своей работе с детьми. Повышение профессионального уровня.
3. Этапы работы по самообразованию :
Этапы работы.
Содержание Формы работы и средства решения задач Сроки
Диагностический
1. Анализ диагностики музыкального развития с целью выявления одаренных детей и детей, нуждающихся в коррекционной помощи
2. Изучение передового педагогического опыта и литературы по проблеме.
Прогностический
Организационный
1. Создание развивающей среды.
2. Работа с педагогическим коллективом
3. Работа с родителями
Практический и коррекционный
1. Анализ результатов работы, затруднений.
2. Отслеживание динамики процесса самообразования.
Обобщающий 1 .Провести первичную диагностику детей с целью выявления уровня развития музыкальных способностей.
2. Обработать диагностический материал, составить диагностические карты.
3. Анализ годового и перспективных планов с учетом данной проблемы.
4. Анализ программ, технологий по данной проблеме.
5. Составление каталога литературы по изучаемой проблеме с аннотацией.
6. Посещение курсов, семинаров, работа в Интернете.
1. Проводить корректировку перспективного плана работы с учетом данной проблемы.
2. Отслеживать результаты реализации поставленных задач.
1. Осуществлять отбор содержания работы с учетом данной темы.
2. Создать и пополнять картотеку пальчиковых, дыхательных и артикуляционных упражнений логоритмических попевок, коммуникативных игр и танцев.
3. Изготовлять и пополнять демонстрационный материал и атрибуты к занятиям
4. Разработать цикл образовательной деятельности с использованием здоровьесберегательных технологий
1. Провести консультацию для воспитания «Музыка в повседневной жизни группы (её функции)»
2. Осуществлять творческие связи со школой искусств
1. Провести анкетирование родителей с целью определить уровень их музыкальных способностей, интересов и предпочтений, а также просвещенность родителей в вопросах музыкального воспитания ребенка.
2. Провести консультацию «Развитие детей с нарушениями речи средствами музыкального искусства»
3. Провести консультацию «Коррекционная ритмика – как средство гармонизации личности ребенка»
4. Выступление на родительском собрании с консультацией «Использование игровых методов для развития художественно – творческих способностей дошкольника»
1. Провести диагностику и сравнить с первичной диагностикой.
2. Провести самоанализ деятельности по теме.
3. Откорректировать планы для дальнейшей работы
4. Проанализировать и дать оценку результатам работы за год.
5. Принимать участие в городских МО.
6. Представить результаты работы на педагогическом совете Сентябрь
Октябрь
В течении всего периода
В течении всего периода
В течении всего периода
В течении всего периода
В течении всего периода
В течении всего периода
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель – Май
Май
В течении всего периода
Май
4. Результат работы и формы его представления
Планируемые результаты работы за период : Обогащение содержания музыкального образования детей различными видами здоровьесберегающей деятельности. Повышение эффективности овладения детьми музыкальной деятельностью, посредством внедрения в музыкальное образование здоровьесберегающих технологий. Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Положительная динамика развития по результатам диагностики.
Ожидаемые результаты:
• Раскрытие творческих двигательных способностей;
• Овладение детьми новыми двигательными навыками;
• повышение уровня музыкально-ритмической подготовленности и развития психофизических качеств;
• формирование интереса к занятиям музыкой и танцами, потребности в ежедневной двигательной деятельности;
• формирование моральных, волевых и эстетических качеств детей.
Формы представления результатов работы :
- предметно-развивающая среда;
- картотеки практического материала;
- план работы с родителями;
- консультации для воспитателей;
- учебно-тематический план;
- образовательная программа.
Обобщающий этап
Предполагает самоанализ педагогической деятельности.
Примерный план работы по самообразованию
Работа с детьми
№ Название мероприятия Задачи Сроки проведения мероприятия Ответственные Продукт
мероприятия
1 Провести первичную диагностику детей
Разучивание с детьми Музыкально-дидактическую игру на определение жанра «Песня танец марш»
Разучивание с детьми «Танец с игрушками» выявить уровень развития музыкально - ритмических способностей детей.
1. Обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.
2. Дать представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров.
Развивать чувства ритма, координации, четкости и ловкости движения. сентябрь Музыкальный руководитель Дидактическая игра распечатана, танец показан на утреннике родителям, диагностика проведена.
2 Разучивание с детьми дидактическую игру «Загадки из нотной тетрадки музыкальные инструменты»
разучивание танцев
«Белочек с грибочками»,
«Танец с листочками»
Гостиная «Ее величество - скрипка» Слушание живой музыки в исполнении скрипки.
Расширить и закрепить знания воспитанников о музыкальных инструментах
Развивать чувства ритма, зрительное внимание, музыкальное восприятие.
Воспитывать музыкальную культуру воспитанников октябрь Музыкальный руководитель
Воспитатели старших и подготовительных групп Дидактическая игра распечатана, танец показан на празднике, дети могут определить звучание скрипки из множества звучаний инструментов.
3 Подготовка детей ко «Дню матери», разучивание танцев «Джентельмены»,
«Бабушки-старушки».
Выступление своих воспитанников на празднике
Формировать красивую осанку, развивать ритмический слух, координацию движения
Формировать красивую осанку, развивать ритмический слух, координацию движения ноябрь Музыкальный руководитель
Воспитатели старших и подготовительных групп выступление на утреннике
4 1. Разучивание с детьми Новогодней танцевальной игры «холодно замерзли руки».
Разучивание с детьми музыкально-дидактической игры «Какая бывает зима».
2. подготовка к новогодним праздникам «Новый год в Простоквашино». Развивать чувство ритма, координацию движения и внимания
Развивать творческую активность детей, учить передавать на музыкальном инструменте простой ритмический рисунок, одновременно пропевая слова.
Создать праздничную атмосферу и сказочное настроение детям.
декабрь Музыкальный руководитель
Воспитатели старших и подготовительных групп Музыкальная танец-игра распечатана и выучена, танец выучен и показан на утреннике
5 Подготовка и проведение «Прощание с елочкой»
Дидактическая игра на развитие ритмического слуха «Волшебные ракушки».
Музыкальная гостиная «Русские народные музыкальные инструменты» презентация
Развивать чувство ритма детей.
Воспитывать любовь к народной музыки Январь Музыкальный руководитель
Воспитатели старших и подготовительных групп Дидактическая игра распечатана, презентация распечатана.
6 Разучивание танцев посвященных 8 марта и 23 февраля
«Весна», «Бравые солдаты», песни морской тематики. Проект «Новороссийск, вперед!» (стихи+песня+выход детьми корябля, флагов, корабликов).
Разучивание музыкально-дидактической игры «Ритмический оркестр». Развивать чувство ритма, координацию движения и внимания
Формировать у детей способности к объединению различных видов деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах). Основываясь на полученные ранее знания. Февраль-март Музыкальный руководитель
Дидактическая игра распечатана. Танцы и песни показаны на утренниках. Проект выложен в интернете.
7 1. Разучивание муз. ритм. Игр, постановка танца «поварята». Изготовление кастрюли и больших ложек (30 штук длиной 40 см) для танца
2. Подготовка к 9 мая
Апрель-май Музыкальный руководитель
Дидактические игры распечатаны. Проведены утренники
Работа с родителями
1 Индивидуальные беседы “По результатам диагностики музыкального развития дошкольников на начало учебного года”
Консультация “Родителям о муз. способностях ребенка”. Создать благоприятную творческую атмосферу
Познакомить с программными задачами и содержанием работы на квартал. сентябрь Музыкальный руководитель Распечатать консультации и ознакомить родителей
2 1. Консультации: «Развиваем творческие способности детей через коммуникативные игры»
2. Консультация для родителей
"Зачем детям хореография!"
Участие родителей в подготовке и проведении развлечения “Осень в гости к нам пришла”
Создать благоприятную творческую атмосферу. октябрь Музыкальный руководитель Распечатать консультации и ознакомить родителей
3 1. Составление картотеки по данной теме: «Танцевальные композиции» Рекомендации по подготовке к зимним праздникам, принимать активное участие в проведении праздников.
Работа с родителями по вопросам организации праздников, выступлений и других мероприятий.
Помощь родителей в приобретении и изготовлении костюмов, пособий, реквизита и др Создать праздничную атмосферу и сказочное настроение детям.
Ноябрь-декабрь Утренники и досуги, конкурсы
4 Организовать музыкальные встречи с семьями воспитанников.
Праздничные утренники во всех возрастных группах, посвященные 23 февраля 8 марта Воспитание нравственно-патриотических чувств.
Стимулировать эмоционально-положительное состояние детей посредством музыкальной деятельности. январь Музыкальный руководитель Утренники и досуги
Работа с педагогами
1 1. Консультации для воспитателей: «Развитие хореографических навыков у детей дошкольного возраста»
2. Изготовление и использование музыкально – дидактических игр для развития музыкально-ритмических движений декабрь Консультации «Требования у воспитателю по муз. уголкам»
1. консультация для воспитателей «Формы музыкального развития дошкольника в детском саду».
февраль Консультации «Требования к воспитателям по музыкальным занятиям»
Консультация: «Образовательная область «Музыка» в рамках ФГТ». весь учебный год Консультации, мастер-классы
Практические выходы:
1. Выход на утренники с использованием основных хореографических навыков.
2. Изготовление атрибутов к танцам.