Федина Анна Николаевна
План работы по самообразованию «Артикуляционные сказки как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план работы по самообразованию
Тема: «Артикуляционные сказки как средство развития речи у детей млад-шего дошкольного возраста»
Цель: объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому раз-витию детей, помочь детям младшего дошкольного возраста выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Задачи:
Публикация «План работы по самообразованию „Артикуляционные сказки как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Средняя группа
- Темочки
• Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по вопросу формирования речи детей младшего возраста;
• Разработать перспективный план работы с детьми;
• Развивать и отрабатывать определенные положения, подвижность ор-ганов артикуляционного аппарата детей (язык, губы, небо);
• Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме, дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики;
• Совершенствовать предметную среду, способствующую активизации речи детей младшего возраста;
• Оформление папки с результатами новых разработок, статей из пед. литературы, интернета, выступлений, картотек и т. д
Актуальность:
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым мо-ментом в его развитии. В первую очередь хорошая речь характеризуется правильным произношением звуков, которое обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься развитием артикуляционного аппарата, как можно раньше.
План работы
Сентябрь.
Изучение методической литературы по теме «Артикуляционные сказки, как средство развития речи младших дошкольников». Собрать картотеку артикуляционных сказок, подготовить картинки для артикуляционной гимнастики и сказок.
Сообщение на родительском собрании «Развитие речи детей 3 – 4 лет. Роль артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения».
Октябрь.
«Этот маленький дружок – твой веселый язычок»
Познакомить детей с органами артикуляционного аппарата и простыми
артикуляционными движениями.
Презентация для педагогов «Артикуляционные сказки как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников».
Консультация для родителей «Роль родителей в развитии речи ре-бенка»
Ноябрь.
Сказочные истории из жизни Язычка. Укреплять мышцы губ и языка, способствовать их подвижности.
Консультация для родителей по теме: «Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна».
Декабрь.
Веселые сказки для артикуляционной гимнастики. Способствовать запоминанию артикуляционных упражнений.
Консультация для педагогов «Артикуляционные сказки на занятиях по развитию речи».
Беседа с родителями: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
Январь.
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о язычке по теме «Животные».
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Февраль.
Познакомить детей со сказками «Ленивый котенок», «Невоспитанный мышонок»
Представление родителям артикуляционных сказок, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников.
Март.
Путешествие язычка в зоопарк. Учить подражать животным при помощи губ и языка.
Буклеты «Артикуляционная гимнастика это весело, полезно и интересно».
Апрель.
Познакомить детей со сказкой «Фунтик в зоопарке».
Беседа с родителями о необходимости продолжать делать артикуляционную гимнастику дома для формирования четкой и правильной речи.
Май.
Сказка «Как подружились мышонок и котенок», как способ развития подвижности артикуляционного аппара-та.
Выступление с творческим отчетом на пед. совете.
Анкетирование родителей «Речь моего ребенка. Хорошо ли он говорит?»
Список использованной литературы:
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М., 2004.
2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1999.
3. Домнина Г. Б. «Артикуляционные сказки – помощницы для младших дошкольников» (Журнал «Логопед» № 5, 2011)
4. Куликовская Т. А. «Артикуляционная гимнастика в считалках» («ГНОМ и Д» М. 2008)
5. Куликовская Т. А. «Артикуляционная гимнастика в картинках» («ГНОМ и Д» М. 2010)
6. Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.
7. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.
8. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.
9. Рожкова Т. В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.
10. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика как эффективное сред-ство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С. 16-22.