Нина Александровна Кудряшова
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста
Кудряшова Нина Александровна,
МБДОУ «ЦРР – д/ с «Золушка», г. Абакан
Тема самообразования : «Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение собственной квалификации, профессионального мастерства и компетентности; систематизация профессионально – личностного совершенствования.
Задачи:
Публикация «Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
включить в содержание самообразования : изучение эффективных образовательных технологий и передового опыта по теме самообразования, методов психолого – педагогической диагностики
подбирать, накапливать, систематизировать организационно – педагогические и дидактические материалы, используемые в практической деятельности в соответствии с направлением самообразования
распространять свой педагогический опыт и пропагандировать достижения
Срок реализации: 1 год
Пояснительная записка
Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.
Одним из существенных отличий в познавательной деятельности "успешных" и "неуспешных" учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. "Неуспешные" школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого.
Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами". Также умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) - важный элемент самоконтроля, который необходимо развивать.
Специфика развития сферы произвольности обуславливает психологическую
(а точнее личностную) готовность ребенка к школе и отвечает, наряду с другими условиями, за успешную адаптацию.
№ п/п Содержание работы Сроки
1 Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме:
- Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого - педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М., 2001 – 95с.
- К. Фопель "Как научить детей сотрудничать",М., 1998
- Хухлаева О. В. "Лесенка радости",М. ,1998 г
- Кряжева Н. Л. "Развитие эмоционального мира детей", Ярославль 1996
- Чистякова М. И. "Психогимнастика", М. ,1995 г.
в течение года
2 Изучение передового педагогического опыта.
в течение года
3 Подбор и систематизация дидактического материала.
Использование его в практических целях - в работе с детьми, с родителями (законными представителями).
в течение года
4 Наполнение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с направлением развития.
в течение года
5 Консультация для родителей (законных представителей).
Тема: «Развитие у детей самоконтроля».
январь
6 Распространение опыта работы по теме самообразования среди педагогов ДОУ (информация для родителей, каталог игр по возрастным группам).
март - апрель
7 Размещение материалов по теме самообразования на профессиональных сайтах.
в течение года
8 Планирование деятельности и перспектив развития июнь-август