Ольга Богомазова
План работы по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
«Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Выполнила: воспитатель Богомазова О. П.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский
Тема самообразования :
«Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Публикация «План работы по самообразованию» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель самообразования по теме :
Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи самообразования по теме :
• Развивать эмоциональной отзывчивости детей через дидактические игры
• Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.
• Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
• Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
• Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
Этапы реализации программы:
I этап - аналитический 01.02.2019 г. -01.05.2019 г.
II этап - диагностический 2019-2021г.
III этап - организационный 2019 г.
IV этап - коррекционно-развивающий 2019-2021г.
V этап - итоговый, диагностический 2021г.
Цель самообразования по теме :
Изучение актуальности использования дидактических игр в обучении дошкольников основам математики.
Задачи самообразования по теме :
1. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей.
2. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать). Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
3. Формировать базисные математические представления, речевые умения.
Этапы разработки :
I этап – аналитический
Цель: Провести анализ ситуации по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики.» Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.
II этап - диагностический
Цель: изучить уровень развития по элементарным математическим представлением детей, наметить пути коррекционной поддержки.
III этап - организационный
Цель: разработать план коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий с детьми.
IV этап - коррекционный
Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры.
V этап- итоговый, диагностический
Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики.
Литература по теме самообразования :
1. Л. Ф. Тихоморова, А. В. Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996
2. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство-Пресс, 2009
3. З. А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М. : Просвещение, 1987
4. А. А. Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М. : Просвещение, 1987
5. С. Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с. 60-66
6. Л. Н. Литвинов. История дошкольной педагогики – М. : Просвещение, 1989.
7. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, Т. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1983
8. А. В. Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4- 5 лет – М. : ГИЦ, 2005
9. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников – СПб. : ТОО "Акцент", 1997
10. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М. : Просвещение, 1991.
11. Л. А. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М. : Просвещение, 1988 5
12. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
13. Л. С. Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М. : Просвещение, 1984
14. Ф. Н. Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М. : Просвещение, 1948.
15. Е. Н. Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.
16. М. А. Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000.
Интернет-ресурсы:
Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования.
- Международный русскоязычный социальный образовательный Интернет-проект «Социальная сеть работников дошкольного образования» https://smonews.ru/social-network-preschool-education
- Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад» https://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia.htm
- Сайт для педагогов дошкольного образования «Воспитатель» https://vospitatel.com.ua/
- Сеть творческих учителей (Дошкольное воспитание и образование) https://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com
Практический выход:
1. Подготовка и проведение игрового занятия по математике «Путешествие на паровозике» Открытое занятие для педагогов МБДОУ детского сада №117 «Росинка» 2019 год
2. Подготовка и проведение мастер-класса по теме: «Первые шаги в математике» Мастер-класс для педагогов МБДОУ детского сада №117 «Росинка» 2019 год
3. Доклад по теме: «Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы» Выступление на педагогическом совете МБДОУ детского сада №117 «Росинка» 2020 год
4. Подготовка доклада по теме: «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка» Выступление на родительском собрании группы 2019 год
5. Пополнение картотеки по ФЭМП:
- презентаций
- картотеки игр Картотека презентаций по ФЭМП и картотека игр по ФЭМП 2018, 2021
6. Оформление папок-передвижек:
-«Математика вокруг нас»;
-«По дороге к математике»
-«Математика в жизни ребенка»
-«Жизнь – нашего кружка» (фотоотчет)
-«Математические игры» (фотообзор) Папки-передвижки 2018- 2021
7. Оформление сборника консультаций для родителей по темам:
- Математика – это интересно;
- Математика дома;
- Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр.
- Развитие математических способностей у дошкольников.
- Роль дидактических игр в процессе фэмп у детей дошкольного возраста.
- Дидактическая игра в жизни ребенка.
- Яркие и интересные игры. Сборник консультаций для родителей 2018- 2021
8. Подготовка и проведение занятия по теме: «В гости к зайчику», средняя группа Открытое занятие для родителей 2019 год
9. Подготовка и проведение занятия по теме: «Математический КВН» Открытое занятие для родителей 2020 год
10. Обобщение опыта работы по теме : «Дидактические игры в обучении детей основам математики». Выступление на педагогическом совете МБДОУ детского сада №117 «Росинка» 2020 год
11. Подготовка доклада по теме: «Математическое образование в семье» Выступление на родительском собрании группы 2019 год
12. Подготовка доклада по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» Выступление на родительском собрании группы 2020 год
13. Подготовка доклада по теме «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики». Выступление на родительском собрании группы 2021 год
Изучение передового опыта:
Изучение практического опыта работы воспитателей МБДОУ детского сада №117 «Росинка» 1. Посещение занятий по формированию элементарных математических представлений 2018-2021, ежегодно по 4 занятия
2. Посещение внеклассных мероприятий по ФЭМП 2018-2021, ежегодно по 1 занятию
Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования Изучение опыта работы воспитателей ДОО по теме самообразования 2018-2021
Ожидаемые результаты:
Развитие у детей:
Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;
Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;
Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т. д. ;
Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Направления работы Год Содержание
Изучение, анализ литера- туры по теме самообразования. 2019-2020 Изучить литературу по данной теме:
1. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. М. А. Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000.
3. Б. Н. Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.
4. Ф. Н. Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М. : Просвещение, 1948.
5. Л. С. Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М. : Просвещение, 1984
6. А Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников –СПб. : ТОО "Акцент", 1997
7. Л. А. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М. : Просвещение, 1988
8. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М. : Просвещение, 1991.
9. Интернет ресурсы
Формирование Портфолио педагога. 2019-2021 Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах.
Разработать комплекс занятий и игр по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики» 2019 год
2018-2021
2019 год
2020 год - Проведение открытого игрового занятия по математике «Путешествие на паровозике»
(для педагогов);
- Оформление сборника консультаций для родителей по темам:
- Математика – это интересно;
- Математика дома;
-Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр.
-Развитие математических способностей у дошкольников.
-Роль дидактических игр в процессе фэмп у детей дошкольного возраста.
-Дидактическая игра в жизни ребенка.
-Яркие и интересные игры.
Проведение открытого занятия по теме: «В гости к зайчику», средняя группа (для родителей).
«Путешествие на паровозике» (для педагогов)
Проведение открытого занятия по теме: «Математический КВН» (для родителей).
Пополнение предметно-развивающей среды в группе. 2019-2021
Работа над созданием методических папок. 2018-2021 Подбор материала по темам.
Подбор комплекса диагностических методик 2018-2021 по темам:
ориентировка в пространстве
логическое мышление
цифры и числа
геометрические фигуры
Изучение, анализ литера- туры по теме самообразования. 2020-2021 Изучить литературу по данной теме:
1. Л. Ф. Тихоморова, А. В. Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996
2. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство- Пресс, 2009
3. З. А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М. : Просвещение, 1987
4. А. А. Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М. : Просвещение, 1987
5. С. Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с. 60-66.
6. Л. Н. Литвинов. История дошкольной педагогики – М. : Просвещение, 1989.
7. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, Т. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1983
8. А. В. Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет – М. : ГИЦ, 2005
9. Интернет ресурсы
Подготовка и проведение мастер-класса 2019 год Проведение мастер-класса по теме: «Первые шаги в математике» (для педагогов)
Кружок «Математика вокруг нас» 2018-2021 Проведение дополнительных занятий по развитию математических способностей на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей необходимых представлений, понятий, отношений, а также некоторых умений и навыков
Обобщение опыта работы 2020 год
2021 год - Выступление на педагогическом совете ДОО по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»;
- Выступление на педагогическом совете ДОО по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Оформить в группе «Математический уголок» 2019 – 2020 Математический уголок.
Пополнение картотеки по ФЭМП. 2019-2021 Картотека презентаций по ФЭМП;
Картотека игр по ФЭМП
Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии. 2019 – 2021 Разработка и проведения занятий с использование ИКТ.
Участие в методических объединениях, в жизни детского сада. 2019 – 2021 г. г. Проведение открытых НОД, мероприятий для воспитателей детского сада.
Самообобщение опыта. 2019 – 2021 г. г. По теме «дидактические игры в обучении детей основам математики»
Оформление выставок по математическим играм и упражнениям для дошкольника 2019 год 2020 год - Оформление папки-передвижки по теме: «Занимательная математика дома в повседневной жизни»;
- Оформление папки-передвижки по теме: «Математическая игротека».
Работа с родителями
Мероприятия Год
1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. 2018- 2021 г. г.
2. Подготовка и проведение консультации для родителей по темам:
«Методика организации и руководство дидактическими играми».
«Планирование дидактических игр в воспительно-образовательном процессе».
«Роль дидактических игр в детском саду»
«Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста»
«Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста» 2018-2020 г. г.
3. Совместное оформление папки передвижки:
-«Математика вокруг нас»
-«По дороге к математике»
-«Математика в жизни ребенка»
-«Жизнь – нашего кружка» (фотоотчет)
-«Математические игры» (фотообзор) 2018-2021 г. г.
4. Открытый просмотр НОД для родителей : «В гости к зайчику» 2019 год
5. Открытое занятие по теме: «Математический КВН» 2020 год
6. Проведение родительских собраний по темам:
«Математическое образование в семье»
«Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
«Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики». 2019 год
2020 год
2021 год