Галина Кошкина
План работы по ознакомлению с природой посредством дидактических игр в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №8
Перспективный план работы по экологическому воспитанию
Подготовила: воспитатель 1 категории
Кошкина Г. И
с. Починки 2016
Перспективный план работы по экологическому воспитанию.
№ недели СЕНТЯБРЬ
Цель и задачи наблюдений Формы работы
СЕНТЯБРЬ
1. Дары природы.
Публикация «План работы по ознакомлению с природой посредством дидактических игр в средней группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Планирование. Планы работ
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Cспособствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания : сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие.
Наблюдения
-Сбор урожая
-Дидактические игры :
"Чего не стало"
«Разложи правильно».
«Угадай, что съел?».
-Беседа "Что нам осень принесла"
-Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"
Мультимедийный проектор Д/-игра «что с начало – что потом»
-Игра "Дорисуй овощ"
«Гуляем по лугу»
Способствовать формированию представлений о травянистых растениях, о связи потребностей растений с условиями; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях.
Рассматривание на мультимедийном проэкторе-иллюстрации "В поле осенью"
-Лепка "Овощи для бабушки
-Опыт "Тепло - холодно"
Беседа об осени.
–Наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями.
–Рассматривание картинок, чтение художественной литературы.
–Рассматривание почвы на клумбе.
"Куда исчезают насекомые.
Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их. Видеофильм «Насекомые»
Беседа о насекомых
-Загадки
-Рассматривание иллюстраций о насекомых
Интерактивная стол Д,/ игра «Четвертый лишний»
«Кто такая рыбка» Способствовать освоению детьми представлений о рыбке: особенностях ее внешнего вида (плавники – красивые, длинные, свисающие, туловище округлое, вытянутое, приплюснутое с боков). Поведения (плавают медленно, в разных направлениях); развитию деятельности наблюдения: выделять признаки внешнего вида, пользоваться моделью при рассмотрении рыбки, отражать результаты наблюдений в точном слове; накоплению эмоционально-положительного отношения к рыбке, радоваться при наблюдении за рыбкой, любоваться ее красотой; стремиться сохранять ее живой и здоровой. Видеофильм»Жизнь рыб водоеме»
-Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.
-Опыт "Кто живёт в воде"
-"Зачем лягушке такие лапки"
-Лепка "Рыбка")
ОКТЯБРЬ
«Кому нужна вода»
Способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле. Учить делать опыт. Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
-Игра "Как сосулька превратилась вводу"
-Изготовление цветных льдинок
-Видеофильм «Взаимодействие воды и снега
-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
-Опыт с водой_(сахаром, закрашиванием краской).
«Как помочь растению Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь. ;Развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями. -игра «Вырасти цветок»
Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).
– Анализ схемы «Растения».
– Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле.
– Работа в дневнике наблюдений.
– Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»).
«Воздух» Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет).
Надувание мыльных пузырей.
-Пузырьки-спасатели.
-Надувание шаров
.-Поиск воздуха
-Загадочные пузырьки
-Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)
-Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей
«Какие разные птицы» Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам. Серия наблюдений за птицами в уголке природы, экологической комнате, на участке с использованием сравнения.
- дидактическая-игра «Собери птицу, «Раскрась птиц.»
-Рассматривание иллюстраций.
– Чтение детской природоведческой литературы.
– Рассматривание схемы-модели «Птицы».
– Отгадывание загадок.
НОЯБРЬ
«Где живут дикие звери» Способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже, их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. Рассматривание иллюстраций с интерактивной доске изображением диких животных их обитание.
– Чтение познавательной литературы о диких зверях. – Рассматривание иллюстраций. – Рассматривание схемы-модели «Звери».
«Подводное царство» Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи, лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. Видеофильм» Жизнь рыб водоемов»
-Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.
-Опыт "Кто живёт в воде"
-"Зачем лягушке такие лапки"
-Лепка "Рыбка")
Волшебница вода
Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество, с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. -Опыт с водой
Игра "Как сосулька превратилась вводу"
-Изготовление цветных льдинок
-Взаимодействие воды и снега
-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
-Опыт с водой
«Осень золотая» Обобщить представления детей об осени как времени года, ее существенных признаках; активизировать деятельность наблюдения, развивать навыки сравнения основных осенних явлений; познавательный интерес к природе, эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы. Отгадывание загадок о явлениях погоды
- Наблюдение состояния погоды, объектов живой природы.
– Рассматривание пейзажных картин.
-Дидактические игры : «Какая польза от сухих листьев»" Кто, где живёт" Игра «Угадай, чей лист»-
Декабрь «Дикие звери зимой»
Способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период (пища, способы ее добывания зимой, условия жизни в зимнем лесу); развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей; развивать умение использовать модель в качестве плана рассказа; освоить умение рассказывать последовательно, связанно Рассматривание иллюстраций.
Видео-фильм «Дикие животные»
– Чтение детской природоведческой литературы.
– Дидактические игры, направленные на подготовку детей к составлению рассказов.
– Рассказы воспитателя о зверях.
«Ёлочка –
красавица» Расширять представление детей о сосне, её полезных свойствах. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление. -Дать понятие хвойные деревья.
.-Беседа о сосне.
- Рассмотреть шишки
«Зимушка -Зима»
(обобщающая беседа о зиме) Развивать обобщенные представления о зиме как времени года, ее существенных признаках; активизировать наблюдательную деятельность, сравнение основных зимних признаков (состояние растений, одежды человека в зимний период); поддерживать познавательные интересы к эксперименту. ; воспитывать эмоциально-положительное отношение к красоте окружающей природы -Дать определение понятию - зимние явления.
-Эксперимент с снегом.
Беседа «Если на улице сильный мороз»
-Чтение художественной литературы, заучивание стихов о зиме.
– Рассматривание пейзажных картин о зиме.
Наблюдения на прогулке, работа с календарём природы
«Птицы»
Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания. потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах. – Изготовление кормушек и вынос их на участок.
–Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы.
– Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")
-Отгадывание загадок
"Кто, где живёт",
Игра "Птички-невелички"
ЯНВАРЬ «Белый снег, пушистый»
Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным Опыт со снегом
-"Нужен ли зимой растениям снег?"
-Цветные льдинки
-Рисование "Снежинки"
-Постройка горки с помощью взрослых
«Песок, глина, камень, почва» Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной Игра "Жидкое- твёрдое"
-Опыт с песком, глиной
-Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение)
-Рассмотреть песок, глину (сравнить)
«Городские птицы» Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим" Беседа о зимующих и перелётных птицах
-Отгадывание загадок
-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
-Наблюдения за птицами на участке
-Дидактические игры :
"Кто, где живёт",
Рассматривание альбома "Пернатые друзья"
Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")
-Чтение стих-я "Покормите птиц зимой"
«Органы дыхания человека»
(беседа) Создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно-гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье -Игра «Что полезно, что вредно для органов дыхания».
-Беседа носовом платке.
-Опыт с водой-«Чей кораблик дальше».
-Опыт с водой (трубочки как увидеть воздух)
ФЕВРАЛЬ
«Обитатели уголка природы» Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Рассматривание картины "Уход за комнатными растениями"
-Игра "Какого растения не стало"
-Рассматривание растений
-Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание)
-Беседа о строении растений
-Беседа об уходе за комнатными растениями
«Посадим лук»
Развивать знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; трудовые навыки детей, умение ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле, внося свой вклад.
-Загадывание загадок.
-Исследовательская работа описание лука -где растет лук, посадка лука.
- объяснение в работе в дневника, наблюдений за посадкой лука.
Стекло и металл
Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.
Игра "Расскажи и покажи"
-Опыт со стеклом, металлом
-Сравнение предметов
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов
«Советы Айболита»
Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формированию представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.
–Работа в дневнике наблюдений (зарисовка стадий роста лука).
–Беседы с детьми о витаминной пище.
МАРТ
Посещение зоопарка
Развивать представления детей о диких экзотических животных; где проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; игровые умения, поддерживать игровую ситуацию, исполнять воображаемую роль; обучать умению использовать для описания схему-модель «Животные»; расширять кругозор детей. Чтение стихотворения С. Маршака
– Где обедал, воробей?
-2. Отгадывание загадок.
-Рассматривание иллюстраций.
- Видео -фильм «Дикие животные»
- Чтение познавательной и художественной литературы о животных.
«Береги живое» Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. Мульт-фильм «Животные Красной Книги»
Игра "Где живут животные"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
-Рассматривание Красной книги, беседа-
3. Резина и пластмасса Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет -Рассматривание предметов из этих материалов
-Сравнение резины и пластмассы
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Поделки из резины, пластмассы.
«Весна в лесу» Способствовать расширению представлений детей о диких зверях весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них родителей, защита от врагов, воспитание); формированию умения называть взрослого зверя и его детеныша; развивать любознательность; воспитывать чуткое и внимательное отношение к животным. Видно-фильм «Животные в лесу»
– Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми о диких зверях весной.
– Чтение познавательной и художественной литературы.
Интерактивный стол- Д/игры «Поймай животного».
АПРЕЛЬ
«Насекомые - наши помощники»
Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.
Видеофильм «Жизнь весной»
Интерактивная доска- игры «Четвертый лишний «
-Отгадывание загадок
-Наблюдения за насекомыми
-Рассматривание иллюстраций
-Дидактические игры :
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам
«Наблюдение за деревьями» Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) дерева и веточки в группе. Различать с изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства. Опыт наблюдение за веточками деревьев в группе.
Раскрась предметы живой и неживой природы"
" Игра Найди такой же"
"Подбери листок к дереву"
-Чтение художественной литературы
Игра "Что, где зреет"
«Земля- мой дом» Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море, видах. поселения (деревня, город, страна, о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. Видеофильм о природе.
-Дидактические игры :"Рассели животных"
"Кто живёт на суше, а кто в воде"
-Беседа о звёздах
-Рисование "Звёздное небо"
«Посадка фасоли»
Развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); умение составлять рассказ по схеме. -Интерактивный стол-Д/и «Лунтик в огороде»
-Беседао фасоли
-Работа по схеме
-Изготовления дневника о наблюдении
МАЙ «Экологическая тропинка»
Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев) Беседа
Игра "Что ты сделал доброе для природы?"
-Игра "Что будет, если:"
-Дидактическая игра "Кто больше"
-Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"
-Игра "Опиши, а мы отгадаем"
«Человек - живой организм» Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. Рассказ о вредных привычках»
-Язычок- помощник
-Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз
Бумага, древесина, ткань
Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, учить выполнять опыты и уметь сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая ткань, нитки, "
Опыт; Сравнить по тяжести предметов, составе. (вода)
Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз
Оригами из бумаги
-Беседа
-Опыт с бумагой, древесиной
«Птицы весной»
Способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека); развитию умения использовать модель в качестве плана для рассказа, умение сравнивать скворца с другими птицами; развивать любознательность, желание помогать и заботиться о живых существах.
Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми.
– Наблюдение за птицами на участке детского сада.
– Работа в дневниках наблюдений.
– Отгадывание загадок.