Приложение МААМ

Конспект педагогической мастерской по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками «Ходит солнышко по кругу…»

Елена Претцер
Конспект педагогической мастерской по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками «Ходит солнышко по кругу…»
▼ Скачать + Заказать документы

План работы педагогической мастерской ШМС «Мир открытий» по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

Тема: «Ходит солнышко по кругу…»

(неживая природа)

Цель: приобретение практического опыта проведения экспериментов с целью познания неживой природы и как средство формирования познавательного интереса дошкольников.

Задачи:

Публикация «Конспект педагогической мастерской по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками „Ходит солнышко по кругу…“» размещена в разделах

Обучающие: познакомить педагогов с исследовательской деятельностью в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей с объектами неживой природы.

Развивающие: развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; формировать навыки и умения экспериментирования. Развивать творчество средствами экспериментирования.

Воспитательные: воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения.

Педагогам предлагается:

- Раздаточный методический материал: памятки для воспитателей «Особенности и организация детского экспериментирования», а также «Содержание центров экспериментальной деятельности»;

- Примерный образец оформления экспериментов и опытов для картотеки исследований по неживой природе;

- Просмотр видео эксперимента по ознакомлению детей старшей группы с объектами неживой природы (Албычакова Т. А.).

Самое лучшее открытие –

то, которое ребёнок делает сам.

Ральф У. Эмерсон,

философ

Уважаемые, коллеги, я думаю, что всем известно, какую роль играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?

Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют и побуждают снова и снова пробовать что-то новое, экспериментировать. Но очень часто в детском саду экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

Я не буду останавливаться на возрастных особенностях, но следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно. После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Необходимо, чтобы каждый из детей имел все необходимое для проведения самостоятельных исследований. Ведь стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе. В центре экспериментальной деятельности воспитанники формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций. Важно, чтобы материальная база и набор инструментов соответствовали возрастной категории детей, положительные эмоции способствовали получению результата, а практическая деятельность не вызывала переутомления.

Для наглядности педагогам представлена памятка по содержанию центров экспериментальной деятельности.

Важным компонентом исследовательско-экспериментальной деятельности является не только организация ППРС, но и содержание опытов и экспериментов. Встает вопрос: как и какие опыты проводить с детьми? В этом вам поможет умение оформлять собственную картотеку исследований. Часто опыты, проводимые под наблюдением взрослых, интересны, но никак не связаны с повседневной жизнью ребёнка. Поэтому вариант описания исследования по следующей схеме является наиболее актуальным:

1. Проблема (постановка задачи, варианты решения, план эксперимента, выбор оборудования, правила безопасности);

2. Эксперимент;

3. Вывод;

4. Связь с повседневной жизнью.

Для наглядности педагогам представлена памятка с алгоритмом подготовки и проведения экспериментов, а также образец оформления исследований для картотеки

Уважаемые коллеги, тематика детского экспериментирования очень разнообразна, но наша сегодняшняя встреча посвящена экспериментированию с объектами неживой природы.

Образец:

Исследование «Почему бутылка не тонет»

Ход исследования Вывод Связь с повседневной жизнью

Плотно закройте пробкой пустую пластиковую бутылку, и опустите в большую ёмкость с водой. Пусть дети постараются «утопить» бутылку. Почему они не могут это сделать? В бутылке есть воздух, он легкий, бутылка всплывает и не тонет в воде. Повторите опыт с этой же бутылкой, но наполненной водой. Что происходит теперь? Почему бутылка тонет? В первой бутылке был воздух, во второй – вода. Воздух легче воды, поэтому первая бутылка плавала, а вторая опустилась на дно. Человек накачивает воздух во многие предметы, которые должны плавать (корабли на воде, надувная лодка и круг и т. д.).

И так, уважаемые коллеги, приглашаю посмотреть на волшебный мир экспериментирования глазами детей: я предлагаю вашему вниманию образцы экспериментов с воздухом, магнитами, водой и статическим электричеством.

Просмотр видео эксперимента по ознакомлению детей старшей группы с объектами неживой природы (Албычакова Т. А.).

После тихого часа я расчесывала девочек, чтобы заплести. Их волосы стали «магнититься», прилипать к расческе, а Сережа спросил: «Почему у девочек волосы пушатся и прилипают к рукам, расческе?». Так мы с детьми стали выяснять, почему волосы у девочек наэлектризовались, получили электрический заряд.

Для начала, мы выяснили, что есть электричество, которое живет в розетке и помогает работать разным электроприборам (фен, чайник, плитка, телевизор). Но это очень опасное электричество и играть с ним не стоит.

Но есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно даже поиграть. Это статическое электричество. Как его получить?

Эксперименты:

«Понятие о электрических зарядах»

Ход исследования:

Посмотрите, на стене висит шарик, а на полу лежат разноцветные шарики. А давайте их повесим на стену (Дети пытаются повесить шарики на стену).

- Почему этот шарик висит, а ваши шарики падают? (Предположения детей)

- А хотите ваши шарики превратить в волшебные? Посмотрите, как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными. Как вы их сделали такими? (Ответы детей)

Вывод: в наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

- А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (Когда расчесываемся).

- Что происходит с волосами? (Волосы электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах тоже живет статическое электричество.

Связь с повседневной жизнью: Статическое электричество окружает нас в быту повсюду.

Опыт «Гибкая вода»

Ход исследования:

Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.

Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.

Вывод: В воде электроны могут свободно перемещаться.

Связь с повседневной жизнью: Мокрыми руками нельзя пользоваться электрическими приборами.

Факты: Статическое электричество окружает нас в быту повсюду. Оно может возникнуть от ходьбы по шерстяному ковру, при надевании свитера, расчесывании волос, контакте с полиэтиленом или пенопластом.

Во время игр с металлическим конструктором у мальчиков потерялась деталь, которая была очень маленькой. Все искали ее и не могли найти. Тогда Родион предложил поискать его с помощью магнита. Деталь мы нашли, но у детей появились вопросы: Где еще можно использовать магнит? Притягивает ли магнит предметы сквозь стены?

«Кладоискатели»

Ход исследования:

В стеклянную колбу наливаем крашеную воду и насыпаем туда скрепки, винтики. Дети при помощи магнита достают эти «сокровища»

Вывод: Магниты притягивают металлические предметы даже в воде.

Связь с повседневной жизнью: Есть специальные большие магниты, с помощью которых ведутся поиски в морях, озерах затонувших кораблей, самолетов. Также с помощью огромных магнитов достают металлические изделия, из которых на заводе, после переплавки делают новые металлические предметы.

Однажды на прогулке (летом) Егор лег на лавочку и стал смотреть на небо. На вопросы детей, что он делает, Егор ответил: «Я думаю, как самолеты могут летать?» Вопрос показался нам очень интересным и важным, и мы стали выяснять – Почему летят самолеты, ракеты?

«Почему летит ракета?»

Ход исследования:

Натяните между двумя, расположенными в противоположных концах комнаты, стульями нить, предварительно продев ее сквозь трубочку от сока. Надуйте воздушный шарик и зажмите конец прищепкой, чтобы не выходил воздух. Нарисуйте фломастером на шарике иллюминаторы и напишите, например, «Союз». При помощи скотча приклейте шарик к трубочке и подтяните его к одному из концов натянутой нити. Разожмите прищепку и наслаждайтесь скоростным запуском ракеты.

Вывод: когда мы отпускаем надутый шарик, воздух стремится выйти наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей струи воздуха.

Связь с повседневной жизнью: По такому же принципу летит и ракета, только баки ракеты заполняют горючим. Горючее вспыхивает по команде «Зажигание» и превращается в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в днище ракеты. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в другую. С помощью руля управляют струей вылетающих газов, и ракета летит в нужном направлении. Так работает реактивный двигатель ракеты.

Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия. Для этого взрослым важно создать условия для продуктивной детской работы:

- постепенное усложнение,

- организация условий для самостоятельной и учебной деятельности,

- использование проблемных, ситуаций.

Результатом экспериментирования становится опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения.

Домашнее задание:

- Обогатить оборудованием и подготовить фотоотчет по оформлению исследовательских центров («До – и после»);

- Реализовать и презентовать исследовательскую деятельность с детьми на примере экспериментов и опытов по данной теме;

- Презентовать пример оформления эксперимента по теме «Неживая природа».

Уважаемые коллеги, в заключении нашей встречи хочется отметить, что работу по экспериментальной деятельности можно проводить во время непосредственной образовательной деятельности и во время прогулок, а также во время образовательной деятельности в режимных моментах. Организация данной деятельности требует много времени, но радость на детских лицах окупает их в стократ.

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с сопровождением здоровосберегающих технологий Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Аскизский детский сад «Родничок» Познавательное занятие с сопровождением.

Конспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Невидимка воздух» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница вода» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебный магнит» Воспитатель: Карташова О. Н.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Опыты с тканью» Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности Задачи: • Познакомить детей с некоторыми.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие по островам»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие по островам» Конспект открытого занятия победителя муниципального конкурса «Воспитатель года» 2020 Конспект интегрированного занятия в подготовительной.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Гелевые шарики" в средней группе. Форма эксперимента:нетрадиционное занятие по.

НОД по познавательной деятельности «Ходит капелька по кругу» (подготовительная группа). Задачи: Образовательная: уточнить представления детей о твёрдом, жидком и парообразном состоянии воды, о значении воды в нашей жизни, о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект педагогической мастерской по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками «Ходит солнышко по кругу…»
Опубликовано: 15 ноября 2020 в 20:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект педагогической мастерской по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками «Ходит солнышко по кругу…»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Претцер в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД