Елена Претцер
Конспект педагогической мастерской по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками «Ходит солнышко по кругу…»
План работы педагогической мастерской ШМС «Мир открытий» по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками
Тема: «Ходит солнышко по кругу…»
(неживая природа)
Цель: приобретение практического опыта проведения экспериментов с целью познания неживой природы и как средство формирования познавательного интереса дошкольников.
Задачи:
Публикация «Конспект педагогической мастерской по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками „Ходит солнышко по кругу…“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круг. ИЗО, аппликации и поделки из кругов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
Обучающие: познакомить педагогов с исследовательской деятельностью в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей с объектами неживой природы.
Развивающие: развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; формировать навыки и умения экспериментирования. Развивать творчество средствами экспериментирования.
Воспитательные: воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения.
Педагогам предлагается:
- Раздаточный методический материал: памятки для воспитателей «Особенности и организация детского экспериментирования», а также «Содержание центров экспериментальной деятельности»;
- Примерный образец оформления экспериментов и опытов для картотеки исследований по неживой природе;
- Просмотр видео эксперимента по ознакомлению детей старшей группы с объектами неживой природы (Албычакова Т. А.).
Самое лучшее открытие –
то, которое ребёнок делает сам.
Ральф У. Эмерсон,
философ
Уважаемые, коллеги, я думаю, что всем известно, какую роль играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?
Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют и побуждают снова и снова пробовать что-то новое, экспериментировать. Но очень часто в детском саду экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.
Я не буду останавливаться на возрастных особенностях, но следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно. После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Необходимо, чтобы каждый из детей имел все необходимое для проведения самостоятельных исследований. Ведь стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе. В центре экспериментальной деятельности воспитанники формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций. Важно, чтобы материальная база и набор инструментов соответствовали возрастной категории детей, положительные эмоции способствовали получению результата, а практическая деятельность не вызывала переутомления.
Для наглядности педагогам представлена памятка по содержанию центров экспериментальной деятельности.
Важным компонентом исследовательско-экспериментальной деятельности является не только организация ППРС, но и содержание опытов и экспериментов. Встает вопрос: как и какие опыты проводить с детьми? В этом вам поможет умение оформлять собственную картотеку исследований. Часто опыты, проводимые под наблюдением взрослых, интересны, но никак не связаны с повседневной жизнью ребёнка. Поэтому вариант описания исследования по следующей схеме является наиболее актуальным:
1. Проблема (постановка задачи, варианты решения, план эксперимента, выбор оборудования, правила безопасности);
2. Эксперимент;
3. Вывод;
4. Связь с повседневной жизнью.
Для наглядности педагогам представлена памятка с алгоритмом подготовки и проведения экспериментов, а также образец оформления исследований для картотеки
Уважаемые коллеги, тематика детского экспериментирования очень разнообразна, но наша сегодняшняя встреча посвящена экспериментированию с объектами неживой природы.
Образец:
Исследование «Почему бутылка не тонет»
Ход исследования Вывод Связь с повседневной жизнью
Плотно закройте пробкой пустую пластиковую бутылку, и опустите в большую ёмкость с водой. Пусть дети постараются «утопить» бутылку. Почему они не могут это сделать? В бутылке есть воздух, он легкий, бутылка всплывает и не тонет в воде. Повторите опыт с этой же бутылкой, но наполненной водой. Что происходит теперь? Почему бутылка тонет? В первой бутылке был воздух, во второй – вода. Воздух легче воды, поэтому первая бутылка плавала, а вторая опустилась на дно. Человек накачивает воздух во многие предметы, которые должны плавать (корабли на воде, надувная лодка и круг и т. д.).
И так, уважаемые коллеги, приглашаю посмотреть на волшебный мир экспериментирования глазами детей: я предлагаю вашему вниманию образцы экспериментов с воздухом, магнитами, водой и статическим электричеством.
Просмотр видео эксперимента по ознакомлению детей старшей группы с объектами неживой природы (Албычакова Т. А.).
После тихого часа я расчесывала девочек, чтобы заплести. Их волосы стали «магнититься», прилипать к расческе, а Сережа спросил: «Почему у девочек волосы пушатся и прилипают к рукам, расческе?». Так мы с детьми стали выяснять, почему волосы у девочек наэлектризовались, получили электрический заряд.
Для начала, мы выяснили, что есть электричество, которое живет в розетке и помогает работать разным электроприборам (фен, чайник, плитка, телевизор). Но это очень опасное электричество и играть с ним не стоит.
Но есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно даже поиграть. Это статическое электричество. Как его получить?
Эксперименты:
«Понятие о электрических зарядах»
Ход исследования:
Посмотрите, на стене висит шарик, а на полу лежат разноцветные шарики. А давайте их повесим на стену (Дети пытаются повесить шарики на стену).
- Почему этот шарик висит, а ваши шарики падают? (Предположения детей)
- А хотите ваши шарики превратить в волшебные? Посмотрите, как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными. Как вы их сделали такими? (Ответы детей)
Вывод: в наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
- А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (Когда расчесываемся).
- Что происходит с волосами? (Волосы электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах тоже живет статическое электричество.
Связь с повседневной жизнью: Статическое электричество окружает нас в быту повсюду.
Опыт «Гибкая вода»
Ход исследования:
Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.
Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.
Вывод: В воде электроны могут свободно перемещаться.
Связь с повседневной жизнью: Мокрыми руками нельзя пользоваться электрическими приборами.
Факты: Статическое электричество окружает нас в быту повсюду. Оно может возникнуть от ходьбы по шерстяному ковру, при надевании свитера, расчесывании волос, контакте с полиэтиленом или пенопластом.
Во время игр с металлическим конструктором у мальчиков потерялась деталь, которая была очень маленькой. Все искали ее и не могли найти. Тогда Родион предложил поискать его с помощью магнита. Деталь мы нашли, но у детей появились вопросы: Где еще можно использовать магнит? Притягивает ли магнит предметы сквозь стены?
«Кладоискатели»
Ход исследования:
В стеклянную колбу наливаем крашеную воду и насыпаем туда скрепки, винтики. Дети при помощи магнита достают эти «сокровища»
Вывод: Магниты притягивают металлические предметы даже в воде.
Связь с повседневной жизнью: Есть специальные большие магниты, с помощью которых ведутся поиски в морях, озерах затонувших кораблей, самолетов. Также с помощью огромных магнитов достают металлические изделия, из которых на заводе, после переплавки делают новые металлические предметы.
Однажды на прогулке (летом) Егор лег на лавочку и стал смотреть на небо. На вопросы детей, что он делает, Егор ответил: «Я думаю, как самолеты могут летать?» Вопрос показался нам очень интересным и важным, и мы стали выяснять – Почему летят самолеты, ракеты?
«Почему летит ракета?»
Ход исследования:
Натяните между двумя, расположенными в противоположных концах комнаты, стульями нить, предварительно продев ее сквозь трубочку от сока. Надуйте воздушный шарик и зажмите конец прищепкой, чтобы не выходил воздух. Нарисуйте фломастером на шарике иллюминаторы и напишите, например, «Союз». При помощи скотча приклейте шарик к трубочке и подтяните его к одному из концов натянутой нити. Разожмите прищепку и наслаждайтесь скоростным запуском ракеты.
Вывод: когда мы отпускаем надутый шарик, воздух стремится выйти наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей струи воздуха.
Связь с повседневной жизнью: По такому же принципу летит и ракета, только баки ракеты заполняют горючим. Горючее вспыхивает по команде «Зажигание» и превращается в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в днище ракеты. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в другую. С помощью руля управляют струей вылетающих газов, и ракета летит в нужном направлении. Так работает реактивный двигатель ракеты.
Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия. Для этого взрослым важно создать условия для продуктивной детской работы:
- постепенное усложнение,
- организация условий для самостоятельной и учебной деятельности,
- использование проблемных, ситуаций.
Результатом экспериментирования становится опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения.
Домашнее задание:
- Обогатить оборудованием и подготовить фотоотчет по оформлению исследовательских центров («До – и после»);
- Реализовать и презентовать исследовательскую деятельность с детьми на примере экспериментов и опытов по данной теме;
- Презентовать пример оформления эксперимента по теме «Неживая природа».
Уважаемые коллеги, в заключении нашей встречи хочется отметить, что работу по экспериментальной деятельности можно проводить во время непосредственной образовательной деятельности и во время прогулок, а также во время образовательной деятельности в режимных моментах. Организация данной деятельности требует много времени, но радость на детских лицах окупает их в стократ.