Елена Претцер
План работы педагогической мастерской по опытно-экспериментальной деятельности «Маленькие чудеса в большой природе»
Тема: «Маленькие чудеса в большой природе» (Живая природа)
Цель: приобретение практического опыта проведения экспериментов с объектами живой природы (формирование представлений о влиянии неживой природы на растительный и животный мир).
Задачи:
Обучающие: повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах детского экспериментирования в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей с объектами живой природы.
Публикация «План работы педагогической мастерской по опытно-экспериментальной деятельности „Маленькие чудеса в большой природе“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие: развивать умения планировать работу по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками. Развивать способности педагогов мотивировать ребенка к творческой деятельности.
Воспитательные: воспитывать эмоционально - ценностное отношение к живой природе и окружающему миру в целом.
Практическая значимость: Данный мастер-класс поможет педагогам, правильно спланировать и провести с детьми работу по опытно-экспериментальной деятельности. Также поможет воспитателям ориентироваться в планировании деятельности по теме «Живая природа» с разными возрастными категориями детей дошкольного возраста.
В ходе проведения мастер класса педагогам будут предложены видеоматериалы демонстрации опытов и экспериментов с некоторыми материалами, в ходе непосредственно образовательной деятельности, в ходе экскурсии по экологической тропе и с использованием ЭОР.
Педагогам предлагается:
-Рассылка материалов для педагогов по «Планирование и организация детского экспериментирования» (памятки, мультимедийная презентация);
- Примерный образец оформления экспериментов и опытов для картотеки исследований по живой природе;
- Просмотр видео фрагментов экспериментов по ознакомлению дошкольников с объектами живой природы.
“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”
Василий Александрович Сухомлинский
Уважаемые, коллеги, в прошлый раз на нашем мастер-классе мы говорили об особенностях детского экспериментирования, алгоритме подготовки экспериментов. Обратили внимание на то, что стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе. Я не буду сейчас озвучивать что в какой возрастной группе должно находиться, напомню только, что для работы по опытно-экспериментальной деятельности необходимо:
• наличие центра – лаборатории для детского экспериментирования в каждой группе;
• демонстрационное лабораторное оборудование;
• дидактический материал, игры экологического содержания;
• условия для практической работы.
Итак, наши центры готовы (в той или иной мере, но каждый педагог знает и пополняет «копилку» - ППР Среды работая с детьми в рамках либо проекта, либо комплексно-тематического планирования и т. д.).
Важно, при оборудовании центра экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.
Материал для проведения опытов и экспериментов также должен определяться и меняться в соответствии с вашим планом работы.
Также я озвучила и то, как выстраивается занятие-экспериментирование. Как и любая деятельность, оно имеет свою структуру:
Алгоритм подготовки и проведения
опытно-экспериментальной деятельности
1. Выбор темы исследования: Выбирая проблему (тему эксперимента, педагог должен учитывать есть ли необходимые для её решения средства и материалы. При выборе темы надо соблюдать следующие правила:
- Тема должна быть интересная ребёнку.
- Тема должна быть выполнима, ребёнок должен получить новые полезные знания, умения и навыки.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов т т. д.) по изучению теории вопроса;
2. Выбор педагогом типа, вида, формы эксперимента;
3. Формулирование целей и задач при работе с детьми (как правило это образовательные, развивающие и воспитательные задачи);
4. Выбор и подготовка пособий, оборудования и материалов для работы детей в центре экспериментирования с учётом сезонности, возраста детей и тематики;
5. Игровой тренинг внимания, памяти, логики мышления (специальные занятия научного характера по развитию у детей умений и навыков исследовательского поиска - занятия-тренинги, предложенные Александром Ильичом Савенковым. Он предлагает задания и упражнения для развития умений видеть проблемы («Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета», выдвигать гипотезы «Почему дует ветер?», «Почему течет вода?», задавать вопросы, умение классифицировать предметы, развития умения наблюдать. Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Такой вид работы можно проводить в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуальной форме. В результате дети постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться);
6. Мотивация детей на деятельность: Для положительной мотивации воспитатели используют различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный мотив (почему так);
• ситуация выбора.
7. Сама работа в мини-лаборатории или центре науки с использованием выбранных материалов и оборудования;
8. Обобщение результатов экспериментов в различной форме (дневник наблюдений, рассказы, рисунки, фото, коллажи и т. д.)
9. Связь с повседневной жизнью.
Следующим этапом является необходимость определить формы работы, которые вы-педагоги, будете использовать в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми:
- НОД;
- тематические дни и недели;
- проекты;
- киносеансы;
- дидактические и развивающие игры, упражнения;
- сюжетно-ролевые игры;
- эксперименты и опыты;
- моделирование (создание моделей) :
1. Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов – макетов.
3. Графические модели (графики, схемы и планы) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений;
- рассматривание картин;
- наблюдения за объектами и явлениями природы;
- экскурсии, путешествия и целевые прогулки;
- экологические лаборатории;
- произведения экологической направленности, сказки;
- трудовая деятельность в природе;
- экологическая тропа;
- природоохранные акции ;
- кружковая деятельность;
- конкурсы;
- праздники, развлечения;
- театрализованная деятельность;
- дни открытых дверей;
- диагностика развития детей.
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть пример:
· констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление);
· сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
· обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные - показывает воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях мы проводим фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей, педагог ведет себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
Для положительной мотивации деятельности детей используются различные стимулы:
· Внешние стимулы (новизна, необычность объекта).
· Тайна, сюрприз.
· Мотив помощи.
· Познавательный момент (почему так).
· Ситуация выбора.
Также воспитатель должен уметь моделировать проблемные ситуации, например, от имени сказочного героя. Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей.
Дошкольники по своей натуре очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключение, устанавливают причинно-следственные связи в природе. И поэтому, различные опыты, эксперименты побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.
"Планирование работы с детьми по экспериментированию".
Младший дошкольный возраст.
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");
2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, сапоги - туфли (дидактическая игра типа "Не ошибись");
3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему суп кушаем ложкой);
4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается).
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Средний дошкольный возраст
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.
Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится);
2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется);
3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (овощи, фрукты, деревья, цветы т. д.).
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты, условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т. д.).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т. д.).
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т. д.).
Старший дошкольный возраст
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее вырастить лук);
2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки, форме (шарф - платок - косынка, цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные, материалу (платье шёлковое - шерстяное, плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (ткань, бумага, стекло, пластик, металл, керамика, поролон).
2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т. п.).
4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар). В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слов (ключ, коса, синонимами (красивый, прекрасный, чудесный, антонимами (лёгкий - тяжёлый, а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста строятся по трем уровням реализации “исследовательского обучения” (по А. И. Савенкову):
• Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
• Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно, (на этом уровне допускается коллективный поиск).
• Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечение, а как путь ознакомления ребят с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов.
В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования.
Очень часто, воспитатели детских садов, связывают экологическое образование детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое образование и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры. Дети учатся осознавать, что каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия.
Практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение в освоении опытно-экспериментальной деятельности. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель их воспитанности и культуры. Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения. Также такая деятельность способствует накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе.
Если мы говорим об опытно-экспериментальной деятельности с объектами живой природы, то сама эта деятельность успешно реализуется и в процессе экскурсий по демонстрационному маршруту - Экологическая тропа, проходящему через различные природные объекты». При подборе маршрута учитывается ряд условий:
*доступность для посещений;
*эстетическая привлекательность;
*информационная емкость.
Экологическая тропа организуется таким образом, что позволяет знакомить детей с различными природными явлениями, живыми и неживыми объектами, проводить наблюдение, опыты, эксперименты, организовывать игры. Маршрут экологической тропы состоит из следующих стоянок:
* цветник;
*лиственные деревья;
*хвойные деревья;
*кустарники;
*уголок отдыха (беседка, скамеечки)
*микро-заповедник насекомых;
*«птичья столовая»;
*«скорая помощь», где дети имеют возможность помочь раненым деревьям;
*трудовая зона.
При составлении календарно-тематического плана необходимо учитывать:
1. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от педагога. Следовательно, необходимо использовать практические методы.
2. Время в восприятии детей течет гораздо медленнее. Поэтому наблюдение за длительными процессами, например, сезонными изменениями в природе, наталкивается на объективные трудности. Детям трудно сопоставлять факты и устанавливать зависимости между ними, если наблюдения этих фактов разделены большими временными промежутками. Отсюда вытекает задача: исследовать процессы быстротекущие, динамичные в краткосрочных наблюдениях.
3. Дети не умеют выделять существенные признаки, обращают внимание в первую очередь на яркие, необычные детали. Значит, необходимо тщательно подбирать такие объекты для наблюдения, существенные признаки которых очевидны.
4. Существенные признаки, которые учитывают дети при общении, ограничиваются одним-двумя. Отсюда вытекает приоритет простых понятий перед сложными.
5. Дети не умеют наблюдать, то есть не могут самостоятельно формулировать и осознавать исследовательский вопрос, задачи и содержание наблюдений. Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулируя вопрос, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.
6. Дети с трудом устанавливают причинно-следственные связи, часто ошибаются даже в том случае, когда факты сами по себе им известны. Причина в том, что знания отношений - абстрактные понятия, не имеют образного воплощения. Значит, специально обучать детей умению терпеливо, постепенно и последовательно устанавливать причинно-следственные зависимости на основе анализа и обобщения фактов.
7. Возрастные особенности психики ребенка – двигательная активность, низкий уровень произвольного внимания, наглядно-действенная и наглядно образное мышление, стремление к игровой деятельности, крайне малый личный жизненный опыт и слабое развитие речи диктуют воспитателю необходимость использовать на занятиях адекватные методы и методические приемы: дидактические игры, занимательный материал, сказочность, наглядность.
Обязательным условием проведения опытно-экспериментальной деятельности с объектами живой природы являетсяСоблюдение правил безопасности
Работа с живым объектом:
1. Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомыми объектами, будь то незнакомые виды или незнакомые индивиды. Последствия могут оказаться неожиданными и опасными.
2. Работа с ядовитыми животными, растениями и грибами проводиться только в крайних, особо необходимых случаях, все операции производятся педагогом. Детям такие объекты не даются.
3. Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не является агрессивным, чрезмерно возбудимым или, напротив, слишком заторможенным.
4. Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное самому и не позволять этого делать детям; испугавшись, любое мирное животное может стать опасным.
5. Если животное принесено в группу из другого места, имеет смысл дать ему некоторое время освоиться с обстановкой; в противном случае оно будет нервничать, и педагог не сможет провести все задуманные эксперименты.
6. Категорически запрещаются эксперименты с больными животными, если заболевание является инфекционным или инвазионным и может передаться детям.
7. Если животное стало нервничать, эксперимент прекращается, и животное изолируется от детей.
Работа с детьми:
1. Обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
2. Для того чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. Чем чаще применяется данный метод, тем более прочными становятся навыки экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП. Экспериментирование от случая к случаю гораздо опаснее, чем систематическое проведение опытов.
3. Работа с детьми строиться по принципу «от простого к сложному». Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:
• Действие показывает педагог
• Действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке.
• Иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он даст возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой велика.
• Действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки.
• Действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка.
• Действие стало знакомо, и дети совершают его в обычном темпе.
4. Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей, имеет смысл выработать у них условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например, на слова «стоп», «стой», «замри» и т. п. По данной команде все дети на 2-3 секунды прекращают свои занятия и замирают. Данный рефлекс существует именно для экстремальных ситуаций.
В заключении, хочу цитировать слова Льва Семёновича Выготского, который сказал: «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».