Марченкова Людмила
План работы на учебный год «Детская лаборатория-мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «ОГОНЕК» ГОРОДА РУДНИ
ПЛАН РАБОТЫ
«ДЕТСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ - МАСТЕРСКАЯ»
ВОСПИТАТЕЛЬ МАРЧЕНКОВА Л. А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Публикация «План работы на учебный год „Детская лаборатория-мастерская“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников.
Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности :
- собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
- активности ребенка, стимулированной взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
Данный план обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Интеграция научных методов (исследования, экспериментирования) с практическими методами, расширение и углубление связи теории с практикой, целенаправленное включение в познавательно-исследовательскую деятельность элементов продуктивной деятельности позволит решать вопросы становления личности дошкольника.
АКТУАЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ С ВОСПИТАННИКАМИ.
Современная система дошкольного образования отходит от информационного метода передачи знаний воспитанникам. Поэтому остро встает необходимость вовлечения детей в специально организованную деятельность, позволяющую раскрыть в ребенке способности самостоятельно делать «открытия» в процессе всестороннего познания окружающей действительности и дать ему возможность их совершенствовать.
Интеграция опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности, на мой взгляд, играет роль стимула в развитии познавательного интереса дошкольников и решает вопрос получения реальных углубленных знаний об особенностях, качествах, свойствах, назначении, способах применения предметов и материалов.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.
Цель: создание условий для сбора информации об объектах окружающего мира, направленных на формирование у дошкольников полных и достоверных представлений о предметах и явлениях, посредством включения их в познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.
Задачи:
• формирование основ естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.
• создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
• развитие познавательных интересов, мыслительных процессов; самостоятельности;
• воспитание гуманно-ценностного отношения к природе.
НАПРАВЛЕННОСТЬ РАБОТЫ.
Организация работы строится по четырем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др. ;
живая природа – многообразие живых организмов, приспособленность их к окружающей среде и др. ;
человек – функционирование организма;
рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.
Каждое направление реализуется через включение воспитанников в исследовательскую, а также творческую, в том числе продуктивную, деятельности.
Работа проводится с небольшими подгруппами воспитанников. Это дает возможность педагогу:
- учитывать интересы детей;
-использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
Данная деятельность проводится во второй половине дня, что прописывается в календарном плане с учетом перспективного плана работы лаборатории-мастерской.
Во время занятий проводятся опыты или эксперименты, которые имеют четкую структуру проведения:
- постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
- выдвижение предположений,
-отбор способов и проверка предположений, выдвинутых детьми;
-подведение итогов, вывод;
-фиксация результатов.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА.
Результатом деятельности является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью. План реализуется через игру, познавательную и исследовательскую деятельность.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используются различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- познавательный мотив.
Направленность реализации работы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно - экспериментальной деятельности:
-умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
-устанавливать причинно - следственные зависимости и делать выводы.
Организация развивающей предметно – пространственной среды
для опытно – экспериментальной деятельности
с детьми дошкольного возраста.
Чем раньше познакомился маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет его желание оберегать растущее и живое. Основная задача детского учреждения - создать условия для развития в ребёнке интереса к открытиям и поддержки.
Одним из условий по развитию познавательных способностей детей является предметно – развивающая среда.
В работе по ее формированию важно учитывать ее комфортность и безопасность для ребёнка. Желательно подбирать предметы чистых цветов, чёткой и несложной формы, разных размеров. Предметы должны быть из разных, но безопасных для здоровья ребёнка материалов, имеющих разнообразный характер поверхности (гладкие, шероховатые, прозрачные, твёрдые и др. свойства). Для обозначения предметов, действий и их последовательность возможно использование знаковой символики. Придумывать такие знаки лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что всё можно обозначить не только словами, но и графически. Для помощи ребёнку в выборе деятельности предлагаются опорные схемы.
Все материалы для экспериментирования должны быть размещены таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься делом.
В летний период лабораторию целесообразно перенести на открытый воздух, выделив уголок на веранде игровой площадки.
Мониторинг.
Результативность внедрения опытно - экспериментальной деятельности определяется с помощью мониторинга. Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности.
Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить степень овладения ребенком навыками экспериментирования.
2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.
3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.
4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.
Диагностический инструментарий.
Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников.
Для осуществления мониторинга развития навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста используются индивидуальные карты формирования навыков экспериментирования.
Уровень усвоения определяется по структурно – логической схеме формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте, разработанной Ивановой А. И. Она позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую.
Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.
Литература.
1)Т. Б. Баландина. Организация работы по экспериментированию в ДОУ, Дошкольная педагогика, №10, 2012г.
2)О. В. Дыбина. «Ребёнок в мире поиска», Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста, ТЦ «Сфера», М., 2005г.
3)А. И. Иванова. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология», ТЦ «Сфера», М., 2007г.
4)И. Ильницкая, Л. Остапенко. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения, Дошкольное воспитание, №1,2007г.
5)А. И. Савенков. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании, Дошкольное воспитание, №1,2006г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(составлено на основании Программы по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста
«Ребёнок в мире поиска», О. В. Дыбина).
Сентябрь - октябрь.
Вводное.
Предварительная работа : беседы «Кто такие учёные», «Что такое эксперимент?».
Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Блок 1. Неживая природа.
Познакомить детей со свойствами объектов неживой природы, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Оборудование: халаты для экспериментирования, большой плоский лоток, маленькие лотки, тарелочки, сито, песочные часы, лупы, дощечки, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш, соломинки, пипетки, марля, сосуды разной формы, клеёнка, сетка для опытов и экспериментов.
Тема 1: Песочная страна. Свойства сухого и мокрого песка. Ветер и песок.
Знакомство с песочными часами.
Закрепить знания детей о свойствах песка.
Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком.
Измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки.
Создание эмоционального настроя на совместную деятельность, формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу.
Тема 2: Песчаный конус.
Помочь определить, может ли песок двигаться.
Тема 3: Глина.
Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная).
Продуктивная деятельность: моделирование изделий из глины (изготовление экспонатов для мини-музея «Талисманы и обереги» : горшочки-шептуны).
Создание творческой атмосферы, культивация желания участвовать в совместной деятельности.
Тема 4: Песок и глина – наши помощники. Влияние высоких температур на песок и глину.
Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия, предложить детям выяснить, что происходит с ними при нагревании.
Анкетирование родителей.
Цель: выявление отношения родителей к поисково – исследовательской активности детей.
Тема 5: Камни.
Закрепить знания детей о многообразии камней. Выявить свойства различных камней. Сбор камней и оформление коллекции.
Продуктивная деятельность: моделирование фигурок животных из камней.
Тема 6: Дары природы. Работа с природным материалом.
Познакомить детей с многообразием даров природы, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты.
Совместная деятельность воспитанников и педагога. Композиция из овощей.
Продуктивная деятельность (изготовление экспонатов для мини-музея «Талисманы и обереги») :
- работа с деревом, прутьями, берестой, лыком, мочалом;
- работа с семенами, шишками, орехами, травами, ягодами, желудями.
Ноябрь-декабрь.
Блок 3. Воздух и вода.
Оборудование: воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.
Тема 1: Этот удивительный воздух. Поиск воздуха.
Формирование первичных представления об источниках загрязнения воздуха; побуждение желания заботиться о чистоте воздуха.
Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ.
Тема 2: Парусные гонки.
Изготовление корабликов из бумаги способом оригами (по схеме). Игры с водой. Соревнование «Парусные гонки».
Тема 3: Как бумажные цветы распускаются в воде.
Показать возможности преобразования предметов, предоставить возможность участвовать в коллективном преобразовании.
Тема 4: Вдох – выдох.
Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
Тема 5: Сухой из воды.
Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека.
Закрепить знания о том, как сохранить и укрепить здоровье.
Дыхательная гимнастика.
Тема 6: Муха – Цокотуха.
Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.
Тема 7: Воздух при нагревании расширяется.
Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.
Польза закаливания с помощью воздушных ванн.
Совместное творчество: изготовление книжек-малышек.
Тема 8: В воде есть воздух.
Формировать у детей понятие о том, как можно увидеть воздух в воде.
Январь.
Блок 4. Состояние воды в природе.
Цель: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель и т. д.
Оборудование: прозрачные стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (из киндер-сюрпризов).
Тема 1: Пар — это тоже вода.
Формировать у детей понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.
Тема 2: С водой и без воды.
Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
Тема 3: Замораживаем воду.
Формировать у детей понятие о том, что снег — это замерзшая вода.
Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.
Тема 4:Вода не имеет формы.
Формировать у детей понятие о том, что вода принимает форму сосуда.
Консультация для родителей по экспериментированию с водой.
Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести с детьми дома.
Тема 5: Что растворяется в воде. Получение теста.
Уточнить представления о свойстве воды как растворителя некоторых веществ. Работа с соленым тестом (изготовление экспонатов для мини-музея «Талисманы и обереги» : обереги для жилища).
Февраль.
Блок 5. Человек.
Цель: формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека, закреплять знания о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.
Оборудование: стетоскоп, фанендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер.
Тема 1: Проверим слух.
Познакомить детей с органом слуха. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать, как человек слышит звук.
Тема 2: Наши помощники – глаза.
Познакомить детей с органом зрения. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.
Тема 3: Взаимосвязь органов вкуса и запаха.
Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
Март.
Блок 6. Животный мир и грибы.
Цель: оказать помощь в овладении средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта, развивать умение определять существенные признаки и свойства, стимулировать желание детей самостоятельно эстетически преобразовывать предметы.
Оборудование: большая миска, вода, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека.
Тема 1: Животный мир. Охрана животных.
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о многообразии животных.
Продуктивная деятельность: плакаты «Охрана млекопитающих – наша забота!»
Тема 2: Что необходимо животным для жизни.
Формировать у детей знания о природных факторах, необходимых для существования животных.
Тема 3. Птицы.
Уточнить представления детей о строении тела птиц и пользе их для человека. Опыты с перьями. Работа с яичной скорлупой (изготовление экспонатов для мини-музея).
Тема 4: Животные водоемов.
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о многообразии животного мира водоемов.
Тема 4: Царство грибов.
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о многообразии съедобных и ядовитых грибов, их роли в природе и жизни человека.
Интерактивная игра «Грибная охота».
Апрель.
Блок 7. Рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов.
Цель: развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы, воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: компасы, магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.
Тема 1: Компас.
Познакомить детей с компасом, помочь определить стороны горизонта с помощью компаса на прогулке.
Тема 2: Магнит. Притягивает - не притягивает.
Сформировать представления о назначении и свойствах магнита, активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком, выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит, изучить влияние магнетизма на разные предметы
Тема 3: Парящий самолет.
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит.
Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.
Тема 4: Как достать скрепку из воды, не замочив рук.
Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею
Совместная деятельность воспитанников и педагога: кукольный театр на магнитах.
Тема 5: Рисует магнит или нет?
Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.
Тема 6. Бумага и ее виды.
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о бумаге, способе ее получения, видах и свойствах.
Продуктивная деятельность: работа с бумагой в технике «торцевание».
Тема 7: Ткани и их виды.
Познакомить детей с многообразием тканей и их назначением.
Работа с текстилем (изготовление экспонатов для мини-музея из мешковины, льняного джута, лент, рогожки, тесьмы, кружева).
Тема 8: Изделия из дерева. Тонет - не тонет.
Знакомство со свойствами деревянных предметов.
Тема 9: Искусственные материалы.
Сформировать представления о назначении и свойствах искусственных материалов.
Коллективное творчество: работа с пластиком и пенопластом.
Тема 10: Бросовый материал и его вторая жизнь.
Познакомить детей с многообразием использования бросового материала.
Продуктивная деятельность: игрушки и подарки из вторсырья.
Май.
Блок 8. Почва. Растительный мир.
Цель: обогатить знания детей о многообразии и строении растений, свойствах почвы, установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.
Оборудование: почва, большой, плоский лоток, маленькие лотки, тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, комнатные растения, палочки для рыхления.
Тема 1: Какая бывает почва.
Формировать у детей понятие о типах почвы.
Тема 2: Свойства почвы.
Знакомство со свойствами почвы.
Тема 3: Сухая и влажная почва.
Сформировать у детей представление о том, что в земле есть вода.
Тема 4: Труд в уголке природы, рыхление почвы разными способами. Формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнера;
Тема 5: Работа в огороде, сбор природного материала для поделок, экспериментов.
Тема 6: Строение растений. Есть ли у растения органы дыхания?
Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Подбор с родителями пословиц и поговорок о растениях.
Тема 7: Цветы.
Обогатить знания детей о многообразии цветочных растений, уточнить названия цветов.
Продуктивная деятельность: костюмы с элементами украшений из цветов. Тема 8:Посадим деревце.
Формировать у детей понятие о том, что растение добывает воду через корневую систему.
Посадка деревьев на участке.
Тема 9: Почему осенью опадают листья?
Помочь установить зависимость роста растений от температуры и влаги.
Оформление гербария.
Продуктивная деятельность: аппликация из засушенных листьев.