Виктория Соловьёва
План-проспект по ВКР «Формирование представлений о природе родного края посредством наглядных методов обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Студентка 4 курса,
специальность 44.02.01
Дошкольное образование,
группа ДО-4А
СОЛОВЬЕВА
Виктория Александровна
Формирование представлений о природе родного края через наглядные методы обучения у детей подготовительной группы
План-проспект
Руководитель: М. Я. Челогузова,
преподаватель
Консультант: О. А. Костенко,
методист
Дзержинск – 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ….
Публикация «План-проспект по ВКР „Формирование представлений о природе родного края посредством наглядных методов обучения“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.
1.1. Сущность понятия «представления о природе»….
1.2. Способы и приемы формирования представлений о природе родного края у детей подготовительной группы.
1.3. Особенности использования наглядных средств для формирования у дошкольников представлений о природе родного края…
Выводы по главе 1…. ….
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №130». ….
2.1. Выявление уровня сформированности представлений о природе родного края у детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №130»…
2.2. Разработка и реализация комплекса педагогических мероприятий по формированию представлений о природе родного края через наглядные средства обучения у детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №130»…
2.3. Анализ опытной работы и методические рекомендации для воспитателей….
Выводы по главе 2….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….….
ПРИЛОЖЕНИЯ….…
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы [1].
В современном обществе отмечается возросший интерес к изучению природы родного края. Знание природы родного края необходимо для того, чтобы дать понять детям, начиная с дошкольного возраста, для чего нужно беречь природу. Какие растения и животные расположены на территории нашего родного края. Какие растения полезны, а какие ядовиты, как заботиться и оберегать нашу родную природу.
В педагогических исследованиях подчеркивается, что экологическое воспитание, как процесс приобщения ребенка к созданию обществом экологической культуре, имеющей своей целью сформировать у него представление о самом себе, как о части универсальной природной целостности, выработать внутреннюю экологическую меру его деятельности в природе. Ознакомление детей с природой способствует осознанию важности окружающего мира. Для педагогов важно, что бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотек, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям, к примеру: образовательная область «социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [1].
Педагоги дошкольного образования испытывают сложности в выборе наиболее оптимальных технологий, методов ознакомления детей с природой родного края в условиях отдаленности от природы. Хотя наглядный метод является одним из самых эффективных методов исследования у детей старшего возраста, не всегда удается применить таким образом, чтобы достичь положительного результата.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится воспитание основ патриотизма.
Детям старшего дошкольного возраста в преддверии школьного обучения важно научиться позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе, для чего им необходимо получение знаний о природе родного края, которые педагоги дошкольного образования дают им.
Все вышесказанное послужило основой выбора темы данного исследования: формирование представлений о природе родного края через наглядные методы обучения у детей подготовительной группы.
Изучением формирования представлений у дошкольников о природе родного края занимались Е. Ю. Александрова, Н. В. Алешина, Н. А. Ветлугина, Н. Г. Иванова, Е. Ф. Козина, А. В. Коломеец и др.
В рамках выпускной квалификационной работы будет сделана попытка решить проблему: как наглядные методы обучения будут способствовать формированию представлений о родной природе у детей подготовительной группы.
Новизна: разработка плана «Виртуальные экскурсии» с целью развития у детей подготовительной группы представлений о природе родного края; разработка электронного каталога видеоклипов, снятых в среде ближайшего окружения Нижегородской области.
Объект исследования: процесс формирования представлений о природе родного края у детей подготовительной группы.
Предмет исследования : применение наглядных методов обучения у детей подготовительной группы как способ формирования представлений о природе родного края детей подготовительной группы.
Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая проверка условий эффективности формирования представлений о природе родного края формирования представлений о природе родного края в подготовительной группе.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «представления о природе».
2. Изучить способы и приемы формирования представлений о природе родного края у детей подготовительной группы.
3. Рассмотреть особенности использования наглядных средств для формирования у дошкольников представлений о природе родного края.
4. Выявить уровень сформированности представлений о природе родного края у детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №130».
5. Разработать и реализовать комплекс педагогических мероприятий по формированию представлений о природе родного края через наглядные методы обучения у детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №130».
6. Проанализировать результаты опытной работы и составить методические рекомендации для воспитателей.
Гипотеза: Формирование представлений о природе родного края у детей подготовительной группы будет эффективно, если:
- обогащение представлений детей о природных объектах и явлениях Нижегородского края будет проходить через наглядные методы обучения на занятиях и в повседневной жизни;
- дети и педагоги будут вовлечены в процесс организации виртуальных экскурсий в природу родного края;
- дети будут вовлекаться в решение проблемных ситуаций, связанных с природой родного края с применением демонстрационного н наглядного материала и ИКТ.
Методы : наблюдение, анализ психолого-педагогической литературы, анализ понятийно-терминологической системы, проведение диагностических методик, метод графического отображения результатов опытной работы, сравнение, анализ и синтез, изучение педагогического опыта, синтез данных, опытная работа.
Предполагаемый объем работы 70 страниц. Характер работы: опытно-практический.
Ожидаемые результаты: повышение уровня сформированности представлений о природе родного края у детей подготовительной группы, методические рекомендации для воспитателей по формированию представлений о природе родного края у детей подготовительной группы через наглядные методы обучения.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. Первая глава – теоретическая – посвящена теоретическим аспектам формирования представлений о природе родного края у детей подготовительной группы через наглядные методы обучения. В данной главе изучено понятие «представление о природе», рассмотрены методы и приемы формирования представлений о природе родного края, изучены наглядные средства обучения. Вторая глава посвящена практическим вопросам, в ней описаны результаты проведенной опытно-практической работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – Москва : Эксмо, 2017. – 54 с. – Текст : непосредственный.
2. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю. Александрова. - Волгоград : Учитель, 2007. - 203 с. - ISBN 978-5-7057-1246-5. – Текст : непосредственный.
3. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : метод. пособие / Н. В. Алешина. – Москва : ЦГЛ, 2004. – 252 с. - ISBN 5-94916-036-3. – Текст : непосредственный.
4. Архипова, М. Н. Знакомство старших дошкольников с родным городом и его историей / М. Н. Архипова // Детский сад от А до Я. - 2016. - № 5 (83). - С. 69-74. – Текст : непосредственный.
5. Бутырина, Н. А. Методы и приемы развития у дошкольников первичных представлений о малой родине / Н. А. Бутырина, О. А. Лукьянова. — Текст : электронный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — С. 141-142. — URL : https://moluch.ru/archive/373/83416/ ( дата обращения : 15.11.2022).
6. Вавринюк, О. Н. Тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем / О. Н. Вавринюк. — Текст : электронный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 13-16. — URL : https://moluch.ru/th/1/archive/54/2224/ ( дата обращения : 15.11.2022).
7. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой : учебник для дошкольных пед. училищ / С. А. Веретенникова. - Москва : Просвещение, 1965. - 255 с. – Текст : непосредственный.
8. Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н. А. Ветлугина. - Москва : Просвещение, 1989. – 78 с. - ISBN 5-09-001127-3. – Текст : непосредственный.
9. Захарчук, А. Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников / А. Л. Захарчук. — Текст : электронный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 25-27. — URL : https://moluch.ru/th/1/archive/6/168/ ( дата обращения : 15.11.2022).
10. Иванова, Н. Г. Формирование первичных представлений об особенностях родной природы : методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с детьми 6-7 летнего возраста / Н. Г. Иванова, К. А. Тарасова, Г. Т. Мухаметшина. - Казань : Изд. дом Маковского, 2022. – 267 с. - ISBN 978-5-904613-04-4. – Текст : непосредственный.
11. Иванова, В. В. Методы экологического образования детей дошкольного возраста / В. В. Иванова. — Текст : электронный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 17-19. — URL : https://moluch.ru/th/4/archive/101/3536/ ( дата обращения : 15.11.2022).
12. Козина, Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников : учебник для среднего профессионального образования / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2022. — 454 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05349-4. — URL : https://urait.ru/bcode/493018 ( дата обращения : 15.11.2022). - Режим доступа : Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегистрир. пользователей ДПК. - Текст : электронный.
13. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром / С. А. Козлова. – Москва : Педагогика, 1988. - 102 с. - ISBN 5-7155-0125-3. – Текст : непосредственный.
14. Коломеец, А. В. Воспитание у дошкольников чувства патриотизма через знакомство с родным краем / А. В. Коломеец // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2018. - № 7. - С. 395-396. – Текст : непосредственный.
15. Круглова, Н. Б. Система патриотического воспитания в дошкольном учреждении / Н. Б. Круглова, А. А. Петухова. — Текст : электронный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 111-115. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1496/ ( дата обращения : 15.11.2022).
16. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников : методическое пособие / М. Д. Маханева. - Москва : Творческий центр «Сфера», 2010. - 90 с. - ISBN 978-5-9949-0225-7. – Текст : непосредственный.
17. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / под редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд. — Москва : Юрайт, 2022. — 450 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12763-8. — URL : https://urait.ru/bcode/498837 ( дата обращения : 15.11.2022). - Режим доступа : Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегистрир. пользователей ДПК. - Текст : электронный.
18. Мильситова, С. В. Методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста : учебное пособие / С. В. Мильситова. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2016. - 131 с. - ISBN 978-5-8353-2103-2. – Текст : непосредственный.
19. Новицкая, М. Ю. Наследие : Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. – Москва : Линка-пресс, 2003. – 195 с. - ISBN 5825200339. – Текст : непосредственный.
20. Панкратова, Н. А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о природе родного края / Н. А. Панкратова // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. - 2018. - № 4-2 (21). - С. 101-105. – Текст : непосредственный.
21. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности : учебное пособие / под ред. А. А. Остапца. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Аркти, 2004. – 173 с. - ISBN 5-89415-274-7. – Текст : непосредственный.
22. Саморукова, П. Г. Как знакомить дошкольников с природой : пособие для воспитателей детского сада / П. Г. Саморукова. - 2-е изд., дораб. – Москва : Просвещение, 1983. - 207 с. – Текст : непосредственный.
23. Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2022. — 121 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13304-2. – URL : https://urait.ru/bcode/497274 ( дата обращения : 15.11.2022). - Режим доступа : Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегистрир. пользователей ДПК. - Текст : электронный.
24. Тараканова, О. В. Экологическое воспитание в ДОУ / О. В. Тараканова. — Текст : электронный // Молодой ученый. — 2021. — № 33 (375). — С. 142-144. — URL : https://moluch.ru/archive/375/83586/ ( дата обращения : 15.11.2022).
25. Хамраева, З. М. Методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем / З. М. Хамраева. — Текст : электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 639-642. — URL : https://moluch.ru/archive/136/38063/ ( дата обращения : 15.11.2022).