Елена Минаева
План программа по поликультурному образованию старших дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие этнотолерантности старших дошкольников при знакомстве с сказками – историко-культурным наследием коренных народов Дальнего Востока»
СЕНТЯБРЬ
Тема: «Коренные народы Дальнего Востока»
Цель: Познакомить с коренными народами Дальнего Востока; Дать представление о разнообразии этносов, самобытности каждого народа, особенностях внешнего облика; Расширять знания об образе жизни, хозяйственной деятельности (животноводство, пчеловодство, земледелии, основных занятиях (рыбалка, охота, собирательство) и формах религии. 1. Рассматривание тематического альбома: «Коренные народы Хабаровского края.
Публикация «План программа по поликультурному образованию старших дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
2. Беседа об этническом разнообразии коренных народов проживающих на Дальнем Востоке.
3. Просмотр презентации на тему: «Коренные народы Дальнего Востока и Приамурья».
4. Выставка в уголке книг-сказок коренных народов.
Тема: «Нанайцы – коренные народы Дальнего Востока»
Цель: Дать представление о хозяйстве и быте народа, традиционных жилищах, духовной культуре, традиционной одежде, нанайском фольклоре – сказка. Познакомить с нанайскими знаменитостями (Дерсу Узала, Н. И. Бельды, М. А. Пассар). 1. Просмотр презентации: «Нанайцы – коренные народы Дальнего Востока».
2. Этнический уголок: тематический альбом с иллюстрациями и фотографиями о нанайцах.
3. Рассматривание куклы в нанайском костюме.
ОКТЯБРЬ
Тема: «Нанайские сказки»
Цель: Показать отражение в жанре сказки самобытность культуры нанайцев; Раскрыть сюжетное своеобразие сказки и сказочных героев; Обратить внимание на взаимоотношения людей, познакомить с народной моралью. 1. Чтение нанайской сказки «Айога».
2. Просмотр слайд сказки «Айога».
3. Пересказ сказки.
Тема: «Нанайские сказки»
Цель: Продолжать знакомить детей с сказками нанайцев; Совершенствовать знания о сюжетном своеобразии нанайских сказок; Воспитывать внимательное и бережное отношение к традиционной духовной культуре народа. 1. Чтение нанайской сказки «Как медведь и бурундук дружить перестали».
2. Просмотр слайд сказки «Как медведь и бурундук дружить перестали».
3. Пересказ сказки.
НОЯБРЬ
Тема: «Нанайские узоры» (аппликация)
Цель: Познакомить детей с элементами нанайского узор; Формировать умение правильно наносить контур и вырезывать детали узора; Учить составлять общий орнамент и аккуратно наклеивать его в соответствии с образцом; Воспитывать интерес к работе.
1. Беседа: обратить внимание на разнообразие видов художественного творчества коренных народов.
2. Рассматривание элементов узора в предметах быта нанайского народа (ковры, одежда, ковка, изделия из бересты).
Тема: «Экскурсия в выставочные залы этнокультурного центра краеведческого музея города Хабаровска»
Цель: Знакомство старших дошкольников с образом жизни системой хозяйства коренных народов Дальнего Востока, для определения географической среды и климатических условий. Дать представление о том, что коренные народы являются наследниками самобытной культуры.
1. Просмотр презентации: «Выставочные залы этнокультурного центра краеведческий музея города Хабаровска».
2. Рассматривание иллюстраций и фотографий о малых коренных народах Дальнего Востока.
ДЕКАБРЬ
Тема: «Коренные народы Дальнего Востока. Ульчи»
Цель: Дать представление о хозяйстве и быте народа, традиционных жилищах, духовной культуре, традиционной одежде, фольклоре. Познакомить с народной мастерицей по вышивке и аппликации мастерицей Токари Бельды.
1. Просмотр презентации: «Ульчи – коренной народ Дальнего Востока».
2. Этнический уголок: книги, фотографии, иллюстрации.
3. Рассматривание художественных книг с сказками ульчей.
Тема: «Волшебство сказок народа Ульчей»
Цель: Продолжать знакомить с народной моралью, которая показывает положительное и отрицательное значение; Обратить внимание на то, как раскрываются положительные отношения героев сказки, сочувствие по отношению к друг другу; Раскрыть сказочные премудрости, которые помогают понять смысл сказки. 1. Знакомство с ульчской сказкой «Скрипучая старушка».
2. Просмотр слайд сказки «Скрипучая старушка».
3. Пересказ сказки по частям.
4. Рассматривание иллюстраций из книги.
ЯНВАРЬ
Тема: «Коренные народы Дальнего Востока. Нивхи»
Цель: Продолжать знакомить детей с народами нашего края. Познакомить с коренными народами нивхами, проживающими на Дальнем Востоке. Дать представление об устаревшем названии нивхов – гиляки; Раскрыть традиции, обряды и обычаи народа (медвежий праздник); Воспитывать интерес к фольклору нивхов (мифологические рассказы, сказки, загадки, обрядовые песни. 1. Просмотр презентации: «Нивхи – коренной народ Дальнего Востока».
2. Этнический уголок: книги, фотографии, иллюстрации.
3. Рассматривание художественных книг с сказками нивхов.
Тема: «Народно-прикладное искусство нивхов» (рисование)
Цель: Познакомить с своеобразным орнаментом, рисунками на бересте, дереве, кости; Расширять представление об древних элементах: завитки, спирали, сюжетном рисовании (рыбы, птицы, драконы). Учить изображать некоторые элементы узоров и составлять сюжет рисунка. 1. Беседа: обратить внимание на разнообразие видов художественного творчества коренных народов нивхов.
2. Рассматривание элементов узора в предметах быта народа (ковры, одежда, ковка, изделия из бересты).
ФЕВРАЛЬ
Тема: «Магические сказки народа нивхи»
Цель: Познакомить детей с магическими помощниками людей – это предметы трудовой жизни, которые готовы защитить, помочь от опасностей, злобы, и других сил природы; обратить внимание на преувелечения в сказках, которые придают интерес; Показать как в сказках высмеиваются глупцы, осуждается жадность.
1. Знакомство с нивхской сказкой «Белая нерпа».
2. Просмотр слайд сказки «Белая нерпа».
3. Пересказ сказки.
4. Рассматривание иллюстраций Гусаровой из книги.
Тема: «Народы, проживающие в Хабаровском крае»
Цель: Продолжать знакомить детей с коренными народами Хабаровского края. Дать представление о том, что восемь этносов проживает в нашем крае. Формировать умение называть основные сходные виды деятельности и проживания народов, а также определять отличия между этими народами (внешний вид,
введение хозяйства, традиционное жилище и т. д.).
1. Презентация на тему «Коренные народы, проживающие в Хабаровском крае».
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Слушание песен, музыкальных напевов коренных народов.
МАРТ
Тема: «Коренные народы Дальнего Востока. Эвены»
Цель: Дать представление о хозяйстве и быте народа, традиционных жилищах, духовной культуре, традиционной одежде, фольклоре народа. Развивать знания о самоназвании народа – ламуты, оленный. 1. Просмотр презентации: «Эвены – коренной народ Дальнего Востока».
2. Этнический уголок: книги, фотографии, иллюстрации.
Тема: «Одушевлённые силы природы в сказках эвенского народа»
Цель: Обратить внимание детей на восхитительное богатство флоры и фауны в сказках коренных народов; Показать особенности взаимоотношения людей и одушевленных сил природы; Учить замечать, как живые образы противостоят друг другу (добро и зло). 1. Знакомство с эвенской сказкой «Две кедровки».
2. Просмотр слайд сказки «Две кедровки».
3. Пересказ сказки по этапам.
4. Рассматривание иллюстраций из книги.
АПРЕЛЬ
Тема: «Песни, танцы, музыкальные инструменты коренных народов Дальнего Востока»
Цель: Познакомить детей с напевами и песнями малых народов; Познакомить с жанрами напевов: лирические, любовные, бытовые, колыбельные, хвалебные; Дать представление о музыкальных инструментах: варган, бубен, погремушка, колокольчик, вертушка и т. д. ; Развивать интерес к фольклору коренных народов.
1. Слушание песнопения коренных народов (аудизапись).
2. Рассматривание иллюстраций и музыкальных инструментов.
3. Просмотр презентации на тему «Фольклор народов Амура».
4. Просмотр презентации на тему «Музыкальные инструменты коренных народов».
Тема: «Коренные народы Дальнего Востока. Негидальцы»
Цель: Продолжать знакомить детей с народами нашего края. Познакомить с коренными народом негидальским, проживающими на Дальнем Востоке. Дать представление об устаревшем названии негидальцев – «здешний», «береговой», «местный», «амгуньский человек»;Расширять знания о хозяйстве, быте, поселениях, традиционной одежде, духовной культуре, народно-прикладном искусстве народа; Воспитывать интерес к фольклору негидальцев (сказки, загадки, поговорки, обрядовые песни. 1. Просмотр презентации: «Негидальцы, народ проживающий на Дальнем Востоке».
2. Этнический уголок: книги, фотографии, картинки.
3. Рассматривание элементов костюма.
4. Предварительный просмотр иллюстраций из книг негидальских сказок.
МАЙ
Тема: «Чудесные сказки – тулун негидальского народа»
Цель: Дать представление о зачинах сказок, которые настраивают на нужный лад и помогают понять, когда и где происходят события в сказке; Дать представление о том, как выражены в сказках климатические условия Дальнего Востока, показана могущественная сила природы, восхитительное богатство флоры и фауны, труднопроходимые места тайги и гор. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
1. Знакомство с негидальской сказкой «Охотник Хурэгэлден и лисичка Солакичан».
2. Просмотр слайд сказки «Охотник Хурэгэлден и лисичка Солакичан».
3. Пересказ сказки по этапам.
4. Рассматривание иллюстраций из книги.
Викторина: «Сказки коренных народов Дальнего Востока»
Цель: Продолжать закреплять знания детей о коренных народах Дальнего Востока. Совершенствовать знания о разновидностях (этносах). Формировать знания о разнообразии сказок, созданных коренными народами. Воспитывать любовь к сказкам как историко-культурному наследию коренных народов.
Задачи:
Закрепить знания детей о народах, проживающих на Дальнем Востоке.
Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к слову, интерес к традиционной духовной культуре народов;
Показать своеобразие и самобытность сказок коренных народов;
Обогатить словарный запас дошкольников;
Продолжать воспитывать у детей любовь к родному краю. 1. Слушание песен коренных народов;
2. Игра на смекалку: «Назови сказку» (отгадывание названия сказки по краткому зачитыванию текста);
3. Игра на музыкальных инструментах;
4. Игра вопрос-ответ: «Какие народы дальнего Востока ты знаешь? Что ты можешь рассказать?»
5. Игра на внимание: «Что сначала, что потом?» (составление по картинкам правильной последовательности сюжета сказки «Айога», «Почему лягушка зеленой стала»;
6. Словесная игра: «Какие сказки ты знаешь?».