Екатерина Ершова
План — программа кружковой деятельности-тестопластики «Веселое тесто»
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка.
Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного образования. Решение одной из важных задач педагогической теории и практики по формированию творческой личности должно начаться уже в дошкольном возрасте. Актуальность:
Я решила проводить образовательную деятельность по лепке из соленого теста, так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. В работе с тестом привлекает не столько доступность, экологичность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.
Публикация «План — программа кружковой деятельности-тестопластики „Веселое тесто“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Тестопластика. Конспекты занятий
- Тестопластика. Проекты, планы
- Темочки
Цель методической разработки: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через тестопластику.
Задачи:
1. теоретически исследовать проблему развития творческих способностей детей посредством тестопластики;
2. создать творческую среду, позволяющую раскрыть природные задатки и художественно-творческие способности дошкольников;
3. разработать систему планирования кружковой работы;
4. развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение;
5. обеспечить интеграцию тестопластики с другими видами деятельности детей;
Этапы реализации:
I этап – Цель: создание условий для развития мотивации и интереса у детей к лепке,
как виду художественно-творческой деятельности посредством
тестопластики; развитие простых формообразующих движений,
знаний, умений и навыков в работе с пластичным материалом.
II этап – Цель: развитие воображения, художественного вкуса, творческих
способностей старших дошкольников.
В своей работе опираюсь на следующие принципы:
1. Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
2. Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
3. Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
4. Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
5. Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
Методы и приемы обучения:
1. Последовательное знакомство с различными видами лепки:
• Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
• Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
• Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
2. Словесный метод:
• беседа, рассказ;
• объяснение, пояснение;
• вопросы;
• словесная инструкция;
3. Наглядный:
• рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);
• показ выполнения работы (частичный, полностью);
• работа по технологическим картам.
4. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:
•
o математикой;
o развитием речи;
o художественной литературой.
Кружковая работа проводится 1 раз в неделю, 25-30 минут, во второй половине дня.
Наблюдая за детьми, за их самостоятельной исследовательской деятельностью, я решила, что на первых порах не стоит загружать их техникой лепки, призывать их к усидчивости и ждать от них высокохудожественных поделок. Детям нравится заниматься совершенно неконструктивными вещами: отщипывать от большого куска теста маленькие кусочки, делать отпечатки деталями конструктора, пальцами, ладошками, «начинять» тесто. Я на практике убедилась, что только свободное творчество, свободная игра включает в сознании ребенка механизмы обучения и формирования творческой личности.
Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Я обратила внимание, что объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможности общения со сверстниками и взрослыми. Занятие лепкой из соленого теста открывает безграничные возможности игры.
Считаю, что лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Для того чтобы деятельность детей стала осмысленной, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям, в своей работе я стараюсь использовать интегрированный подход. Построение процесса обучения на интегративной основе позволяет гармонизировать работу двух полушарий мозга. Происходит слияние образного и логического мышления. При этом интеграция содержания предполагается не в рамках одного занятия, а в границах нескольких занятий. Объединяющим ядром выступает общий познавательный контекст.
В своей работе я применяю интеграцию образовательной деятельности по художественной литературе и тестопластике. После прочтения сказки дети изготавливают фигурки сказочных героев из соленого теста по мотивам народных игрушек. Таким образом, у детей появляется возможность не только наделить образы сказочных героев определенным характером, но и проиграть фрагменты сюжета. Создавая условия для возникновения игрового взаимодействия, я получаю возможность решать задачи развития речи.
Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи.
Кружковая работа помогает активизировать имеющийся опыт на основе полученных знаний об окружающем мире на фронтальных занятиях.
Мною разработан перспективный план работы кружка «Веселое тесто» по тестопластике.
На этапе работы с детьми 5-6 лет основной задачей работы кружка являлось повышение интереса к новому виду деятельности и новому материалу – соленому тесту.
В старшей группе главным направлением деятельности кружка является знакомство детей с различными способами лепки и способами оформления вылепленных изделий.
Один из наиболее удачных вариантов интеграции разных видов детского творчества – создание самодельного настольного театра вместе с детьми. Из соленого теста можно изготовить не только героев сказок, но и фоновые композиции, дополнительные атрибуты. Это помогает еще раз вернуться к тексту сказки, что приучает детей вслушиваться в содержание, обращать внимание на мелочи. В процессе разыгрывания сюжетов с вылепленными персонажами развивается диалоговая речь детей, умение детей договариваться друг с другом.
Ожидаемые результаты:
интерес к лепке из соленого теста;
приготовление теста;
знание необходимых инструментов для работы с тестом;
скатывание прямыми движениями;
скатывание круговыми движениями;
расплющивание;
соединение в виде кольца;
защипывание края формы;
лепка из нескольких частей;
соблюдение пропорции;
оттягивание части от основной формы;
сглаживание поверхности формы;
присоединение части;
прижимание;
примазывание;
вдавливание;
лепка из нескольких частей;
соблюдение пропорций;
лепка с натуры;
лепка по представлению;
лепка на воображение;
устойчивость изделия;
выразительность образа;
динамика движения;
работа с красками;
использование дополнительных материалов;
использование стеки.
Продукты детской деятельности можно покрыть акриловым лаком и предложить детям в качестве атрибутов в сюжетно-ролевых играх, оформить выставки для родителей, использовать для оформления сезонных выставок в детском саду.
Используемая литература:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. – М. : Просвещение, 1991.
2. Грибовская А. А., Халезова – Зацепина М. Б. Лепка в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2015.
3. Фирсова А. Чудеса из соленого теста. М. : Айрис – Пресс, 2013.