Татьяна Трубенко
План-программа факультатива «Русский музей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Классика», г. Нерюнгри
План – программа факультатива
«Русский музей»
Количество лет обучения 1 год
Количество учебных часов – 34
Возраст детей: с 6 до 7 лет
Методическое пособие
Т. Н. Трубенко «Русский музей».
Интенсивная методика обеспечивающая
развитие познавательных
и творческих способностей ребенка
в дошкольном возрасте.
2013 г.
Пояснительная записка
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка.
Публикация «План-программа факультатива „Русский музей“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Планирование. Планы работ
- Темочки
В это время закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающей действительности. Уровень этих отношений определяется внутренней культурой человека. Поэтому в деле воспитания личности дошкольника вопросы культуры и эстетического воспитания должны стоять на первом месте. Знание истинных национальных ценностей призвано воспитывать в ребенке душевную красоту, любознательность, творческую активность, патриотизм. Искусство помогает лучше понимать реальный мир, учит видеть и любить прекрасное, играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме ее проявления, совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов. Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Произведения искусства могут служить прекрасным средством для развития у детей внимания и наблюдательности, облегчает работу по развитию логического мышления и речи дошкольников. Соединение знаний об отдельных видах искусства в единый сплав поможет создать у ребенка представление об образе мира в его вечности и бесконечности, в его целостности. Успех такого подхода – формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем нас мире. Целью курса является создание целостной картины мира на основе интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нем.
Задачи: Развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей; Стимулировать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность. Развивать воображение, ассоциативное мышление; Обучать детей первоначальным художественным знаниям, практическим умениям, приобщая их к деятельности в области искусства; Развивать навыки восприятия произведений различных видов искусств. Воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия; Воспитывать любовь и уважение к труду, интерес к изобразительному искусству, фольклору, эмоционально- оценочное отношение к художественному материалу.
Ожидаемый результат по задачам к концу года.
Обучая детей по данной программе, надеюсь на благотворное влияние на развитие их характера, на эмоциональное отношение к окружающему. Мои воспитанники будут испытывать стремление сопереживать чужую радость и печаль, желание участвовать в посильном художественном труде. Дети научатся оценивать доступные их пониманию произведения искусства и явления окружающей действительности. Дети будут более эстетически развиты, что приведет к развитию их творческих способностей.
Формы организации занятий.
1. В форме экскурсии по залам музея, картинам…
2. Коллективный диалог, который предполагает включение в беседу – общение каждого ребенка. Ребенок сам осуществляет выбор, исходя из своих эстетических представлений и жизненного опыта.
3. Театрализованная деятельность – дети драматизируют сказки, обыгрывают картины.
4. Импровизация дает возможность неоднократного проигрывания ситуации в поисках истины, и этот поиск должен осуществляться совместно.
5. Практические занятия – продуктивная деятельность.
Структура и продолжительность основных видов занятий:
1 часть. Организационный момент: упражнение на сплочение коллектива детей, приглашение на экскурсию, загадывание загадок, развивающие каноны.
2 часть. Основная часть: Знакомство с произведениями искусства, беседа, коллективный диалог, развивающие игры, прослушивание музыкальных произведений, пластические и динамические этюды, импровизация, практическая и театральная деятельность.
3 часть. Заключительная часть: Итог, рефлексия, задание на дом.
Предлагаемая программа рассчитана на один год обучения в группе общеразвивающей направленности 6 – 7 лет.
Продолжительность непосредственно организованной деятельности – 30 минут. Литература: Волчкова В. Н., Степанова Н. В., Конспекты занятий в старшей группе детского сада познавательное развитие. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: «Учитель».,2004. – 207с. Краснов Н. В., Беседы по искусству в начальной школе. – М. : «Искусство», 1965. – 212с. Кудрявцева Л., Художники Виктор и Аполлиарий Васнецовы: Повесть. – М. : Дет. лит., 1991. – 111с. : фотоил. Куревина О. А., Селезнева Г. Е., Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М. : «Баласс», 1999. – 416с. Новоуспенский Н. Н., Мастера русской живописи : Иван Иванович Шишкин. – Ленинград. : «Художник РСФСР», 1990. – 24с.